Реферат2

Спонсорскую помощь можно отравить на карту сбербанка: 2202 2002 2736 8774

Реферат
«Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем»




                Студент:                (Фамилия И.О.)

     Руководитель:
                (Фамилия И.О.)





Новосибирск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………4
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………..5
2.1 Укрепление здоровья человека……………………………………………….....6
2.2 Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое                совершенство…………………………………………………………………………6
2.3 Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных к современному производству и выполнению патриотического долга по защите
Родины…………………………………………………………………………………7
2.4 Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между разными народами………………………………………………………………………………...8
3 СПОРТ И ЕГО ФУНКЦИИ………………………………………………………….8
3.1 Социологические данные…………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………13












ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В.М. Выдрин).
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения» (В. П. Тугаринов).

Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.



1 ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:
; культура – это мера и способ развития человека;
; культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества;
; культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура». Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.
Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура[1].

 

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





воспитательная               
                познавательная
                образовательная                преобразовательная
                нормативная
                коммуникативная

               
2.1 Укрепление здоровья человека

Основополагающим показателем физического состояния человека является состояние его здоровья. Важнейшей социальной задачей является сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности, повышение качества и увеличение продолжительности жизни. Не менее важной задачей современного динамично развивающегося общества является борьба со стрессогенными факторами и гиподинамией.
В решении этих задач первостепенную роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание детей и молодежи. С помощью направленного использования физических упражнений, поддержания здорового образа жизни и правильного и сбалансированного питания можно повысить показатели физического развития и физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость).
В настоящее время современной наукой выработан минимум, необходимый для поддержания физической формы человека, который составляет 12 часов в месяц физической (спортивной) нагрузки для школьников и 10 часов в месяц для студенческой молодежи. Необходимо учитывать, что увеличение психических нагрузок должно сопровождаться пропорциональным увеличением физических нагрузок. И это позволит максимально снять накопившееся напряжение за счет смены вида деятельности и получить соответствующий заряд бодрости.
Обязательным условием при занятиях физической культурой и спортом является оптимальный выбор средств физического воспитания, грамотного регулирования физических нагрузок, который основан исключительно на контроле за состоянием здоровья человека со стороны врача, тренера или преподавателя,
В данный момент одной из важнейших и актуальных государственных задач выступает забота о генофонде населения  страны. Несомненно, существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физическая культура и спорт. Президент РФ В. В. Путин в одном из своих выступлений справедливо заметил, что невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации».
Сегодняшние студенты, которые заботятся о своем здоровье, занимаются физкультурой и спортом, ведут здоровый образ жизни, в будущем, став родителями, могут обеспечить здоровый генофонд страны.

2.2 Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое                совершенство

Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам процесс физического воспитания молодежи и популяризация массового спорта.
При этом всестороннее физическое развитие предполагает оптимальное со-вершенствование всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, скоростных возможностей, гибкости, ловкости, координации движений.
Следует отметить, действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и в воспитании других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал человека и заключается основная цель формирования гармонично развитой личности. Несомненно, воздействие физической культуры и спорта на личность не может быть заменено или скомпенсировано какими-либо другими средствами.
Суть физического совершенства наиболее четко сформулирована в определении его понятия: «Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека».

2.3 Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных к
современному производству и выполнению патриотического долга по защите
Родины

 С ранних этапов развития человеческой цивилизации физические упражнения использовались как одно из активнейших средств укрепления здоровья, совершенствования физических возможностей человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности.
 Наиболее важную роль физическая культура и спорт играют в формировании здорового молодого поколения. Физически развитый человек быстрее и успешнее адаптируется к новым условиям труда. Что позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным и успешным в современной производственной и деловой жизни.
Внедрение в вооруженные силы новейших видов боевой техники повысило требования к уровню физической подготовки молодых людей. Безусловно, хорошая физическая подготовленность создает молодому человеку дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе и к особым условиям армейской жизни.

2.4 Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между разными народами.
В современном обществе физическая культура и спорт выступают как важ-нейшие средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.
Как общественные явления физическая культура и спорт имеют национальную и интернациональную формы развития.
В настоящее время в нашей стране национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии различных видов спорта, строительстве современных спортивных площадок, стадионов, открытие новых спортивных залов, бассейнов, популяризации среди населения здорового образа жизни.
Принимая участие в спортивных соревнованиях, проводимых в разных областях, краях, странах, спортсмены различных национальностей знакомятся с историей, культурой, бытом и жизнью людей других стран, национальностей и менталитета. Интернациональному воспитанию спортсменов и зрителей, наблюдающих за состязаниями, в большой степени способствуют дружеская атмосфера, в которой проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей. Международные спортивные соревнования помогают преодолевать расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество, рождают уважение к иной культуре, формирует толерантность, и создают атмосферу взаимопонимания между людьми[2].

3 СПОРТ И ЕГО ФУНКЦИИ

Характер и уровень спорта определяются, прежде всего, социально-экономической структурой общества. Отсюда следует, что спорт не только отражает события общественной жизни, но и управляется теми же законами, что и общество в целом. "Физическое" проявляется, прежде всего, в организме человека. Это – его здоровье, физическое состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных сферах жизни.
Физическая деятельность, которая представляет содержание спорта и определяет его специфику, не может быть сведена только к биологическим процессам, так как она связана со многими сторонами развития, которые напоминают о биосоциальной сущности человека. Некоторые из этих выводов нашли место в различных определениях спорта. По мнению Цв. Желязкова, существующие различия являются неизбежными по двум причинам:
; с одной стороны, спорт является сложным и многосторонним обществен-ным явлением, которое неизбежно ведет к акцентированию тех или иных его черт, функций и т.д.;
; с другой стороны, спорт является историческим явлением, которое нахо-дится в процессе изменения и развития. Эти изменения также находят отражение в различных определениях.
Вместе с тем следует иметь в виду, что спортивно-соревновательная деятельность является объектом исследования многих наук, что также ведет к различному подходу и оценке его сущности. Вследствие этих причин полное объяснение сущности спорта в одном определении является невозможным. Это в большей степени относится к его общественным функциям, неразрывно связанным с современной научно-технической революцией и социальным прогрессом и вытекающими из этого изменениями в жизненном статусе людей.
Согласно М. А. Якобсону иерархическая структура современного спорта состоит из трех этажей:
массовый или
самодеятельный спорта относящегося к физической рекреации, целью которого является развлечение, отдых и улучшение здоровья;
учебный спорт спортивная деятельность, касающейся сферы образо-вания и воспитания, включенного в государственные учебные программы, имеющие учебно-воспитательную цель
большой или зрелищный спорт спортивная деятельность, которая относится к системе национальных и международных соревнований для достижения высоких спортивных результатов, тесно связанных с одной из форм отдыха и экономической сферой услуг.

Спорт может рассматриваться в двух аспектах:
; первое, в обобщающем аспекте, имеющем задачу раскрыть самые общие черты и функции спорта как общественного явления;
; второе, в конкретном аспекте, имеющем в качестве задачи отображение наступивших структурных и функциональных изменений в сущности спорта как состязательной (двигательной) деятельности.

Интерпретируя представленные данные, можно сделать следующие заключения:
; по своему происхождению спорт тесно связан с играми, имитирующими основные формы трудовой деятельности человека;
; эффект подобной деятельности был главным критерием уровня этих спо-собностей. Их совершенствование стимулировалось практическими нуждами общества (труд, быт, военное дело);
; общественная оценка эффекта двигательной деятельности положила начало воспитательному процессу развития и совершенствования этих способностей, как и необходимости сопоставления (измерения) индивидуальных достижений;
; появление соревнований как социальной формы утверждения общественной деятельности человека, стимулирующей высокие достижения, и положило начало спорту как общественному явлению.
Итак, спортивные достижения как непосредственная цель спортивной подготовки и соревнования, как способ общественной оценки этой деятельности являются основными компонентами в содержании спорта, которые определяют процесс индивидуального и социального развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Социальное значение спортивных достижений определяется величиной вложенного усилия, совершенством спортивной техники, тактики и представляет этически оправданную мотивировку этой деятельности. Их органическая связь наиболее выражена в сфере большого спорта[3].

3.1 Социологические данные

Социологические данные, полученные учеными, убедительно доказывают положительное влияние занятий физи¬ческими упражнениями на социальную активность, производи¬тельный труд, здоровье и долголетие людей. Так, Институтом со¬циологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опроше-но свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активных физкультурников значительно выше (на 15 — 20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стре¬мится выполнить работу с высоким качеством.
Разносторонние интересы физкультурников положительно ска¬зываются и на характере досуга, который у них значительно бога¬че и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников посто¬янно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у нефиз¬культурников этот показатель равен 44%.Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, вы¬явленный в ходе исследования. Занимающиеся физической куль¬турой не только сами социально активны, но и оказывают по¬ложительное воздействие на своих близких, друзей, коллег[4].









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данном реферате  социальные функции физической культуры и спорта неразрывно связаны между собой. Но при этом не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из активной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества и представителя этой сферы культуры. Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы. Следует отметить, что в обществе на сегодняшний день нет других средств, кроме физической культуры и спорта, позволяющих готовить физически развитых и здоровых людей.
Физическая культура как социальное явление – это составная часть социалистической науки, и строится на методологии общей социологии. Суть заключается в следующем, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность.








CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 [Электронный ресурс] – Режим доступа :
https://scienceforum.ru/2017/article/2017038734
2 Козлова, С. В. Социальные функции физической культуры и спорта
 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/156/44221/
3 Спорт и его функции [Электронный ресурс] – Режим доступа :
4 Социальные функции физической культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://mylektsii.su/1-110632.html


Рецензии