Философия гуманизма

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА

Гуманизм переживет человеческий род!
                Ежи Станислав Лец

Забыто слово “гуманизм”,
Эквивалентно - “человечность”.
Других течений тёмных “…изм”
Он был пра-прадедом беспечным..

А ведь в нём этика жила,
Позиция жизни, в людей вера,
Чтоб не взывая к небесам
Поверить в разум, в поиск смело.

И вера в то, что человек,
Свободой воли окрылённый,
Определит свой путь, успех…
Построит общество подобных.

Там вера в личность и права.
Её свобода всех дороже,
И поиск счастья "для себя”,
Свои способности умножить.

Были Сократ и Аристотель,
Конфуций также Эпикур
Началом и его истоком,
Они тогда ценили ум.

Был Цицерон его сторонник
И Возрождения сыны…
Назвать я мог бы очень многих,
Но всех из прошлого, увы.

Как нелегко быть гуманистом
В Европе в средние века.
Вполне быть можешь шовинистом,
Но должен веровать в Христа.

Читать обязан по латыни
И греков древних знать и чтить,
А ведь язычниками были
Ну, как за это их простить?

Любить людей и сеять знания,
А ведь вокруг лишь тёмный сброд.
Давай им хлеба, да гуляния
И позови с крестом в поход.

А как же так, любить неверных,
Кто может и Христа распял...
Ну это слишком быть примерным -
Здесь даже Лютер бы увял. 

Опять же, знания все вредны,
Лишь богословие и всё...
Лишь верить Библии - там верно
И про житиё и бытиё.

Как тяжело быть гуманистом
Во все века, во всех краях -
Пусть помыслы твои и чисты,
Но каждый встречный тебе враг. 

Как хорошо "своим быть в доску"
И "рвать рубаху на груди",
Да приносить вождю поноску
За кость, за грош или за щи.

Быть гуманистом - верить людям,
Что божья искра в них горит.
Да тяжело. Взгляни на судей.
Воистину - Всевышний спит.



ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.


;
ЭРАЗМУС РОТТЕРДАМСКИЙ

Всякий порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиной добродетели.
            Эразмус


Эразмуса не прост был путь
Веков из тёмных в просвещение.
Во всём искал он смысл и суть...
"Князь гуманистов" твоё бремя.   (1)

Голландец по происхождению
Был больше немец он в душе.
Был педантичен в своих мнениях
Патриотизм считал - "клише".

Он возродил любовь к Элладе
И к древним мудрецам её.
Владел он греческим так складно,
Что лучше не было его.

Издание Нового Завета -
Его заслуга, его труд.
И комментарии новым светом
Впервые в христианстве чтут.

Для иудеев то не новость -
Растолковать, что Бог сказал;
Талмуд для этого был создан...
Эразм писал для христиан.

И изучению богословия
Он первый дал толчок и жизнь.
Критически, без многословия -
Таким учёный должен быть.

Он был монахом, но недолго.
Его живой блестящий ум
Привлёк владык седой Европы
И стал властителем он дум.

И к королям, и к кардиналам
Был вхож Эразмус. Там был свой.
Все страны так и зазывали -
Он жил в одной, потом в другой.

Преподавал, писал он много,
Советником был королей.
И путешествовал он много,
И не было ему дверей.

История ещё не знала
Примера личности такой,
Влияние его не мало
На гуманизм, на жизнь, на строй.

Сравниться мог бы с ним Вольтер
Другой гигант пера и мысли.
Но это позже и пример -
Эразмус уникальный в жизни


(1) Под псевдонимом Эразм Роттердамский (1469-1538), а также Дезидерий известен Герхард Герхардс - голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель. Ему принадлежала заслуга подготовки первого издания оригинала Нового завета, снабженного комментариями. Именно с него начались попытки изучения текстов священных писаний как объекта критических исследований.


;
АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ

Если женщина случайно упадет, то почти всегда на спину и весьма редко лицом вниз.
                Агриппа Неттесгеймский  (1)


Он - доктор Фауст во плоти,
Прообразом служил для Гёте.   (2)
А титул мага пронести
Так тяжело было в Европе. 

Там колдунов жгли, как и ведьм
По подозрениям нелепым,
А тут сам автор входит в дверь -
Маг чёрной магии секретов. 

К Эразму был он близок духом,    (3)
Но гуманизма не принял.
Науку не любил, по слухам,
А магию даже очень знал.

Слыл чернокнижником недаром,
Считался также колдуном!
Но жизнь не кончил он пожаром -
Менял он страны - колобком.

Был острослов, но сильных мира
Обидеть - сам себе во вред.
Не понимал он, что сатира
Порой опасней, чем стилет.

Изгоем был он, был и рыцарь;
По слухам - точно еретик!
Сидел в тюрьме и сделал вывод,
Жизнь посвятить изданию книг.  (4)

Ходили слухи - его книги
Имели разум и могли
Владельцам строить все интриги,
А многих к смерти привели!   (5)

Вот вам реальный доктор Фауст!
И чернокнижник, и мудрец.
В его учении много пауз -
И в каждой может ждёт конец.


(1) Агриппа Неттесгеймский,  настоящее имя Генрих Корнелиус Неттесгеймский 1486-1535 — немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат.
(2) Агриппа — одна из фигур, которая вдохновила Гёте на создание трагедии «Фауст» (1808).
(3) Эразм Роттердамский— крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов»
(4) Агриппа  написал книгу «О тайной философии» («De Occulta Philosophia»).
(5) Утверждалось, что некоторые из написанных им книг по демонологии обладали собственным разумом и сознательно доводили до смерти своих владельцев, к которым попадали после смерти


ЭПИЛОГ

Согласен я, что мы циничней,
Что вера в нас уже не та,
И гражданстве, и в жизни личной
Мы гуманистам не чета.

Но нам оставили уроки
Те мудрецы из давних лет -
Философы, как и пророки,
Что гуманизма есть в нас свет. 


Рецензии