6. Судьба, движение, время...

ГЛАВА ШЕСТАЯ - СУДЬБА, ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ.

Однако есть и иное понимание ИЗМЕНЕНИЯ, базой которого является некое необъяснимое чудо, удача, фарт, везение, счастливое стечение обстоятельств. Обратим внимание: в мифологии всех народов мира персонифицированы некие силы и сущности, НЕ ПОДВЛАСТНЫЕ ЖЕСТКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

ОНИ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ СОБОЙ УДАЧУ, ВЕЗЕНИЕ, СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ. Таковы Тихэ, Фортуна, Кайрос, Велес, Эбису, Хотэй, в определенной степени и Локи и, безусловно, Гермес. Последний в греческой мифологии - вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов.

Отношение к этим персоналиям всегда было неоднозначным, что нашло свое отражение в пословице "Чем черт не шутит, когда бог спит". Кстати, почему-то с раннего детства в многочисленном античном пантеоне мне приглянулся именно Гермес... Вообще же именно в этом царстве случайности-необходимости начинается очень тонкая и многогранная переходная зона, где тесно соприкасаются и взаимодействуют "Благодать Божья", "Промысел Божий" и непостижимость Его воли - "Бог дал, Бог и взял".

В библии этот принцип отражен многократно, но особенно ярко в Книге Иова. Так с глубокой древности людям дано было понятие СУДЬБЫ, имеющее множество толкований и такое же множество ликов. Причем триединство это не менее важно и загадочно, чем христианская Троица или индуистское Тримурти. Естественно, что понимали его по-разному и изображали по разному:
 
Три старухи, одна с другой схожи,
У дороги сидят
И прядут, и сурово глядят
Все такие противные рожи!

Прялка в пальцах у первой старухи.
Ей приходится нитки сучить,
Нитку каждую надо смочить —
Оттого у ней губы отвислые сухи.

Под руками второй всё быстрее, быстрее
Пляшет веретено —
Как-то странно смешно…
Глаза у старухи сандала краснее.

Держит ножницы третья Парка;
И зловеще мрачна,
Miserere мурлычет она…
Острый нос у неё, на носу бородавка.

О, не медли! Не мучь моего ожиданья!
Перережь поскорей
Эту нить злополучную жизни моей,
Чтоб окончились страшные эти страданья!

Генрих Гейне.

ТАКИЕ Парки мало кого устроят... Потому что изображение это - вульгарное  и оскорбительное скудоумие. И никак не поэзия. Есть понимание и чище, и прозорливее, и тоньше.

Однако вернемся к нашим сестрам. Они ведь тоже появились не сразу и тоже благодаря серьезным изменениям в представлениях древних людей о природе мира и человека.

У них была весьма своеобразная предтеча - богиня Ананке, которая представала как «неизбежность, рок, жесткая "предопределенность свыше". По орфикам, Ананке являлась дочерью Афродиты Урании, богини неба, покровительницы науки познания и музы астрономии.

Муза Урания призывала отринуть все земное и погрузиться в абсолютно новый мир, открывающийся только избранным. Именно им богиня была готова помогать и всячески благословлять на нелегкий путь поисков и открытий. Согласно Платону, она - мать мойр.

Платон считал, что веретено, которое вращается между колен Ананке, суть мировая ось, мойры же время от времени помогают ее вращению. Есть смысл также вспомнить еще об одной богине, также имеющей отношение к понятию судьбы и предопределенности. Речь идет о богине Лето. .

В греческой мифологии она - дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. В римской мифологии Лето известна под именем Латона. Имя Лето сближали с корнем ;;;, указывающим на ночь и тьму, и считали, что она была богиней мистического тайного знания, хранительницей всего непроявленного и неизвестного. Мать ее Феба – луна, а сестра Астерия – звезда. Считается, что имя ее связано с ликийским lada, что означает жена или мать.

В мифах создан образ Лето как преданной, любящей, но страдающей матери, "самой милой", "самой кроткой" (Гесиод, Теогония, 406-407), которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. Однако в более поздних источниках богиня Лето считается матерью еще трех "тайных" детей, известных под именами Парки, или Мойры.

Гомер, как правило, говорит об одной Мойре, лишь в двух местах речь у него идет о нескольких Мойрах. Гесиод говорит о трех Мойрах: Клото, Лахесис, Атропос. Они предназначали каждому человеку в отдельности его жизненную судьбу — сразу же при его рождении. При этом Клото начинала прясть нить человеческой жизни, Лахесис продолжала прясть и разматывать ее, Атропос перерезает. Согласно более поздним представлениям, Мойры пели за работой, поддерживая небесную «гармонию сфер».

Греческое слово «Мойра» означает не просто судьбу, а скорее долю, судьбу или удел, т.е. то, в чем человек должен участвовать в жизни, в чем заключается его удел от рождения. Все, что охватывается этим понятием, неизменно и независимо от свободной воли человека, и не только человека, но даже бога.

Боги тоже подчиняются Мойрам, несмотря на все их могущество, «и над ними властвует судьба», они всего лишь ее стражи и исполнители. Правда, иногда какой-нибудь бог выступает в роли «властелина судьбы», но только в том случае, если он ее знает и руководствуется ею, т.е. если он действует в соответствии с познанным всемирным и всеобщим законом. Но таким же образом может «властвовать над своей судьбой» и обычный смертный.

Такой экскурс в мифологию не случаен и весьма полезен. Он помогает понять, насколько мифологический вид мышления богат, образен, многогранен; насколько интуитивно верно способен отражать реалии "тонкого мира" и без всяких усилий существовать в нем.

Сегодня у нас есть возможность не только сравнивать, изучать, анализировать, но и с немалым удивлением распознавать в новых ликах и образах снова вернувшихся в наш мир богов и богинь, титанов и героев...

Вообще же разговор о мифологическом сознании - разговор весьма сложный и долгий. Да и сам этот сложнейший феномен нуждается в серьезном пересмотре, особенно в свете современной мифологии - научной, социальной, политической, идеологической и культурологической.

Мы привыкли считать начальные этапы развития мышления и сознания чем-то примитивным, предельно упрощенным, и, безусловно, НЕПРАВИЛЬНЫМ. До сих пор во множестве руководств и методологических пособий по этой теме обязательно присутствие этакой снисходительно-пренебрежительнй нотки:

«Ну конечно, не имея ни науки, ни современных методов исследования, ни научно-технического прогресса, ни  свободы личности бедные, забитые, всего боящиеся люди навыдумывали себе множество "избыточных сущностей" и сами начали в них верить, так что куда им до нас, цивилизованных, культурных, просвещенных, организованных и практически овладевших главными секретами нашего мира. Даже непонятно, как это МЫ имеем таких странных прародителей»...

Все эти утверждения - продукт предельно гипертрофированного ума, причем ума, подвергшегося не эволюции, а ИНВОЛЮЦИИ. Почти полностью утратившего связь и с миром, и с Землей, и с высшими уровнями жизни. Променявшего глубокое понимание скрытой СУТИ ВЕЩЕЙ на их плоские и мертвые копии.

Воцарилось то, что у П. Успенского и Г. Беннета обозначено как МАТЕРИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, практически полностью утратившая интерес и к себе самой, и к своему происхождению-предназначению, и ко всему, что хоть ненамного превосходит ее скудные и жадные потребности.

Самое же ужасное в том, что такая личность глубоко убеждена: я пребываю в своем праве, правде и истине! И действительно, ну как, передвигаясь на четвереньках, уткнувшись носом в землю, можно увидеть Небо и поверить в НЕБО?  Ведь еще Иисус говорил: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?»

Для этого, как минимум, надо встать на ноги и научиться ходить. Однако даже этого  делать людям не позволяют, подсовывая и рекламирую все более  привлекательные и "прикольные" способы разнообразного "ползанья", «скакания», "перекатывания с боку на бок" или "бега в мешках"....

Однако мы несколько отвлеклись, хотя и не без пользы. Ведь основа нашей темы - ИЗМЕНЕНИЕ, а точнее - удивительная динамика изменчивости и стабильности. Наверное, того самого Всемирного Закона, о котором говорили и Гомер, и Платон, и Аристотель. И уж коли нам свыше предначертано изменяться и тем самым изменять окружающий нас мир, то диалектическая пара стабильность-изменчивость мгновенно дополняется и следующими: изменчивость-развитие, развитие-эволюция и эволюция-трансформация.

Основными Игроками здесь по-прежнему выступают Пространство, Время и Движение. В человеческом мире они воспринимаются как пространство наружное и внутреннее, время физическое и психологическое, а движение как непрерывная изменчивость множества динамических структур. Главным из которых становится движение социальное, имеющее множество форм и реализаций. На каждом эволюционно этапе один  из этих Игроков становится ведущим, однако отсутствие или прекращение существования любого  из трех приведет даже не к остановке мира, а к его мгновенному коллапсу.

Отберите, например, фактор движения у Порядка и Хаоса, и что от них останется? Они станут неотличимы, из них немедленно уйдет жизнь. Предельный, завершенный Порядок превратится в порядок кладбища, а столь же упорядоченный в своей  непредсказуемости Хаос - в тот самый «фруктовый кефир» из упоминавшейся нами песни А.Макаревича 90-х годов.

То же самое, но еще в большей степени касается Света и Тьмы, воспринимаемых исключительно в рамках нравственных категорий. И первому, и второму, и третьему, и четвертому, как и всем прочим «Ночным» и «Дневным» дозорам самое место в фантастике и фэнтези, но никак не в серьезном исследовании - научном, социологическом, психологическом, богословском либо историческом.

Все это более или менее понятно. Гораздо сложнее концепция, согласно которой самоидентичность достигается через НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОЗНАНИЯ (по другой версии - НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОСОЗНАНИЯ). Однако здесь мы вынуждены признать сознание индивидуальное неотъемлемой частью сознания всеобщего и космического, а это ведет к самым непредсказуемым последствиям и весьма неудобно для научной картины мира.

Однако главная  трагедия современного человека заключается не только в непонимании сути движения как исторического процесса, а в другом - он есть часть непрерывного движения по оси времени, в ходе которого остановиться невозможно. Возможно лишь как-то уравнять скорость этого мирового потока со своей собственной..

Такое уравнивание порождает эффект "ока тайфуна" и на материально-физическом,  и тонко-физическом-квантовом, и на пространственно-временном, и экзистенциальном (психологическом) уровнях. К тому же продолжение движения не всегда есть эволюция-развитие. Оно в любой момент может превратиться в свою противоположность, став ИНВОЛЮЦИЕЙ, деградацией, скатыванием на давно пройденные уровни.

ИТАК, ДВИЖЕНИЕ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ СОЗНАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И ОДНОВРЕМЕННО - СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ, ОБЩАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - вот что позволяет нам сохранить свою единую нить жизни, «свое истинное человеческое лицо». Интеллектуальные доказательства нашего личного существования - это уже вещь вторичная, скорее реконструкция, чем абсолютный и неопровержимый факт.

А это уже другая сторона медали - проблема идентификации личности. Здесь много завязано на коллективной памяти и материальных свидетельствах. В целом ситуация напоминает принятое в квантовой физике определение субатомных частиц по оставляемым ими следам. Ибо сама частица невидима.

Реальное существование человека подтверждается огромным количеством документов, изъять которые полностью практически невозможно. А даже если это и удается, человек исчезает только как объект, однако сам он самосознания не теряет. Он есть, он существует, он может продолжить свою жизнь, пусть и с момента нового осознания себя.

С памятью коллективной тоже не все так просто. Опросите, к примеру, десяток человек, знавших определенную личность, и вы рискуете получить самые разные о ней представления. А что же память биографическая? То же самое. Хотя бы потому, что почти все системы разума чрезвычайно пластичны; им свойственно как стирание травмирующей информации, погружение целых ее пластов в подсознательное, так и переформирование с многочисленными элементами ложной памяти. И дело здесь не только в шаблонах восприятия (например, зрительного) но и шаблонах мышления и интерпретации.

И тем не менее, лишь в случаях грубейшей патологии с распадом личности «человек способен говорить о себе «ЭТО НЕ Я!!». Скорее, «Это другой «Я», это альтер эго, иное проявление одного и того же существа. И гаранта этой целостности следует искать не в разуме, не в биологических структурах мозга и не в гипотетическом «центре памяти». Скорее всего, там, где начинаются «надличностные уровни психики». У верующих это душа и дух, в супраментальной йоге - психическое существо, в ведантизме - Джива - Атман.

Психическое существо - это термин, предложенный Шри Ауробиндо для личной развивающейся души, принципа Божественной эволюции в каждом человеке. Психическое - это «сокровенное существо», глубочайшая тайна, постоянное присутствующая в нас, суть и основа, стоящая за физическим, витальным и ментальным принципами и поддерживающая  их.

Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самоосознакние. Обычно в качестве абсолютного сознания коррелирует с Брахманом как абсолютным бытием. Джива (живое существо) в индийской религиозно-философской традиции - отдельная, индивидуальная душа, часть Соборной Души, данная человеку в данном воплощении. Уже в Ригведе складывается впечатление о душе, которая вступает в цепь перерождений и вместе с тем способна достичь освобождения.

Представление о Дживе тесно связано с понятием Атмана, поскольку она по существу и есть Атман, рассматриваемый сквозь призму пространственно-временных отношений природного мира. Джива-атман - это душа живого человека, или мысль бога, представление бога об этом человеке. Она подобна мысли писателя, сотворяющего некий «живой персонаж» книги или рассказа. Атман - это та же Ждива, только «многоразовая» и способная к реинкарнации.

Отсюда и панический страх ортодоксов, консерваторов, атеистов и материалистов  перед изменениями любого рода, ибо они ведут к неизменному распаду. А вот вопрос к тем, кто не боится изменений ни в мире, не в себе:

"Можем ли мы рассчитывать на кардинальное изменение  в себе и в своей судьбе благодаря некоему "чуду", божественному вмешательству, неведомому провидению, промыслу божьему? И да, и нет. Нет, если мы ищем эти судьбоносные изменения "по горизонтали бытия", на уровне плоского двухмерного существования, не ведая ни о своем начале, ни о своем продолжении. Да, если мы готовы принять духовную эволюцию как свое предназначение». (Шри Ауробиндо).

Большинство же из нас воспринимает себя как некий "отрезок", ограниченный рождением и смертью. Переходя на вертикаль развития, мы имеем возможность подниматься все выше и выше, замечая уже самые тонкие, мельчайшие колебания того мироустройства, частью которого становимся.

Понимаем, насколько оно пластично, гибко, невероятно чувствительно. Насколько послушно нашей воле, если это не только наша воля... И насколько наше желание изменить себя и мир соответствуют вышеупомянутому Всемирному Закону.

Хотя в начале пути мы можем лишь смутно чувствовать его волю, его намерение в отношении нас, вглядываясь в окружающий мир, учась отличать правду от лжи, неправильное от правильного, истинное от иллюзорного.

МЫ НАЧИНАЕМ ИЗМЕНЯТЬСЯ... ТРУДНО, МЕДЛЕННО, МУЧИТЕЛЬНО, ПРОКЛИНАЯ И СЕБЯ, И ВЕСЬ МИР, И СВОЕ РОЖДЕНИЕ, И СУДЬБУ СВОЮ, ОСТУПАЯСЬ, ПАДАЯ, ПОЧТИ ОТРЕКАЯСЬ, ИНОГДА ПАДАЯ НА САМОЕ ДНО ПРОПАСТИ, НО КРАЙНЕ РЕДКО ВОЗВРАЩАЯСЬ К "СЕБЕ ПРЕЖНИМ".

Именно так "блуждание по пустыне" превращается в СТРАНСТВИЕ. А МЫ ИЗ ПРОСТЫХ ОБЫВАТЕЛЕЙ - В ЛЮДЕЙ МИРА.

***


Рецензии