Реферат4
Реферат
«ЗНАЧЕНИЕ ФК ДЛЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»
Студент: (Фамилия И.О.)
Руководитель:
(Фамилия И.О.)
Новосибирск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………………………3
1 ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА………..…4
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФК: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ………..…...….6
2.1 ФК специалиста в рабочее 3 РОЛЬ ФК ДЛЯ МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ…………………………...……8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…11
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры спорта.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек готовится к профессии геолога-поисковика, то ему нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу - другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах профессионально-прикладной физической подготовки.
1 ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма.
В школьном и студенческом возрасте эту роль в основном выполняют учителя и преподаватели физической культуры. К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.
На мой взгляд, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы.
Также важно то, что физические нагрузки и активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам. Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту .
Таким образом, очевидно, что физическая культура и спорт имеют огромное значение для здоровья и общего состояния человека. С самого детства ребенок должен понимать, какое влияние на его развитие может оказать физическая культура. С возрастом человек приобретает более серьезное и полное осознание всей пользы, которую приносят ему физические упражнения.
Кроме того, он осознает, что физическая культура может приносить ему радость и хорошее настроение, а также помогает встретиться с интересными людьми и наладить дружеские взаимоотношения. Занимаясь спортом и физической культурой, человек приобретает возможность реально рассчитывать свои силы, физические и умственные нагрузки. Стремление к спорту не зависит ни от пола, ни от возраста, и сохраняется на протяжении всей жизни.
Также занятия физической культурой и спортом, несомненно, являются отличным способом для повышения работоспособности и профилактики различных болезней. Например: гипертония, ишемическая болезнь сердца, болезни опорно-двигательного аппарата. Для излечения этих болезней необходимо достаточно длительное лечение, которое не всегда может привести к выздоровлению. Но с помощью специальных комплексов упражнений, можно добиться профилактического эффекта [1].
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФК: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда, а также приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические "перекосы", проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая культура - это система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Действительно, я считаю, что каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если человек, к примеру, готовится к профессии геолога-поисковика, то ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу - другая. Эти отличия отражаются в цели и задачах ППФК, как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Заниматься ППФК можно как в рабочее, так и в свободное время.
Цель ППФК - способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
Задачи ППФК:
1.Подготовить организм человека к оптимальному включению профессиональную деятельность;
2.Активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания; .заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности; .профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях .
Действительно, в настоящее время, когда ритм жизни требует от человека все больших физических и умственных сил, просто необходимо наличие профессионально-прикладной физической культуры.
Главная цель и задачи ППФК направлены на укрепление организма человека, на профилактику его здоровья, на поддержание оптимального уровня работоспособности. Именно с помощью такой системы физических упражнений и оздоровительных мероприятий работник может укрепить своё здоровье и предотвратить влияние неблагоприятных факторов на него[2].
2.1 ФК специалиста в рабочее время
В рабочее время ППФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры. В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ. Производственная гимнастика - это специальные упражнения, применяемые в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления[1].
3 РОЛЬ ФК ДЛЯ МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
В современном обществе, вопрос о собственном здоровье, все чаще и чаще вызывает заинтересованность у людей различных профессий, в том числе и у инженера. Здоровье определяет качество жизни и обеспечивает профессиональный и социальный успех . С развитием технического прогресса современный инженер испытывает целый ряд неблагополучных факторов: эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, недостаточная физическая активность. Все это оказывает весьма негативное влияние на организм, нарушая его нормальное функционирование, и содействует развитию разнообразных заболеваний.
Инженеры часто работают на вредном производстве, выполняя различную умственную и физическую работу. Учитывая условия труда, инженеру необходима профессиональная подготовка, которая дала бы возможность не только помочь организму справиться с ущербом, но и улучшить свою трудоспособность и желание работать. Инженер должен сам осознавать, насколько важны занятия физической культурой, и как правильно использовать свои силы в этом деле. Для того чтобы успешнее реализовать себя в будущей профессии, молодежь должна самостоятельно приобретать знания, умения и навыки физической подготовки, необходимые для дальнейшего использования с целью повышения эффективности профессиональной деятельности[3].
Физическая культура играет немаловажную роль также и в обеспечении психофизической надежности будущих специалис¬тов в избранном виде профессионального труда. Понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Вот почему каждый мо¬лодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к из¬бранной профессии, целенаправленно развивать те физические и пси¬хические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.
Так как работа инженера часто связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и, как правило, малой подвижностью, то занятия физкультурой рекомендуется совмещать с активным отдыхом, либо с так называемой «попутной тренировкой». Попутная тренировка – это неорганизованное индивидуальное действие, направленное на повышение двигательной активности без существенных затрат дополнительного времени.
Идеальный специалист в любой профессии должен обладать высоким потенциалом социальной отдачи, профессиональной надежностью и дееспособностью. Недостаточная физическая подготовленность инженера для выполнения всего комплекса профессиональных видов работ зачастую проявляется в ограниченной «отдаче», а это приводит к определенным экономическим и моральным издержкам. Каждому будущему инженеру в зависимости от уровня способностей, темперамента, пола и других особенностей необходима собственная индивидуальная программа физического развития. Главное не переусердствовать, чтобы не навредить организму. Ведь эффективность учебной и будущей профессиональной деятельности у молодых людей зависит во многом от состояния их психического и физического здоровья, индивидуальных и личностных особенностей[4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях важное значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания. Это необходимо в связи со все большей степенью механизации и автоматизации производства, что в свою очередь создает предпосылки для возрастания относительной гиподинамии населения.
Использованию средств физической культуры и спорта с целью общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов посвящено уже немало работ в первую очередь отечественных специалистов. Особенно возрастает в наше время значение профессионально-прикладной физической подготовки как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности и устранения неблагоприятного влияния сочетания мышечной гиподинамии и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность лиц умственного труда.
В повышении профессиональной подготовленности специалистов могут и должны сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это, как свидетельствует опыт относительно иных специальностей и профессий, положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт.-1988
2. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э. Б. Кайнова. - М: Форум.-2009
3. Бреус, Е.С. Факторы, определяющие уровень ответственности будущих инженеров за собственное здоровье / Бреус Е.С., Мусина С.В.,
Егорычева Е.В. / Успехи современного естествознания. – 2012
4. Иконникова, Л.Н. Потребность будущего инженера в профессиональной физической культуре / Л.Н. Иконникова, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева / Успехи современного естествознания. – 2013.
Свидетельство о публикации №120111903215