Реферат42

РЕФЕРАТ

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
 



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР

Выполнил обучающийся


Проверил




Новосибирск – 2020;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР. 4
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

;
ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура (греч. ;;;;; – «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата.;
       1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР
По своему характеру спортивные игры являются играми с достижением результата в борьбе, в которых команды или отдельные игроки действуют по определенным правилам. Они имеют официальные правила соревнований, в которых обязательно утверждаются на национальном или международном уровне продолжительность игры, число игроков, размеры игрового поля и игровых снарядов, судейская коллегия и правила игры. Систематика. 1-ю группу образуют игры на попадание в ворота, отметку или корзину, которые носят командный характер. Они разделяются на игры, где имеет место непосредственная борьба с соперником (с касанием соперника), например баскетбол, футбол и др., и на игры без касания соперника (велобол, конное поло и др.). 2-я группа охватывает игры с ответными ударами, которые выполняются на дистанции через сетку или веревку (бадминтон, теннис и др.). 3-я группа состоит из игр на метание и удары во мячу (бейсбол, крикет и др.). 4-ю группу игр, по своим игровым действиям отличающихся от спортивных игр, образуют игры на попадание в цель игры с шарами и цельными мячами), например бильярд, городки, крокет и др., которые в общем по движениям беднее, чем первые группы. Пригодность для активного отдыха. В современном физическом воспитании игры нашли полное признание, и среди физических упражнений они в целом занимают самое значительное место. Малые игры на досуге и спортивные игры могут вызвать у многих людей интерес к спорту, воодушевить и побудить их к активному участию. Это объясняется сущностью игр: они создают радость и хорошее настроение, привлекают к себе благодаря различным, постоянно меняющимся ситуациям и неизвестностью своего исхода. Они носят соревновательный характер, даже малые игры и игры на досуге содержат соревновательную идею и побуждают к наибольшей отдаче сил. Игры предоставляют множество двигательных возможностей и в рамках правил игры требуют собственного самостоятельного действия. Многими играми можно заниматься без особых финансовых затрат и материального обеспечения.

Изучение многих игр относительно легкое. Благодаря этому очень быстро приходят к чувству успеха, что положительно сказывается на уверенности в себе и вместе с этим на формировании личности.

При организации досуга и перерывов в работе, в домах отдыха и летних лагерях молодежи игры составляют значительную часть активного отдыха. Разнообразие форм позволяет организовывать игры в соответствии с целями воспитания и образования и отводить им определенное место в учебных планах школ и образовательных институтов для взрослых.

Воспитательное значение. Подвижные игры развивают фантазию, требуют решительности и вызывают необходимость мыслить. Возникают коллективные интересы, так что относительно легко достигается в игре сознательное и дисциплинированное подчинение интересам коллектива. Правила игры и их воспитательное использование судьями наряду с мерами, предпринимаемыми учителями, тренерами, а также воспитательное воздействие игроков команды развивают умение владеть собой, уважение, честность и чувство ответственности. Возможности воспитания мужества в отдельных играх различны» но все вместе они могут великолепно воспитывать характер.

Общеоздоровительное значение. Спортивные игры влияют на здоровье человека, способствуя укреплению органов, формированию тела и улучшению самочувствия. Игры на свежем воздухе положительно влияют на сосудистую систему и дыхание. Благодаря постоянной смене напряжения и расслабления игры имеют характер активного отдыха. В процессе игры учатся ловкости и находчивости, реакции и координации, а также развитию комбинационной моторики (способности к связкам движений). Сгибания, разгибания, вращения, повороты, прыжки, метания, толчки положительно влияют на развитие мышц и осанку тела.

С другой стороны, во всех спортивных играх могут иметь место травмы из-за перенапряжения, а также из-за чрезвычайно жесткого и против правил способа игры, как, например, «теннисная рука», травмы мениска, повреждения связок, деформация прыжковых суставов. Поэтому важное значение придается общей физической подготовке. Материальное обеспечение. Сооружения для игр имеются почти на всех типах спортивных площадок и на всех современных стадионах. Кроме того, строятся специальные стадионы для игр, особенно для игр на малых полях (баскетбол, волейбол, теннис, хоккей с шайбой).

Виды площадок. Игры с мячом проводятся на травяных площадках и площадках с твердым покрытием. Однако оба вида имеют свои преимущества и недостатки.

Травяные площадки. Состоящий из крупнозернистого материала (гравий, шлак, щебень) нижний слой имеет толщину от 10 до 25 см и служит дренажу поверхности. Верхний слой (корневая земля травяных растений) состоит из пахотной земли толщиной в 30 см. Отбор трав должен проводить специалист. Игровой газон нужно поддерживать коротким (до 6 см), с тем чтобы добиться густого травяного ковра. Возникающие преимущественно перед воротами повреждения газона устраняются с помощью введения травяного дерна (из дополнительной газонной площадки). После таяния или затяжных дождей с размокшими травяными площадками необходимо сначала обращаться осторожно. Площадки с твердым покрытием. На нижний слой, такой же как в травяных площадках, накатывается промежуточный слой толщиной от 5 до 8 см. Он служит упругости и эластичности площадки и состоит из шлака, в который добавляют до 30% глины. Покров толщиной от 4 до 6 см обеспечивает прочность площадки. В качестве материала сюда особенно пригоден остроугольный гравий (максимальная величина зерен 5 мм) из твердого естественного камня (гранит, сиенит и др.). Состав глины, действующий в качестве связующего элемента, составляет до 40% общего объема.

После использования площадки по ней необходимо пройти тягачом с метлами, балками или железным брусом соответствующей формы, для того чтобы сгладить неровности. Закрепление расшатанных частей покрова достигается с помощью легкого катка.

Особые формы. Здесь следует назвать битумные, асфальтовые и синтетические покрытия. Битумная площадка имеет покров толщиной лишь в 2 см. укрепление которого достигается за счет битумной эмульсии (горный воск, асфальт). Преимущества таких покрытий в том, что такие площадки требуют нижние слои меньшей толщины, на них расходуется меньше материала, на площадке можно играть и после затяжных дождей, а при высыхании не возникает пыли, и они требуют чрезвычайно незначительного ухода. Еще большие преимущества имеют стойкие, легкие в уходе, эластичные покрытия из искусственных материалов (тартан, рекортан, спринтан). спортивный мяч игра

Игровые залы. Современный спортивный зал с самого начала предусматривает необходимые для игр игровые площадки и нужное снаряжение. В старых гимнастических залах или при реконструкции пригодных помещений можно заниматься по крайней мере играми малых полей, однако необходимо предпринять определенные гарантийные меры. Стены должны быть по возможности гладкими и без выступов; закрепляющие крючки следует монтировать в углубления стен, чтобы избежать несчастных случаев. Баскетбольные щиты можно подвешивать с потолка или закреплять с помощью опорных брусков на стене. Стойки для сетки в волейболе, теннисе в зале и др. устанавливаются в плотно закрывающиеся металлические гильзы в полу. Окна состоят или из специального стекла, или закрываются сетками из химических волокон или решетками. Идеальными являются игровые залы с полностью открывающейся внешней стеной. Осветительные приборы должны быть защищены от ударов мяча. Пол, по возможности упругий, состоит из паркетной системы, пробкового линолеума или битумного покрытия. Разметка на игровом поле наносится с помощью красок. Если зал используется для различных игр, можно применять различные краски. В случае необходимости можно использовать для разметки игрового поля легко снимающиеся скотчи. Игровые залы, в которых проводятся первенства, крупные национальные и международные соревнования, должны соответствовать правилам соревнований соответствующей спортивной игры, а также предоставлять место возможно большему числу зрителей. Правила являются основой игры и содержат точные предписания для соревнований. Они определяют необходимые сооружения и снаряды, объясняют порядок составления команды, время игры и победу по голам или очкам. Определены также допустимые и недопустимые игровые действия, а также штрафы за нарушение или пренебрежение правилами. Правила должны воспитывать игроков в плане спортивного мышления или действий. Именно в этом смысле судейская коллегия должна руководить игрой, толковать и применять правила. Порядок проведения соревновании содержит общие положения правил игры, права участия, порядок подачи заявок, виды игры, возрастную классификацию, права команды и се членов, начисление очков в игре, прием и исключение из команды, серии и круги, игровой план, обязанности и права судьи, прекращение игры, потерю очков, а также особенности проведения чемпионатов, дружеских встреч, отборочных игр и турниров.

Правопорядки отдельных игр содержат предписания о правовых средствах (протест, апелляция, метод проверки, жалоба) и правовых инстанциях, а также о взносах и путях действия, возможностях штрафования (замечаниях, денежных штрафах, недопуске к игре, запрет игры, места проведения и лишении функций).

Игры различной длительности. Игры чемпионата (игры по очкам). Игры за территориальный титул чемпиона проводятся по системе очков. Игры на кубок. Существует множество видов кубковых игр: от игр внутри спортивного коллектива предприятия до международных соревнований (кубковые игры чемпионов страны, победитель Кубка страны и др.). Они могут проходить по кубковому кругу (проигравший выбывает) или в турнире. Разыгрываемый кубок может учреждаться различными организациями или выдающимися личностями. После выигрыша кубок либо остается во владении победителя, либо многократно разыгрывается как переходящий приз в установленные промежутки времени.

Квалификационные игры определяют переход команды в высшую или низшую лигу, право участия команды за попадание в вышестоящий класс. Квалификационные игры проводятся также для того, чтобы попасть в более узкий круг участников (финальный круг) чемпионатов Европы, мира или олимпийского турнира.

Товарищеские игры. Это соревнования между спортивными обществами, спортклубами или городскими командами и т.д., которые тоже дают возможность представителям более низкого игрового класса помериться силами с более сильными соперниками. Часто они проходят как дополнительные соревнования при больших мероприятиях. Матчевые игры наряду с играми чемпионатов Европы и мира и олимпийскими соревнованиями являются наивысшей формой международных соревнований. Команды, участвующие в матчевых встречах, являются по преимуществу сборными командами, состоящими из лучших игроков страны. Формы турниров. В целом различают: олимпийские турниры, турниры чемпионатов. Кубков, а также турниры по приглашению. Последние носят характер товарищеских встреч (игр). В зависимости от их значения, числа участников и предоставленного времени применяются различные формы турниров: «Каждый против каждого». Эта форма турнира, проводящаяся по системе очков, может продолжаться очень долго при большом числе участников и полном игровом времени. Поэтому часто в турнирах с приглашением игровое время сокращается.

Число необходимых игр легко определяется по формуле. Если в турнире принимают участие 8 команд, то необходимо 28 игр.

К.-о.-система. Здесь противники «назначаются» (в большинстве случаев это сильнейшие участники, которые не должны встречаться уже в начале соревнования) или определяются по жеребьевке. Кто проигрывает, выбывает из турнира. Недостаток К.-о.-системы состоит в том, что хорошие игроки или команды, которые не сразу приходят в форму, должны неожиданно освободить место.

Двойная К.-о.-система. В противоположность К.-о-системе здесь проигравший имеет второй шанс, когда проигравшие играют между собой. Лишь после своего второго поражения участник окончательно выбывает из турнира. Таким образом, победитель среди проигравших еще может встретиться в финальной встрече с победителем среда победивших.

Смешанная система объединяет в себе К.-о.-систему и систему по очкам «каждый против каждого». Первые круги проводятся, например, по К.-о.-системе. Оставшиеся игроки или команды, число которых определено правилами, затем продолжают играть по системе очков.

Перекрестное состязание-это способ разыграть 1-4-е места среди двух потоков. После того как определены места внутри обеих эстафет, оба первых номера каждой группы играют «перекрестно» друг с другом. Затем проигравшие в этих играх борются за 3-е и 4-е места, а выигравшие - за 1-е и 2-е места.

Основа игрового результата. Спортивное и игровое осуществление игровой идеи требует от игроков определенных физических качеств, движений, действий и волевых усилий, которые в теории спортивных игр связаны с понятиями кондиция (атлетическая подготовка), техника и тактика. В соревновании и в тренировке эти основные элементы находятся в тесной связи с успехом игрового действия и одновременно находятся во взаимосвязи друг с другом. Чем лучше, например, игрок подготовлен технически и физически, тем богаче его тактические возможности и тем успешнее он может играть.

Атлетическая подготовка. Достигнутое в ходе тренировки физическое и психологическое состояние спортсмена или команды, уровень физической подготовленности обозначаются как соответствующая кондиция. Эта атлетическая подготовка при современных требованиях большого спорта во всех спортивных играх имеет особое значение. Она преобразуется от общих упражнений для развития силы, скоростной силы, скорости, выносливости и ловкости в специфические для данного вида спорта упражнения, по возможности в условиях, близких к соревновательным.

Техника. Понятием «техника» обозначают ход движений игроков, которые в рамках возможностей, установленных правилами игры, выполняются в каждой ситуации соревнования тактически целесообразно. Техника в движениях с мячом или без него подразделяется различно.

К технике без мяча можно причислить: собственно игровые основные позы, специфический для данной игры бег и оборонительную игру телом.

К технике с мячом причисляют: формы приема мяча (ловля, остановка, захват), отдача мяча или передача (пас поперек, наискось, навесной, обратный), удары по воротам, броски по воротам и в корзину (в играх с ответными ударами соответственно нападающие удары), ведение мяча (дриблинг) и обманные действия (финты), которые обнаруживают особенно тесную связь с индивидуальной тактикой.

Тактика в спортивной игре состоит из обусловленных ситуациями, целесообразных индивидуальных и коллективных действий при нападении и защите с целью достижения наилучшего результата. В коллективной тактике различают групповую и командную тактику. Индивидуальная тактика проявляется в выборе и применении технических элементов. Атакующие действия - за некоторым исключением - это все те меры, которые принимает команда, когда она владеет мячом; защитные действия - это меры, предпринимаемые в случае, если мячом владеет противник. Выбор тактики зависит от технического уровня игроков, от их физических качеств и тренированности, от тактики противника, т. е. от мер противника и уровня подготовленности его игроков, а также от внешних обстоятельств (условия погоды, положение в игре и др.). В каждой спортивной игре коллективная тактика выражается в значительной степени через применение системы игры. Под этим следует понимать определенное расположение и распределение задач команды на поле, т.е. основную форму ведения игры. В соответствии с расположением определяются функции игроков, при этом необходимо учитывать качества собственных игроков и особенности противника. Существуют системы нападения и защиты. В баскетболе и гандболе можно назвать в качестве примера быстрое нападение (при малом количестве передач) и медленную или позиционную атаку. В качестве защитных систем почти во всех спортивных играх применяются прикрытие пространства (зонная защита) и прикрытие игрока. Признаками системы должны быть: простота, равновесие (между атакой и обороной), гибкость, правильное распределение сил и возможность быстрого перехода от обороны к атаке, и наоборот. Методика тренировки. Способ обучения и организация тренировки определяются целями подготовки и уровнем подготовленности участников.

Целесообразное включение малых спортивных игр в школьное физическое воспитание является существенной предпосылкой для подготовки к большим спортивным играм. Определенные навыки, такие, как ловля мяча, точная и быстрая передача, смена положения, броски в цель, можно развить в игре, если этим заниматься целенаправленно, с акцентом на результат и со спортивным игровым характером. В качестве примера такого построения можно назвать следующую методическую последовательность: простая передача и ловля мяча между двумя партнерами; передача и ловля мяча как состязание между парами, гонка мяча или «переходящий мяч» в состязании; «охотничий мяч» как игра партий; баскетбол. Подготовленный таким образом процесс обучения специальной технике и тактике отдельных спортивных игр может быть сокращен.

Для обучения технике и тактике спортивных игр существует единый методический процесс: 1-я ступень : формы упражнений, в которых требуется точность технического, а позже и тактического выполнения при облегченных условиях (упражнения стоя, затем в беге). 2-я ступень: формы упражнений, в которых точность связывается со скоростью выполнения. Продолжительность упражнения зависит от трудности отдельных технических элементов. 3-я ступень: формы упражнений с лишь обозначенным противником, например с прочно установленной разметкой. 4-я ступень: формы упражнений с относительно пассивно действующим противником. Незначительные оборонные движения осложняют атаку. Игрокам, играющим против, дается указание технически и тактически отвечать на способ игры занимающихся и поддерживать ход движений, несмотря на помехи. 5-я ступень: формы игры с активным противником, которые полностью соответствуют игровой ситуации. 6-я ступень: пробные игры, в которых изученная техника и тактика проверяются в условиях действий противника, близких к соревновательным.

Из опыта известно, что на 5-й ступени легко наступает ломка в техническом развитии. Поэтому к обучению технике при активно действующем противнике можно переходить только тогда, когда игроки ознакомятся со многими возможностями игровой ситуации 4-й ступени, их поймут и многократно успешно исполнят. На 5-й ступени уже нет узкоограниченных указаний тренера. Выбор технических и тактических средств предоставляется теперь самим занимающимся.

;
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УПРАЖНЕНИЙ.
 
Изучение многочисленных технических элементов происходит вначале в основных формах. Здесь речь идет о стандартизованном, позже варьирующемся повторении игровых навыков при относительно постоянном расположении игроков. При этом преподаватель может хорошо следить и поправлять занимающихся. Правда, это первоначальное изучение отдельных движений не должно слишком затягиваться и как можно быстрее должно уступать игровым связкам.

Известными формами упражнений являются: упражнения в парах, в тройках, в четверках, в кругу, в лобовых рядах и во фланговых рядах, а также в свободном расположении внутри ограниченного пространства. Выбор зависит от задач упражнения, количества и уровня подготовленности участников, числа снарядов для занятий, т.е. мячей, маятников с мячом, сооружений для цели и пр. Формы упражнений варьируются с помощью изменения направления броска или толчка, различного удаления от цели или других игроков, изменения порядка частичных действий, как, например, прием мяча, удар по воротам или отдача мяча, финт для удара по воротам, ведение мяча, удар по воротам через несколько учебных снарядов. В дальнейшем можно поставить дополнительные задачи, например «передача мяча не сходя с места», «выполнить смену мест» или «побежать за мячом». Комплексные упражнения. Обучение типичным игровым двигательным комбинациям происходит с помощью комплексных упражнений. Под этим понимаются такие упражнения, в которых несколько элементов техники, а также тактики связаны Друг с другом так, как это соответствует игровой ситуации (например: ловля мяча в беге - ведение мяча - обыгрывание противника-бросок по воротам).

Игровые формы. Способность к технически правильному выполнению движений при тактически целесообразном применении особенно хорошо развивается с помощью игровых форм. Они являются практически частями соревновательной игры. Игровые формы могут проводиться без разметки цели (например, игры с мячом в партии), но также и с заключительными бросками по воротам или корзине или ударами по воротам, т.е. как в нормальных соревнованиях. Они преобразуются от участия игроков 1:1, 2:1, 2:2, 3:2, 3:3 до 4:3 в зависимости от технических задач игры и соответствующей спортивной игры. Участвующие должны сами решить, какие технические и тактические варианты они выберут с тем, чтобы ответить на нападающие и оборонные действия противника. В игровых формах тренируется прежде всего групповая тактика. Пробные игры. В соответствии с поставленной целью различают пробные игры, учебные игры и схожие с соревнованием тренировочные игры. Они являются основным средством тактической подготовки и служат применению изученного. Пробные игры могут проводиться в упрошенных условиях, по измененным правилам, с определенными задачами, на измененных игровых полях или в нормальной форме.

Учебные игры - это игры, которые служат демонстрации или даже рекламе и могут быть приостановлены для показа ошибок или для повторения определенных игровых действий. Схожие с соревновательными тренировочные игры должны в большинстве случаев готовить к определенной цели. Команда тоже должна соответствующим образом быть настроенной. Все детали и внешние условия должны по возможности соответствовать основным соревнованиям. Дружеские и другие публично проводимые соревнования могут носить характер тренировочных игр.

Методы и формы тренировки, оправдавшие себя для общей физической подготовки, пригодны также и для спортивных игр. Правда, при применении метода повторения, интервального метода, круговой тренировки и др. следует отбирать специфические для игр тренировочные средства (снаряды, отрезки для бега, прыжковые упражнения, упражнения на ловкость и др.). Хороший опыт дали игры с программной тренировкой. Спортсмены при этом выполняют программу определенных заранее упражнений и норм нагрузки, переходя поодиночке или в малых группах от станции к станции. Это упражнение из области техники соответствующей игры.

В формах тренировки различают индивидуальную, групповую и командную тренировки. Это не только организационные формы тренировки, но они отличаются также и содержанием.

С помощью индивидуальной тренировки устраняются физические и технические недостатки игрока, развиваются особые способности и склонности игрока, а также специальные требования каждого поста в команде. При групповой тренировке создаются игровые группы с равными слабыми и сильными сторонами в техническом и тактическом отношении и с одинаковыми задачами. Здесь наряду с формами упражнений для закрепления техники и проведения игр на малых полях существуют уже и тактические цели. Тренируются стандартные технико-тактические приемы и развивается необходимое взаимодействие отдельных частей команды.

Командная тренировка служит гармонии командной структуры. На первом плане стоит построение коллективной игры в нападении или организация обороны; игровая система ярко выражена, игровые формы, пробные и тренировочные игры преобладают.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивные игры - виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приемы поражения определенной цели спортивным снарядом в процессе противоборства. Существуют 4 основные группы спортивных игр: 1) игры на попадание в ворота, отметку или корзину; 2) игры с ответными ударами; 3) игры на метание и удары по мячу; 4) игры на попадание в цель (игры с шарами и цельными мячами). ;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., 'Физкультура и спорт', 1961. 368 с.
2. URL:
3. URL:


Рецензии