Реферат45

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
 



Реферат
Физическая культура и спорт
Тема: «Лыжный спорт»






Обучающиеся ______________
                (подпись)

Руководитель ______________
                (подпись)



Новосибирск – 2020

Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. История лыжного спорта……………………………………………………...5
2. Упражнения для лыжника………………………………………………….....11
3. Развитие лыжного спорта…………………………………………………..…18
Заключение……………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………...23
;
Введение

В большинстве районов  нашей страны, где зима продолжительная  и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах  в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное  воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и  в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при  занятиях на лыжах очень легко  дозируется как по объему, так и  по интенсивности. Это позволяет  рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей  любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или  просто на прогулках - успешно воспитываются  важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению  любых трудностей, что особенно важно  в подготовке юношей к службе в  рядах Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое  прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где  используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди  школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют  образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают  новые знания, умения и навыки, связанные  с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими  упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились  две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому  воспитанию в общеобразовательных  школах, профессионально-технических  училищах, средних и высших учебных  заведениях различного профиля, в Вооруженных  Силах страны; рекомендуется в  качестве спортивного развлечения  включать в занятия по физическому  воспитанию в дошкольных учреждениях  и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных  программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого  населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных  нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых  массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности  и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные  дистанции.
Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами.  ;
1.История лыжного спорта

Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.
Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863 г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии – Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии – Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции – массовая лыжная гонка «Васаоппет» (с 1922г).
В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции – гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России – гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.
В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Междуна-родную лыжную Федерацию.
Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации  Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г. – Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897 г. создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910 г. лыжные клубы г. Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований – восемнадцать, в которых выступало 100 участников.
7 февраля 1910 г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.
На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях – 30, 60 и 90 км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.         До начала первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России. В 1918 г. лыжный спорт был включен в число учебных дисциплин первого учебного плана высшего физкультурного образования. По количеству побед на первенствах страны 1910-1954 г.г. наивысший рейтинг занимает Зоя Болотова – восемнадцатикратная чемпионка. Среди мужчин сильнейшим был       Дмитрий Васильев – 16 побед, он является первым обладателем звания «Заслуженный мастер спорта».
Всего за период 1910-1995 г.г. было проведено 76 чемпионатов страны на дистанциях от 10 до 70 км у мужчин, и от 3 до 50 км у женщин. С 1963 г. В программы чемпионата страны включена сверх марафонская дистанция для мужчин – 70 км. У женщин с 1972 г. самой длинной стала дистанция 30 км, а с 1994г. – 50 км. Рекордная по длине 4-дневная мужская гонка была проведена в 1938 г. – 232 км от Ярославля до Москвы. Победил Дмитрий Васильев – 18 час 41мин 02сек. Рекорд первого лыжного века по количеству побед на чемпионатах страны установила Галина Кулакова – 39 золотых медалей.
Спортивные достижения Галины Кулаковой вознаграждены Международным олимпийским комитетом Олимпийским серебряным орденом. По представлению Олимпийского комитета России первый среди наших соотечественников международный приз Кубертена присужден Раисе Сметаниной – лидеру мировой элиты лыжников. Участница пяти Олимпиад, восьми чемпионатов мира Раиса Сметанина установила еще один уникальный рекорд спортивного долголетия – на 5-ой Олимпиаде золотой медалью была увенчана в 40 лет.
Известные в настоящее время виды и дисциплины лыжного спорта дифференцируют на олимпийские, не олимпийские и показательные.
Олимпийские виды лыжного спорта включены в программу Зимних Олимпийских Игр, которые проводят с 1924 г. К ним относятся: лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, горные лыжи, биатлон, фристайл, сноуборд.
К не олимпийским видам отнесены те упражнения на лыжах, которые утверждены соответствующей Международной лыжной федерацией и имеют юридический статус вида лыжного спорта.
Не олимпийские виды спорта: спортивное ориентирование на местности, виндсерфинг, командная гонка четырех биатлонистов, лыжный балет или фигурное катание на лыжах, лыжное двоеборье-спринт, полеты на лыжах с трамплина, спуск на скорость (спидскинг), параллельный слалом. По этим видам спорта проводят официальные чемпионаты мира, Кубок мира, другие международные соревнования. В лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в Олимпийскую программу – они отнесены к показательным: буксировка лыжника, полеты на лыжах на дельтапланах, спуск с горных вершин, мини-лыжи; трюки на лыжах: прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета без парашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика.
На I Зимних Олимпийских играх в Шамони (Франция, 1924г) лыжный спорт был представлен лыжными гонками на дистанции 18 и 50км, прыжками на лыжах с трамплина и северным двоеборьем (прыжки с трамплина и лыжная гонка).
Олимпийским чемпионом в лыжных гонках и в лыжном двоеборье стал норвежский лыжник Тарлиф Хауг. В прыжках на лыжах с трамплина занял III место. Тарлиф Хауг первый в мире был удостоен звания «Короля лыж». На 16-ти последующих играх повторить и тем более превзойти рекорд первого в мире «Короля лыж» не смог ни один олимпиец. За свои победы на лыжне Хауг был удостоен 10 Королевских Кубков. В знак необычайных спортивных заслуг суровые и немногословные норвежцы впервые в мире воздвигли Тарлифу на его родине прижизненный памятник. История олимпийского движения 60-70 г.г. знает лишь 2 случая, когда такой чести удостоились спортсмены. Оба они были героями Олимпиад 1924 года. Это герой Белой Олимпиады Хауг и герой летней Олимпиады финн Пааво Нурми.
Рождение русского «Короля лыж» состоялось на XX чемпионате мира в Фалуне (Швеция, 1954г.). Им стал 24-летний Владимир Кузин, победивший на дистанциях 30 и 50 км и лыжном марафоне. Чемпиону вручили большой серебряный «Королевский кубок» и удостоили звания «Король лыж».
Советские спортсмены впервые приняли участие в VII Зимних Олимпийских играх в итальянском Кортина д`Ампеццо, в 1956 г. Первое участие увенчалось победами мужчин в эстафете 4х10 км и женщин на дистанции 10 км. Владимир Кузин, Николай Аникин, Павел Колчин и Федор Терентьев, а также Любовь Козырева – первые среди наших лыжников олимпийские чемпионы.
За годы участия в Олимпийских играх лыжники-гонщики СССР-СНГ среди пяти ведущих национальных команд мира (Финляндии, Норвегии, Швеции, Италии) демонстрируют завидную стабильность лидера на самом высоком уровне. Феноменального, беспрецедентного в олимпийской истории успеха добились российские лыжницы на XVIII зимних Олимпийских играх а Нагано, выигравшие на сложнейших трассах в Хакубе все пять гонок. Три золотые – две за победы в индивидуальных гонках и одну в эстафете, а также серебряную и бронзовую медали привезла из Японии Лариса Лазутина. Обладательница трех золотых медалей Игр-98 Л. Лазутина была отмечена высшей национальной государственной наградой – Золотой звездой «Герой России». В 1994 г. этой же наградой была удостоена шестикратная олимпийская чемпионка в лыжных гонках Любовь Егорова. Подлинным открытием XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано стала Юлия Чепалова. На первой в своей жизни Олимпиаде победила в гонке на 30 км.
Первую золотую медаль для российской команды завоевала Ольга Данилова на 15км дистанции.
«Ни одна победа не давалась мне так тяжело, как эта», – скажет самый титулованный олимпиец среди мужчин-гонщиков норвежец Бьорн Дэли после завоевания восьмой золотой олимпийской медали в 50км гонке в Нагано. Долгих 34 года ждала этой победы Мики Мюллюля в гонке 30 км, великая лыжная держава Финляндия. Со времен Ээро Мянтюранты, сделавшего на Олимпиаде 1964 г. в Инсбруке победный дубль (тогда выиграл 15 и 30 км) у финнов ни один мужчина так и не смог подняться на высшую ступень пьедестала почета. Финляндия дала миру выдающихся лыжников В. Хакулинен, Ээро Мянтюранта, Юха Мието, Марье Матикайнен, Марье Люккаринен и др.
В 1998 г. в Центральной Финляндии, в Вуокатти, в поселке с населением в две с половиной тысячи человек сооружен первый в мире лыжный тоннель. Открыв стеклянную дверь, прямо с летней жары Вы оказываетесь в царстве холода. Скорость, музыка, неправдоподобно громкий звук шуршащего снега. Ощущения – непередаваемые. Пятикратная олимпийская чемпионка Лариса Лазутина уже провела в Вуокатти один из своих летних сборов. Тренировками на искусственном «подземном» снегу осталась довольна.
Еще больше впечатление вызывают трюковые номера на лыжах. В высшей степени рискованный прыжок на лыжах с самолета без парашюта совершил с высоты 3000 м австриец Эрик Фельбермайер. Приземлился он на склоне крутой горы с точным расчетом.
Со временем трюки умельцев-одиночек начинают осваивать несколько спортсменов, организующих первые соревнования, некоторые из них, от трюкового начала достигают олимпийского рейтинга. Так было с фристайлом. Современный лыжный спорт – это 39 лыжных дисциплин на Олимпийских играх а Нагано, 26 соревновательных упражнений на лыжах, ожидающих олимпийской прописки, а также более 20 утверждающихся в статусе «вида спорта» упражнений.
Легкую атлетику справедливо называют «королевой спорта», а бурно развивающийся лыжный спорт в свите зимних олимпийских дисциплин – безальтернативный «король спорта».
;
2.Упражнения для лыжников

Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного  изучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах. Овладение  современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов  в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов  требует постоянной и углубленной  работы над совершенствованием техники  в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность  овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
В плане многолетней технической  подготовки, особенно в юношеском  возрасте, необходимо учитывать, что  отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных  групп мышц). В таком случае школьники  овладевают несколько упрощенным вариантом  способа передвижения. Однако при  этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при  повышении уровня развития необходимых  качеств можно было освоить и  другие элементы без переучивания всего  способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно  приходится приспосабливать технику  к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску  нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п.
Различают общую и специальную  техническую подготовку. В ходе общей  технической подготовки лыжник осваивает  умение и навыки, необходимые в  жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические  знания в области основ техники  физических упражнений. Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах.
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она  проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических  занятий. Кроме того, часть теоретических  знаний может сообщатся лыжникам в ходе тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки. Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста. Необходимо предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система физического воспитания, патриотическое воспитание спортсменов, воспитание морально-волевых качеств, методика обучения и тренировки, техника и тактика избранного вида лыжного спорта, гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом, режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание), самомассаж и массаж, предупреждение травматизма и т.д.
Особое значение придается  изучению теории избранного вида лыжного  спорта. Необходимо, чтобы лыжники  хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и  тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное  планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно  к избранному виду лыжного спорта. Кроме этого, лыжники изучают  основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно  подходить к анализу техники  и к методике ее изучения и совершенствования.
В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий  и одежде лыжника, а также минимум  знаний по технике, методике обучения и тренировке. Из года в год увеличиваются  объем и глубина теоретических  сведений, сообщаемых юным лыжникам. В  юношеском возрасте необходимо привить  навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в  системе многолетней подготовки лыжника-гонщика. Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить систему  планирования и управления индивидуальной подготовкой спортсмена. Тренер должен научить юношей подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и объективные данные: по переносимости  нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также  результаты всех соревнований. Тренер должен регулярно проверять заполнение дневника тренировки.
Для получения теоретических  знаний очень важно приучить школьников к самостоятельному изучению литературы. Необходимо регулярно рекомендовать  доступную для их уровня понимания  популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных  вопросов и обсуждения в группе.
Тактика спортсмена - это  искусство ведения соревнования с противником. В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности). Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности. Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной.
Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических  сведений по тактике в различных  видах лыжного спорта, а также  в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре  кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая  подготовка - это практическое овладение  тактикой в ложных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции  и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости  от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных  занятий и соревнований.
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует  ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное  изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается  накануне старта при просмотре дистанций  и позволяет разработать тактику  на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании  соревнований необходимо тщательно  проанализировать эффективность применяемой  тактики и сделать выводы на будущее.
Тактическое мастерство лыжника  базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его  физической, технической, морально-волевой  подготовленности, что позволяет  точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для  достижения победы или высокого результата.
Овладение способами передвижения и применение их в зависимости  от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного  и плохого скольжения на равнине  и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременные ходы -одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный - чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.
В настоящее время у  сильнейших лыжников в связи с  высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной подготовки, а также  потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются очень тщательно (машинным способом), арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, несколько сузился. Лыжники стали  применять способы ходов, обеспечивающих в первую очередь высокую скорость передвижения в различных условиях, - попеременный двухшажный, одновременные (бесшажный и одношажный). Одновременный двухшажный встречается редко, а попеременный четырехшажный практически не встречается.
Однако менее квалифицированные  лыжники используют по-прежнему все  способы ходов, что обеспечивает достаточно высокую скорость передвижения в любых условиях, даже на мягкой и недостаточно хорошо подготовленной лыжне, например на школьных соревнованиях  небольшого масштаба. Выбор хода во многом зависит от степени овладения  им и от индивидуальных особенностей лыжника - силы мышц его верхних конечностей  и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов  и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния  и микрорельефа лыжни и условий  скольжения. Все это изучается  во время учебно-тренировочных занятий.
Одним из главных методов  обучения тактике является повторное  прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и  различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее  на каждое занятие с учетом контингента  и подготовленности занимающихся. При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным лыжником, хорошо владеющим лыжными ходами и умеющим их применять в зависимости от внешних условий. В этом случае ведомый лыжник копирует лидера во время перехода с хода на ход. В дальнейшем условия изучения тактики усложняются.
Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять  низкую стойку нецелесообразно, так  как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных  и очень пологих спусках, когда  применение низкой стойки не увеличивает  скорость, лучше передвигаться одновременным  бесшажным ходом.
Вторым важным моментом в  тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное  прохождение трассы наиболее целесообразно  для достижения высоких результатов  в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной  сложности невозможно добиться равномерной  скорости, поэтому целесообразно  стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности  с учетом рельефа трассы. Порой  рельеф трасс заставляет приложить  максимум усилий на первой половине дистанции, если на ней расположена большая  часть подъемов с общей тенденцией подъема вверх (в таких случаях  вторая половина дистанции относительно легче, так как на ней больше спусков). При таком рельефе и тактике  выигрыш времени на первой половине дает возможность создать запас  перед противниками, который им трудно будет ликвидировать на спусках. Этот пример говорит о важности составления  тактического плана с учетом рельефа  местности.
3.Развитие лыжного спорта

Во второй половине прошлого столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. Лыжные спортивные клубы впервые появились в Москве и Петербурге. В 1894 г. 13 спортсменов Московского клуба велосипедистов и 7 любителей лыжных прогулок организовали кружок лыжников, который возглавил выбранный комитет из 3 человек. За 6 месяцев кружок проделал большую работу: разработал устав Московского клуба лыжников (МКЛ); провел первое в России официальное соревнование по лыжным гонкам (19. II 1895 г.) на звание лучшего лыжника кружка; подготовил учредительное собрание для избрания руководящего состава МКЛ.
3 марта 1895 г. министр внутренних дел России дал санкцию на открытие клуба, и генерал-губернатор Москвы утвердил его устав. Все лето проводилась организационно-хозяйственная работа, и 25 августа 1895 г. состоялось учредительное собрание, на котором был избран руководящий орган — комитет клуба из 11 человек под председательством И. П. Рослякова, который являлся инициатором создания кружка лыжников и его руководителем.
17 декабря 1895 г. состоялось торжественное открытие клуба и его лыжной станции. День открытия клуба (29 декабря по новому стилю) 1895 г. считается днем рождения лыжного спорта в нашей стране.
Кроме МКЛ в Москве в 1901 г. было создано Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС); в 1910 г. — Сокольнический кружок лыжни¬ков (СКЛ) и Московское общество горнолыжного и водного спорта (МОГЛ и ВС). Кроме этих организаций лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах других видов спорта.
В Петербурге лыжный кружок «Полярная звезда» был основан в 1897 г., а в 1909 г. — кружок лыжников Политехнического института. Кроме того, в зимнее время лыжами занимались еще в 8 клубах других видов спорта.
Следует отметить, что первые соревнования были проведены еще до организации лыжных клубов: в 1894 г. й Петербурге два соревнования по лыжным гонкам на дистанцию четверть версты, а в 1895 г. в Москве лыжные гонки на 1 и 3 версты.
В других городах России лыжных клубов не было, но в больших го-родах клубы по различным видам спорта в зимнее время совершали лыжные «вылазки» и проводили эпизодические соревнования по лыжам. Активная работа по лыжному спорту началась с 1907 г.|в 32 городах России.
Деревенское население в праздничные дни иногда устраивало катание с гор на лыжах и бег наперегонки.
До 1910 г. МКЛ был ведущей организацией по лыжному спорту не только в Москве, но и в России. МКЛ проводил большую агитационную работу и среди детей и юношей, предоставляя им определенные льготы.
Крупные клубы не считались с интересами более мелких, возникало много спорных вопросов, не было единого календарного плана, правил соревнований, не решались общие организационно-методические вопросы на равноправных условиях. Стала остро ощущаться необходимость создания какой-то объединяющей организации, которая смогла бы координировать и направлять работу по лыжному спорту в Москве на принципах равноправия всех клубов независимо от их численного состава и сложившегося авторитета.
В 1909 г. в виде опыта по согласованию с руководителями клубов был организован не имеющий официального статуса Объединяющий комитет обществ, культивирующих лыжный спорт в Москве. Сезон 1909 г. показал положительное значение этого шага и доказал необходимость создания официального учреждения, объединяющего все клубы. Весной 1910 г. была утверждена Московская лига лыжебежцев.
Московская лига лыжебежцев (МЛЛ) — первая организация общественного руководства лыжным спортом в Москве. МЛЛ распространяла свое влияние на клубы всей России. Она контролировала работу клубов, составляла календарный план общемосковских соревнований, первенства России и международных встреч, утверждала походы и звездные эстафеты. Лига «исправляла третейские посреднические дела» — разбор протестов, разрабатывала первые правила соревнований, спортивную классификацию и инструкции по пользованию инвентарем, организовала тренерский совет, проводила большую агитационную работу по развитию лыжного спорта в России.
После 1909 г. лыжный спорт в России значительно активизировался, соревнования стали проводиться во многих городах страны, назревала необходимость проведения международных соревнований.
МЛЛ не имела юридических прав, организационной силы и материальной возможности активно распространять свою деятельность навею страну. Решено было создать Всероссийскую организацию. МЛЛ разработала проект устава Всероссийского союза лыжебежцев. 2 января 1911 г. она созвала учредительное собрание представителей всех российских спортивных организаций, культивирующих лыжный спорт. На этом собрании был принят устав союза и избран руководящий комитет, но утверждение этой организации правительственными органами, состоялось лишь в 1912 г].
Всероссийский союз лыжебежцев (ВСЛ) — первая организация общественного руководства лыжным спортом в России. Царское правительство никакой материальной помощи союзу не оказывало, даже не предоставило помещения. Союз располагал незначительными де¬нежными средствами (членские взносы клубов, входящих в союз, — 10 рублей в год). Это привело к тому, что союз являлся органом, который только утверждал документы проводимых МКЛ мероприятий.
Международные встречи начали проводиться с 1913 г. В этом году московские лыжники участвовали в Северных играх в Швеции. Хотя два наших лыжника П. Бычков и А. Немухин выступили неудачно (не за-кончили гонки), участие в соревнованиях было полезным. Наши лыжники ознакомились с одновременными ходами, которыми ранее не пользовались.
Значительным событием в истории лыжного спорта в России являлись большие лыжные переходы. Эта форма спортивных мероприятий зародилась в нашей стране и сыграла большую роль в распространении лыжного спорта. Было проведено 11 линейных и 2 звездных перехода на расстояния от 200 до 2000 км.
Материальная база для обеспечения занятий лыжным спортом была незначительной. Во всей России было около 30 клубных лыжных станций, представлявших собой арендованные домики у частных владельцев на окраине городов и служивших местом работы правлений клубов, раздевалкой для спортсменов и местом хранения лыж. Первый небольшой трамплин соорудили в 1906 г. в Кавголове лыжники «Популярной звезды»; второй трамплин — побольше — был построен в I Юкках. В Москве был один небольшой трамплин на Воробьевых горах./ Лыжи покупали в Финляндии, Швеции и Норвегии. Лыжной мазью! начали пользоваться с 1913 г. Костюмом для мужчин служили обычные брюки или конькобежные трико и свитер, для женщин — длинная юбка и свитер. На’ голову надевали шерстяной шлем. Занятия и соревнования проводились на аллеях городских парков, а «вылазки» — на окраинах городов.
Преподавательско-тренерские кадры специально не готовились, занятия в клубах проводили наиболее способные спортсмены. Методические пособия начали издаваться с самого начала организации клубов. Наиболее крупные клубы выпускали свои ежегодники. Сильнейших лыжников фотографировали, и их портреты помещались в «серебряном альбоме», фамилии заносились на «золотую доску» клуба.
;
Заключение

Целенаправленное и систематическое  применение разнообразных средств  и методов тренировки приводит к  положительным изменениям в организме  лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется  целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных  видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической  и т.д. Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных  органов и систем, повышается уровень  развития физических и волевых качеств  и др.
Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.
Список литературы

1.Антонова О.Н. Кузнецов  В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999 год.
2.Аксельрод, С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура  и спорт 1997 год.
3.Бутин И.М. Лыжный спорт  – М., Изд. центр «Академия»


Рецензии