Стратегии защиты живых организмов. Нападение
Для уничтожения себе подобных животные чаще всего используют средства механического воздействия — когти, зубы, клювы, рога, копыта, иглы и прочие костяные наросты. Некоторые особи выращивают орудие для защиты в весьма необычных местах. Так, рыба-хирург для защиты имеет костяное лезвие у хвоста. Вымершие динозавры имели выступающие ороговевшие наросты на теле и на хвосте, позволяющие использовать их для нанесения повреждений.
Весьма часто в ход пускаются яды. Непосредственным оружием при этом служат ядовитые зубы, иглы, жала, колючки, плавники и даже ядовитая кожа.
Многие насекомые используют для своей защиты химическое оружие. Гусеница раковидного мотылька брызгает в нападающего кислотой. Жук-бомбардир выпускает в сторону опасности едкую струю кипящих химикатов. Ожогом для кожи человека оканчивается кратковременный контакт с крапивой или морской звездой. Весьма успешно применяют свои яды муравьи, осы, шмели. Но применение привычного оружия может обернуться неприятностью для нападающего и смертью для защищающегося. Так, жало пчелы представляет собой своеобразный гарпун, и, ужалив человека, пчела не может извлечь свое орудие из его кожи, и вырывает его вместе со своими внутренностями, чем обрекает себя на гибель.
Некоторые обитатели моря (электрический скат, угорь) используют в качестве поражающего фактора статическое электричество.
Попытка жертвы уничтожить заведомо более сильного хищника почти всегда обречена на неудачу и животные прибегают к этой стратегии лишь в безвыходной ситуации. Слабое животное, спасающееся бегством и загнанное в угол, нападает, стараясь причинить агрессору наибольший урон и выскочить из западни. В случае неудачного бегства животному ничего не остается, как повернуться к противнику и достойно погибнуть в бою.
В природе можно наблюдать довольно много случаев противостояния, конкуренции между примерно равными по силе особями. Так, волк в одиночку вряд ли рискнет напасть на матерого кабана (но стая волков это сделает непременно). Можно наблюдать довольно много случаев настоящих войн между различными биологическими видами: стаями птиц, прайдами хищников, стадами животных, муравейниками и др. В таких действиях стратегии нападения и защиты от нападения часто неразличимы.
Часто причиной агрессии является инстинкт размножения. Инстинкт нападения во время брачных игр намного увеличивается у самцов даже тех видов, которые отличаются своей природной осторожностью и трусостью. Состязание за самку является основным видом внутривидовой агрессии. Наиболее впечатляющие примеры – бои быков и оленей, кошачьи «разборки» и др. Эти схватки часто заканчивают для одной из сторон летальным исходом или серьезными увечьями. В то же время многие виды во время брачных схваток демонстрируют «джентльменское» отношение к побежденному или более слабому противнику.
Весьма агрессивны самки, защищающие свое потомство. При этом степень их агрессии часто неадекватна грозящей опасности и заведомо превышает разумную меру самосохранения.
Обычно ликвидация источника угроз является последействием, реакцией на угрозу. Иногда эта реакция бывает запоздавшей, а в ряде случаев она становится обоснованной только при наступлении ущерба от угрозы. Но в живой природе биологические особи не связаны общественными условностями и не отягощены соображениями морали.
В качестве примера можно привести превентивное уничтожение биологической особи, которая только кажется источником опасности. Во многих жизненных ситуациях гибель грозит не источнику угрозы, а случайному носителю информации об угрозе. Например, ядовитая змея смертельно жалит неосторожного человека, который просто шел мимо и вовсе не желал на нее наступить. Вместе с тем следует отметить, что ядовитые животные вовсе не жалят всех без разбора. Большинство змей весьма неохотно пускают в ход свои зубы и предпочитают сами убраться с дороги. Видимо, змея понимает свою уязвимость, так как у смертельно ужаленной жертвы еще хватит сил убить змею. Там, где это возможно, змеи предупреждают противников об опасности угрожающими звуками. Так, гремучие змеи, опасаясь погибнуть под копытами травоядных, при звуках копыт гремят костяной погремушкой на хвосте, которую можно услышать шагов за тридцать.
Физическое уничтожение нападающего не всегда возможно. Но ликвидация угрозы не всегда означает убийства ее носителя. Жертва, например, может причинить хищнику сильную боль, чем заставит его отказаться от агрессивных намерений. Для болевого воздействия и отпугивания в живом мире используются слабые яды и едкие химические вещества (жалящие насекомые, медузы), острые колючки и шипы растений, вонючие газы и жидкости (скунсы, хорьки), иглы (еж, дикобраз), электрические разряды (скат, угорь).
Иногда для ликвидации угрозы достаточно напугать хищника (как известно, угроза страшнее самого действия). Для этого обычно используются измененный внешний вид, угрожающая поза, пугающие движения, характерные, часто отвратительные звуки. При этом применяется и смежная стратегия обмана и имитации угрозы (облика и действий). Большинство животных, применяющих эту стратегию, инстинктивно стараются выглядеть большими, ужасными и очень опасными. Так, плащеносная ящерица при опасности не только раздувает свой плащ, но и делает несколько угрожающих шагов вперед, имитируя атаку на хищника.
Уничтожение является наиболее характерной формой борьбы с паразитами и вредителями. Так, мимоза пудика обладает способностью быстро съеживать свои листья, чтобы сбрасывать с них прожорливых насекомых. Травоядные отгоняют и убивают надоедливых насекомых с помощью хвостов.
Тошнота и рвота являются естественными способами защиты пищеварительного тракта от несъедобной пищи, причем автор затрудняется отнести эту защиту к одной из поименованных стратегий.
Иммунные клетки инфицированного организма поедают болезнетворных микробов – носителей инфекций. Но для того, чтобы уничтожить подобную угрозу, надо ее безошибочно распознать. Организм, потерявший способность правильно распознавать биологическую опасность, обречен. Но противодействие организма чужим клеткам часто является и помехой. Отторжение организмом чужих тканей является препятствием пересадке органов, переливанию крови.
Свидетельство о публикации №120111708666