Профориентация

     Профориентация. Задумываясь о выборе будущей профессии,  подростки и их родители оказываются перед трудным и ответственным шагом. Часто бывает, что явного призвания нет. И это вполне нормально, ведь человек - разносторонняя и многогранная личность. Однако выбирать дальнейший путь всё равно нужно. Как правильно определиться?
     Любой выбор есть баланс между возможностями и желаниями. Поговорим о них подробнее.
     Возможности. Прежде всего необходимо отметить, что оценивать надо не возможность обучения в каком-то конкретном учебном заведении, а возможность дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности. Многие видят перед собой ложную цель - поступление, а потом жалуются, что, получив диплом, не могут найти достойную работу. Хочется их спросить: "А кто Вам её обещал?" Вам обещали дать качественное образование, а то, как Вы будете его использовать, Вам решать. Поэтому, если у Вас нет возможности не думать о заработке и учиться просто для души или ради диплома, сразу ориентируйтесь на трудоустройство после обучения. Учитывайте востребованность специальности в Вашем регионе, наличие связей в этой области. Возможности также зависят от личных качеств  - пробивных способностей, уровня IQ, талантов, иногда внешности. Конечно, не сбросить со счетов семейные обстоятельства. Не у всех есть возможность ждать 10 лет, чтобы стать полноценным квалифицированным врачом или адвокатом.
     На второй чаше весов лежат желания. Их не отбросить и не заглушить. Они всё равно себя проявят. Но, если с возможностями всё более-менее понятно, то с желаниями могут возникнуть трудности. Как часто можно слышать от старшеклассников: "Я не знаю, чего хочу. Вроде нравится биология, но я не уверен..." Никогда не ориентируйтесь на интерес!  Во-первых, интересы меняются в течение всей жизни. А текущий интерес к предмету и вовсе может зависеть от школьного учителя. Во-вторых,  изучать предмет - это одно, а работать по специальности, предполагающей знание этого предмета - другое.  Разные рабочие атмосферы. Тут, кстати, остановлюсь подробнее. Сразу оцените склонность к академической или прикладной деятельности. Сейчас в школах ученикам предлагается написание научных проектов. Это прекрасный опыт и способ познать себя! Попробуйте взять проект по интересующей теме. Если ученик способен к долгой погруженной исследовательской работе, рассмотрите вариант академической карьеры: после бакалавриата магистратура, затем аспирантура, написание диссертаций, наука и преподавательская деятельность. Если это не Ваше, тогда - прикладная деятельность.  Здесь всё просто - главное отбросить то, что явно не подходит. Для этого используйте подразделения людей на типы : Человек-Человек, Человек-Знак, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Природа (тесты Е. Климова, Л. Кабардиной и другие). Как правило, человек относится сразу к двум-трём типам.  Копать глубоко не надо, очевидное лежит на поверхности. Например, всё школьное обучение является знаковой системой. Поэтому, если подростку с трудом даётся учёба в школе, он скорее предпочтет общение с техникой (или с другими материальными предметами), или же с людьми. Также можно оценить склонность к организации бизнеса. В целом, надо ориентироваться на вопрос : "Что любит делать?",  чтобы понять, в какой атмосфере человеку наиболее комфортно. И соотнести это с предполагаемой рабочей атмосферой. Если сказать короче - ориентируйтесь не на интерес, а на темперамент. От него не уйти, он всё равно себя проявит. Вот, пожалуй, и всё. Для тех, кто хочет разобраться более детально, очень рекомендую тест "16 персоналий". Он раскрывает суть личности, но и понимать его надо на более глубоком уровне.
     Итак, обобщая всё вышесказанное - ориентируйтесь не на интерес, а на темперамент, с учётом возможностей.
     В завершение темы скажу,  что жизнь и Ваше предназначение в ней могут быть гораздо шире и важнее, чем учёба и карьера.  Поэтому, если нет реализации в этих аспектах, Вы отрабатываете свой земной урок с помощью  саморазвития.  Верьте в свою индивидуальность и будьте счастливы!


Рецензии
Мне очень нравится Ваше эссе! мне - 64 года, на пенсии, по специальности - учитель русского языка. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - ВЕЛИКАЯ ВЕЩЬ! Лет тридцать назад мы, классные руководители проводили классные часы по проф. ориентации, приглашали представителей разных профессий(кстати, уже тогда была тема: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК; ЧЕЛОВЕК - МАШИНА, ЭТО УЖЕ БЫЛО!), проводили экскурсии, я работала в Кировской области, от Кирова 400 км: возила ребят на экскурсии: в типографию, в компьютерный класс, в ПТУ и т.д ., затем на уроках русского языка дети писали сочинение: и внутренность помещения, где были описывали, и встречи с людьми, были мы и в музее Александра Грина в городе Кирове! В ПЛАНЕ РАБОТЫ ВСЕХ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БЫЛ ПУНКТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ...Спасибо Вам за прекрасные слова, за Ваше внимание, я жила в Кировской области, и там - лесозаготовки, этому также была посвящена профессиональная ориентация!

Татьяна Теплинская   08.10.2022 11:58     Заявить о нарушении
Татьяна, и Вам спасибо за такой подробный отклик! На самом деле, всё видно с детства. Что ребёнок делает с удовольствием - читает, играет в настольные игры, сидит за компьютером, или же больше любит общаться, гулять, возиться с техникой. Мы все в чём-то уникальны. Мне очень нравится высказывание Эйнштейна "Все мы гении. Но если вы будете оценивать рыбу по её способности взбираться на дерево, то она проживёт всю жизнь, считая себя дурой!" Ещё раз спасибо!)

Юлия Альт   08.10.2022 12:13   Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасное высказывание! спасибо, что откликнулись! всего вам сегодня, В СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК, СВЕТЛОГО, НЕЖНОГО, ЧИСТОГО, ЯСНОГО! ПУСТЬ ПЕГАС НЕСЁТСЯ - МЧИТСЯ - РЯДОМ - РИФМЫ ВЕРЕНИЦЕЙ!

Татьяна Теплинская   08.10.2022 12:32   Заявить о нарушении
И Вам всего самого доброго и светлого!

Юлия Альт   08.10.2022 12:38   Заявить о нарушении
БЛАГОДАРЮ ВАС

Татьяна Теплинская   08.10.2022 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.