МК коротких рассказов Радость жизни. Л. Воронова

Людмила Воронова. Россия.

http://proza.ru/avtor/crow50

Короткие рассказы  Агафьи Ириковой

(литературный псевдоним Людмилы Вороновой)
Приключения воробья

http://proza.ru/2018/07/18/1875

   Я мало знаю об устройстве печных труб. Вернее, почти ничего не знаю, хотя родилась и прожила всю жизнь в сельской местности. А ведь труба печная непросто устроена.
     В моем доме давно уже газовое отопление. Труба вся на виду. В одном кожухе две трубы. Одна совсем прямая, вытяжка. У второй имеется изгиб - "колено".
     К чему я все это рассказываю? Трубы в моей истории играют важную роль.Потому что по трубам этим самым в дом устремляются птицы-воробьи.
     Помню, как отец готовил печь к зиме, прочищал трубу и частенько вытаскивал оттуда воробьиные гнезда. А то и сами воробьи застревали в трубах, вылетали из печных "секретных" ходов и метались по комнате.
     Эту традицию не оставили их потомки. Сашка, двоюродный брат и сосед, ухмыляется:
     - Ко мне вот не залетают никогда!
     - Да потому,- говорю, - что ты птиц не кормишь. А я всю зиму семечки покупаю! И кошек держишь по две-три за раз! Живоглот!
     Мы уже приспособили по краю трубы металлическую сетку, чтобы закрыть отверстие между трубой и прикрывающей ее крышкой. Но крылатые разбойники опять нашли щель!
     Лето окончилось. Заметно похолодало. К вечеру включаю газовый обогреватель. Вдруг в трубе сначала шорохи, потом биение живого маленького тельца о разогревшиеся металлические стенки!
     В комнате дочь. Бегу к ней в панике:
     -Рита, Рита! Воробей в трубе!
     -Выключай газ!
     Выключаю. Что делать дальше? Трубу разобрать можно, да потом не соберешь.Придется газовщиков вызвать. А сажи-то сколько будет! В нижней части трубы вырезано специальное окошко. Но прохвост этот бьется где-то в колене трубы, почти под потолком!
     Дочка кричит:
     -Вызывай МЧС или аварийную газовую!
     - Погоди. Дай подумать. Позвоню Али.
     Таджик Али частенько выручает по мелочи. За годы жизни в наших краях многому научился, но сомневаюсь, что сообразит, как правильно собрать трубу. Все-таки звоню.
     -Али уехала! В аул! - сообщает его брат.
     Ладно. Пойду к Сашке на поклон. Однако предварительно открываю окошко на трубе, гашу свет, закрываю двери и распахиваю окно на улицу. Оставляю у трубы дочь с фонариком. Иду к Сашке. Он согласен помочь, но не двигается со своего крыльца, начинает неторопливо расспрашивать о подробностях происшествия.
     Тем временем моя Рита светит в окошко трубы фонариком, скребется и зовет тоненьким голосом:
     -Иди, малыш, не бойся!
     Бившийся до этого воробей замер: "Не кошка ли там?" Однако на свет фонарика пошел! И вот - из окошка вылетает облако сажи, за ним на самый краешек вываливается чумазый виновник переполоха!
     Рита протягивает ему ладонь:
     - Давай, садись!
     Но он, чуть воспрянув, пулей вылетает в окно!
     - Мама! - зовет меня дочь. - Иди скорее, он вылетел!
     В это же время черная молния врезается в листву яблони. Начинается такое чириканье и щебет! Видимо, воробей хвастает, в какой переделке побывал.

*

Аграфена

http://proza.ru/2016/05/27/2053

Я ведь знала о ней. Давно знала. И вдруг увидела ее во всей красе! Место ее - рядом с железнодорожной платформой.

     Деревьев здесь немало. Многочисленные ясени, вечно увешанные своими плодами, зелеными или зрелыми, как многодетные матери детьми. Кроны у них не густые и не крепкие.

     Осинки со светло-зелеными стволами. Их округлые листочки - как монетки на тонких стебельках - все трепещут при каждом движении воздуха.

     Березы в основном на другой стороне железной дороги. Ветки берез похожи на женские волосы; качаются, переплетаются...

     Лиственницы. Помню, мы - еще школьники сажали их на субботнике в честь полета Юрия Гагарина. Вон, какие выросли!

     Конечно же сосны, ели...

     Но это дерево показалось мне особенным. Крепкое, высокое, с округлой плотной кроной. Листья продолговатые, блестящие. Я разглядела мелкие плоды, собранные в пучки.

     Да это же дикая груша! Красавица!

     Теперь, когда бываю здесь, всегда подхожу к ней поздороваться, полюбоваться ею, похвалить ее ...

     Живи, радуйся, груша-Аграфена! Радуй и меня! 

*
Пролетая над полыньей

http://proza.ru/2016/05/08/2033

   Я никогда не отличалась спортивными способностями. Рано вытянулась и окрепла; была, как грибок-боровичок. Гибкостью особой не обладала, поэтому уроки физкультуры не любила. Многие виды спорта были "не мои". Но я старалась. Через силу, преодолевая трудности, билась на своей "линии фронта". Делала зарядку, зимой почти каждый день ходила на лыжах. Тем более , что лыжи оказались "моим" спортом.

   Однажды, когда мне было лет двенадцать, с подругой Светой, накатавшись на лыжах, подъехали к моему дому. С горки от моей калитки катались мальчишки. Дом  стоит на довольно крутом берегу Клязьмы. Река здесь не широкая, но довольно глубокая и много родников бьет со дна, поэтому лед ненадежен. Посередине реки была широкая полынья.

   Мальчишки скатывались с горки и резко разворачивались возле самого берега. При этом подначивали нас: "СлабО скатиться?"

   Я спокойно сняла лыжи, а Светланка, заводная и самолюбивая, оттолкнулась палками и полетела вниз! Но сделать поворот не успела. Она проскочила почти всю речку - как на крыльях - и лишь в метре от противоположного берега провалилась в полынью.
 
   Мы помчались к ней через близкий мостик, но Света каким-то образом сумела выбраться сама. Лыжи отстегнулись в воде; она шла вся мокрая, только шапочка была сухая. Руки с висящими на них лыжными палками растопырила в стороны и орала благим матом, как сирена: "А-а-а-а-а!!!"...

Самое удивительное, что девчонка даже не заболела. До сих пор, слава Богу, живет и здравствует.

*
Шутники. Деревенские байки.

http://proza.ru/2016/03/12/1053

 Василий Антонович был в деревне сапожником. Дело, конечно, неплохое. Но разве разбогатеешь, когда у тебя восемнадцать душ детей? Прокорми-ка такую ораву! Выручал большой сад. Трудились всей семьей, зато были с ягодами и фруктами.
   К тому же Василий Антонович был предприимчив. В большие праздники "подрабатывал" - устраивал для односельчан лотереи, игры - в "бабки", лапту; специально откармливал кур на продажу...
   Но душа Василия Антоновича любила ПРАЗДНИК! А праздники нечастые были. Разве что в гости сходить?
   Соберет он, бывало, лукошко ягод и идет в гости - на угощение. Особенно любил гостить у старшей дочери Клавдии и зятя Ивана Ивановича Кучерова, цирюльника. Компанейский был человек!
   Однажды угощался Василий Антонович у зятя. Посидели. Хорошо выпили. Вдруг Иван Иванович предложил тестю:
   - Давай я тебя побрею!
   - Давай!
   Надо сказать, что Василий Антонович был обладателем окладистой бороды и густой шевелюры. Зять рад стараться: сбрил бороду в момент!
   Еще выпили. Кураж не исчез. Теперь пришла очередь кудрявой головы. Через некоторое время сбрили и кустистые брови...
   Ульяна Григорьевна, обычно спокойная, не находила себе места. Куда запропастился муж Василий Антонович? Темно на дворе, а его все нет и нет. Вдруг кто-то постучал в низкое кухонное окошко. Когда она увидела безволосую физиономию, закричала дурным голосом! Сбежались на крик домочадцы и услышали знакомый бас:
   -Эй, чего всполошились? Это же я, папаша ваш, только без волос. Открывайте скорее, я замерз!"

*
 Блаженный. Деревенские байки.

http://proza.ru/2016/03/31/1886

    Наверное, не найдется в России места - деревни, села, небольшого городка, где не было бы своего блаженного. В больших городах они тоже есть, но не всегда бросаются в глаза.

   Они разные. В любом случае, это - инвалиды. Больные люди. Некоторые не безвредны для окружающих, потому что пьяницы или побирушки... Но есть среди них настоящие блаженные. Чистые душой, как младенцы.

   Таким был мой дядя Сергей, брат мамы. Родился здоровым, но отец его, большой любитель выпить и поколотить жену Настю, однажды морозной ночью выгнал ее с младенцем на улицу. Последствия оказались трагическими...

   Бедный Сергей перенес менингит и, наверное, гидроцефальное давление, потому что голова его была огромной. Руки слушались плохо, ноги еще хуже. До 14 лет он ползал. Ну а потом стал потихоньку ковылять на полусогнутых...
   
   Ребята обучили его грамоте, и он неплохо читал. Именно Сергей и бабушка Настя были моими няньками в детстве. Он знал наизусть все популярные фильмы, потому что в клуб на киносеансы допускался бесплатно. Он постоянно пел, причем очень неплохо, любил рассказывать детворе "про Жилина и Костылина" -"Кавказского пленника" Л.Н. Толстого. Всегда подшучивал над нами, придумывал смешные и не обидные прозвища. Словом, жизнерадостный был человек, несмотря на свою незавидную судьбу.

   Жили они с бабушкой чрезвычайно бедно на крошечные пенсии. Бабушка, бывало, покупала где-то "по дешевке" мешок семечек, жарила и продавала стаканчиками, сидя возле нашего переулка. Здесь же на пригорке посиживал обычно Сергей.  Неустойчивый, часто падал и приговаривал: "Во, мазанулся!"...

   Добрый, не унывающий, не пьющий, окруженный детьми... Так и вижу его: ковыляет по переулку к клубу, кино смотреть.

   Однажды сменилась заведующая клубом и перестала бесплатно пускать его на просмотры. Билет стоил всего 20 копеек, но видно, для бабушки это была сумма... Мы, дети, жалели несчастного Сергея.Однако они с бабушкой никогда не одалживались и не побирались.

   Умерла бабушка. Сергея, унаследовавшего жилье и участок, приняли в семью брата Алексея. Он как-то сразу стал сдавать, не успевал вовремя добраться до уборной...

   Очень скоро родственники пристроили его в Дом инвалидов к другим таким же страдальцам, где и закончилось его земное существование.

   Я очень переживала, что не могу забрать его к себе. Была молоденькая, с родителями жила. Тоже все непросто было. До сих пор чувствую себя виноватой...

   Был настоящий блаженный мученик среди нас.  Теперь он у Господа Бога. Вечная ему память!
   

======================== ====================


Рецензии