Стратегии защиты живых организмов. Чутье
Разнообразие опасностей и потенциально возможных защитных стратегий требуют развитого мыслительного центра и совершенных форм и методов контроля. Бдительность – это дежурное состояние управляющей системы. Тому, кого постоянно пытаются съесть, приходится спать с открытыми глазами. Примером постоянной бдительности может служить заяц, спящий с открытыми глазами, и всегда готовый, еще не проснувшись, пуститься наутек.
Оставим открытым вопрос о том, каким образом некоторые высокоорганизованные существа заранее чувствуют приближение большой опасности. У конкретных опасностей есть источники и носители, обладающие определенными признаками. Носитель опасности обладает признаками состояния и деятельности, и по этим признакам его можно обнаружить.
Для реагирования на явные опасности природа предусмотрела безусловные рефлексы. К существованию иных опасностей организм приспосабливается на основании обучения и жизненного опыта, формируя условные рефлексы.
Чувствительные окончания нервов, именуемых рецепторами (лат. recipereпринимать), специализированы на получении информации определенной физической или химической природы. Так, для восприятия раздражителей внешнего происхождения человек располагает чувствительными элементами пяти видов (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные). В свою очередь в каждой группе чувствительные элементы делятся по «специализации»:
· зрительные – на датчики яркости (палочки) и цветности (колбочки трех основных цветов),
· кожные – на тактильные, температурные и болевые,
· вкусовые – на датчики четырех первичных вкусов: сладкого, кислого, соленого и горького и др.
Чем больше информации приходится на данный орган чувств, тем больше в нем рецепторов и выше их чувствительность. Так, для восприятия яркости и цветности на сетчатке каждого глаза располагается около 130 млн. колбочек и палочек, для приема звука в улитке каждого уха имеется примерно 30 тыс. ресничек.
Самые совершенные и точные измерительные приборы, созданные человеком, являются лишь громоздкой и неуклюжей копией миниатюрных живых систем обнаружения, созданных природой. Биологические существа фантастически чувствительны. Они способны ощущать отдельные молекулы вещества и улавливать самые слабые, возможно еще неизвестные человеку излучения. Необычайные чувствительные органы некоторых особей трудно рассмотреть даже в микроскоп.
Система обнаружения опасностей должна контролировать не только внешнюю среду, но и состояние внутренних органов, а также положение тела в пространстве. За контроль внутренней среды отвечают так называемые интерорецепторы, дающие нам ощущения голода, жажды, сытости. Ощущение боли во внутренних органах обеспечивается ноцирецепторами, ощущение сытости – баро- и механорецепторами. Положение тела в пространстве контролируют двигательные и статические рецепторы, которые располагаются в мышцах, связках и вестибулярном аппарате.
Обработка информации от множества рецепторов происходит с помощью анализаторов. Анализатор биологической системы состоит из отдельных рецепторов, нервных «каналов связи» и участков коры головного мозга. Именно с помощью анализаторов у биологической особи создается цельное представление о действительности.
Что характерно, биологические существа обнаруживают опасность с помощью такого же «инструментария», который используется ими для восприятия окружающего мира. Биологи не зафиксировали у большинства живых существ чувствительных органов, которые специализировались бы только на предупреждении об опасностях. Но опасность может зафиксировать любой биологический датчик. Ведь опасность содержится и в остром чувстве голода, и в чрезмерно ярком свете, и в ощущении сильного холода. Разрабатывая системы информационной защиты люди должны интегрировать их в общую систему функционирования, в противном случае функции безопасности не смогут работать эффективно и экономично.
Вместе с тем, не следует преувеличивать контролирующие функции животных и растений. Они весьма специализированы и ориентированы на конкретные виды опасностей. Некоторые органы чувств за ненадобностью атрофируются. Кроту и дождевому червяку, живущим под землей, не нужны глаза. Ежу (неизвестно почему) оказалось не нужным объемное зрение. Многие животные видят мир глазами дальтоника. Летучей мыши слух и зрение заменяет совершенный акустический локатор.
Человек не способен ощутить опасные потоки электромагнитного излучения, находящегося за пределами узкой области видимого спектра и теплового излучения. Биологические сенсоры человека не в силах обнаружить опасную концентрацию ядовитых и вредных веществ в воздухе, питье и пище.
Крики животных и птиц часто служат информацией об опасности. Вполне понятно, когда тревожный сигнал подает сторожевая особь. Так, в стае павианов обязанность подавать тревожные сигналы обычно возлагается на молодых самцов, которые наиболее удалены от стаи.
Рациональное для конкретных привычных условий поведение животных во многих нестандартных ситуациях можно назвать парадоксальным и даже откровенно глупым. Так, самка бурундука, у которой ещё нет детёнышей, обнаружив хищника, встаёт на задние конечности и издаёт громкий предупреждающий сигнал, который может привлечь внимание хищника, и привести к ее моментальной смерти. Вряд ли животное осознает опасность своих действий.
Основная защитная стратегия вовсе не является панацеей от всех угроз. Самый страшный и могучий хищник может легко погибнуть от яда или болезнетворной инфекции. Если средства контроля (защиты) отвлекают от основной задачи, они становятся вредными и ненужными.
Абсолютной безопасности ни для кого нет и не может быть. Существуют особи, которые питаются ядовитыми животными и растениями. Гепард догоняет быстроногую антилопу, птицы с острым зрением замечают и склевывают маскирующихся гусениц.
Как показывает приведенный обзор, доминирующих защитных стратегий для биологических особей практически не существует. Некоторые стратегии, как уничтожение нападающего, бегство от опасности или пассивная защита, являются почти универсальными. Такие стратегии, как обман, маскировка и имитация используются только в качестве защиты от хищников, разграничение доступа характерно только для межвидовых отношений. Вероятно никто из специалистов не пытался выяснить, как распределяются в процентах защитные стратегии среди биологических особей и какая защита претендует на то, чтобы считаться наилучшей.
Важнейший вывод, который можно сделать на основе обзора защитных стратегий живых организмов заключается в том, что подсистема безопасности не является особой надстройкой над организмом. Безопасность в буквальном смысле «растворена» в других функциях системы. Нет особых органов чувств, отвечающих только за безопасность, но зрение, обоняние, слух и вкус отвечают за безопасность в равной мере. Заболевание любого органа и любой системы может быть опасно для жизни. Защитные функции и средства организма в одной ситуации спасают жизнь, а в другой они ограничивают возможности особи.
Природа непрерывно создает и уничтожает свои творения, и ни одно из них не наделяет особи бессмертием и всемогуществом. Природе не нужны неуязвимые и бессмертные. Да и сама земная жизнь всецело зависит от космических факторов и не является вечной.
Свидетельство о публикации №120111708754
Владимир Сахарцев 12.04.2021 05:49 Заявить о нарушении