Учитель-ученик. Посвящается Н. К. Рериху

 

Учитель, на мой взгляд, тот, кто учит, направляет, показывает собственный высокий пример в поведении и профессии, передает свои навыки и умения, свой опыт.
Мы все много учились, поэтому хорошо понимаем великую роль учителя. Без учителя не может быть продолжения жизни.  И мы все понимаем то, что без компетентного учителя невозможно самому стать профессионалом, так как учитель закладывает основы для дальнейшего саморазвития.
Но что значит быть учителем? В первую очередь, это значит уметь самостоятельно думать, иметь свое мировоззрение, умение его отстоять.      Основы для будущего  учительства Николая Рериха были заложены в раннем возрасте. Николай Константинович  уже в молодые годы был целеустремленным, талантливым человеком, постоянно стремящимся к совершенству. Он обладал такими качествами, как целеустремленность, большой талант, простота, оптимизм, стремление к Прекрасному, умение вести людей за собой! Такие качества позволили ему стать не только учителем для своих учеников, художником с мировым именем, но Личностью, которая вдохновляла различных людей, а также и собственных сыновей. Сыновья – Святослав и Юрий видели в своем отце высокий пример творческого человека.
Сам Николай Константинович так определял роль учителя: «Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» . «Именно учителя, в стремлении к миру всего мира – к Культуре – могут совершить завоевание, мирное и великолепное»  .
Я считаю, что учитель не имеет права быть, так сказать, «серенькой мышкой», забитым и бесправным человеком. Ведь на нем лежит ответственность за воспитание молодежи! Учитель обязан уметь думать, принимать верные решения, видеть потенциал ученик, понимать и уметь исправлять собственные ошибки. Тогда учитель встанет на должную высоту и заслужит уважение, как своих учеников, так и  их родителей.
Святослав Рерих – младший сын Н.К. и Е.И. Рерих вспоминал о своем отце, как о мудром старце, наставнике жизни. О том, что отец в первую очередь работал над самим собой и стремился стать более совершенным человеком. Во всем стремился к прекрасному. Жизнь для него была подвигом. Н.К. Рерих для своих сыновей был образцом взаимопреданности и совершенствования.
Однако, несмотря на высокий профессионализм, не каждый сможет стать учителем. Для того чтобы учить, нужны качества учителя: терпение, любовь к своему делу и ученикам, умение донести информацию, получая радость от общения. Более того, чтобы стать духовным учителем, каким и был, на мой взгляд, Николай Константинович, необходимо иметь стойкое мировоззрение и синтетическое мышление. Н.К. Рерих видел синтез в объединении религии, философии и науки.
Истоки  его учительства несомненно, и в любознательности, неравнодушии к окружающему миру, любви к археологии, истории. Но и в том, что ему повезло учиться у выдающихся педагогов, например, у К. Мая – последователя передовых взглядов Н. Пирогова и К. Ушинского. Карл Иванович Май заложил в своих учениках пример самого преподавателя в качестве действенного примера как средства воспитания для их дальнейшего успешного развития в первую очередь, как личностей и товарищей.
А затем, учась в Академии Художеств у А. Куинджи, Николай Рерих воспринял такие принципы обучения, как обучение и воспитание человека для общественно-полезного труда; всестороннее развитие после уроков; практические занятия; развитие дисциплины и воли.
Влияние со стороны отца Николая Рериха и его знакомых также сыграли огромную роль в становлении его личности. Вспомним таких представителей интеллигенции, как М. Микешин – художник и скульптор, Д. Менделеев – известный ученый; востоковед А. Позднеев, Г. Голстунский, публицист и поэт Н. Костомаров и других.
Николай Константинович помнил слова Д. Менделеева: «Высшее развитие – в творчестве, если только подражать да потреблять, так не выжить человечеству, как не выжили мамонты» .
Как следствие таких благотворных влияний на сознание молодого человека, появились стихи и проза. Уже в гимназии он написал более сорока рассказов, несколько десятков стихов и рисунков.
В его ранней деятельности ему помогало умение правильно организовать свой день, найти ритм и следовать ему. Он вставал в пять часов утра и писал картины. Никогда не торопился и не суетился. Так вспоминает Святослав Рерих: «Например, когда он писал, то писал медленно, но мысль его была так сгармонизирована со скоростью писания, что он излагал законченную мысль без какой-либо поправки или оговорки» .
Его стремление к углубленному серьезному научному  познанию, исследовательскому подходу, потребности к совершенствованию позволили создать огромное количество произведений искусства, которые известны во всем мире. Он утверждал, что в искусстве необходима убедительность: «Убедительность, это магическое качество творчества, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности» .
Наряду с серьезным и качественным образованием он ставил и самообразование. Еще учась в Академии художеств, Николай Рерих предложил создать кружок для самообразования будущих художников. Художник, как считал Рерих, должен быть честным, добрым, без зависти и подлости. А также художник должен быть хорошо образован, чтобы служить обществу. Вот такую высокую роль он отводил человеку искусства и культуры. И он сам, будучи молодым человеком, задумывался о Служении обществу. Его поддерживала целая группа творческих людей: Лосский, Алексеев, Тарасов, Маковский.
В Академии Художеств Николаю Константиновичу посчастливилось учиться у мастера живописи – Архипа Ивановича Куинджи. И тут, учась у великого мастера, он учился не только живописи, но и примеру великой личности. Архип Иванович был человеком чести, яркой и самобытной индивидуальностью, который смог воспитать в своих студентах такие качества, как полная самоотдача искусству и любовь к труду. Личные качества Архипа Куинджи, как жертвенность, любовь и чуткость к людям, не остались не замеченными его учениками.  И недаром  его ученики воспринимали своего учителя как Учителя жизни. Помнили слова своего Учителя: «Хоть в тюрьму посади, а все же художник художником станет» .
Несомненно, и то, что встречи с такими великими личностями, как В.  Стасов, В. Соловьев, Л. Толстой, И. Кронштадский повлияли на молодого художника. Судя по статьям, письмам, картинам Николая Рериха, закончив Академию Художеств, он стал зрелой личностью. И наметил уже тогда то, что станет его основой и целью жизни.
Все вышесказанное подготовило его к учительству. Позже Николай Рерих сам станет для многих и многих Учителем в разных аспектах жизни.
Николай Рерих реализовывал свой талант педагога и организатора в качестве директора Рисовальной школы, также, работая  в Обществе Поощрения Художников с 1898 г., когда был приглашен помощником Григоровича по художественно-промышленному музею. Работал в качестве фактического заместителя редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», заместителем секретаря.
Н.К. Рерих был новатором не только в своем художественном творчестве, но и в педагогике. Он осуществлял реформы в Школе продуманно и не спеша, опираясь на ранние достижения и на педагогический коллектив.
Рерих понимал актуальные тенденции современного процесса в искусстве. Поэтому с его точки зрения было важно возобновить преподавание живописи клеевыми красками, что давало возможность готовить художников-декораторов. Не менее важное значение художник придавал эскизам, поэтому был открыт класс эскизов, которым руководил он сам. Там готовились эскизы для декоративных росписей, гобеленов, также для станковых и монументальных композиций на различные  сюжеты. Обсуждение эскизов проходило под его руководством.  Выдающиеся познания и широкий кругозор директора были убедительны, что вызывало огромное уважение и интерес у учащихся.
Рерих увеличил в Обществе Поощрения Художников количество классов. Он мечтал о том, чтобы Школа приравнивалась к высшему учебному заведению.
Изучение истории искусств Рерих считал крайне важным. Он прививал интерес к русской старине и национальным традициям. В этом ключе была создана иконописная мастерская, которая готовила мастеров для сохранения старинных традиций.
В Рисовальной школе в то время преподавали  видные художники, которые  обладали яркой педагогической индивидуальностью. Однако система Школы ограничивала проявления индивидуальности. Став директором, Рерих, напротив, поощрял педагогический поиск и эксперимент. И те преподаватели, кого он сам приглашал в Школу, отличались склонностью к новациям, как  сам директор. Николай Константинович дал свободу творчества педагогам, тем самым помогая им раскрыть педагогический потенциал.
Рерих в своем творчестве, как и в работе, следовал своему мировоззрению. Человек и есть его мировоззрение. Мировоззрение оттачивается годами. Путь духа, как и путь творчества, сложен. Чтобы иметь собственное стойкое мировоззрение, необходим огромный жизненный опыт, раскрытие собственного потенциала, познание борьбы, побед и поражений. Все это было в жизни Н.К. Рериха. И, благодаря огромному опыту, открытому сердцу, Николай Рерих приобрел стойкое мировоззрение, которое стало его опорой в тяжелые времена: во время прощания с Родиной; в период Великой Отечественное войны; тогда, когда совершилось предательство четы Хоршей и т.д.
Что же это за мировоззрение, которому художник следовал всю свою жизнь? Учение «Агни Йога»  («Живая Этика»). Оно основано на синтезе религии, философии и науки. Но также на слиянии культур  запада и востока. Данное Учение дано миру для духовного обновления человечества. Человечества, которое погрязло в конфликтах, войнах, эгоизме. Учение дает ответы на самые важные нравственные вопросы.
Человечество с помощью новых знаний должно подняться на новую ступень своего духовного развития. С помощью знаний о назначении человека, о его смысле жизни, о пути развития, о дальнейшей перспективе можно прийти к правильному пониманию жизни и его основ. Человек перестанет мыслить только о себе, проснется интерес к Общему Благу, законам Бытия, к пути совершенствования себя и мира в целом. Человек поймет, что он не одинок, потому что есть Учителя человечества, которые всегда на страже интересов эволюции.
Учителя человечества - это те Великие Духи нашей планеты, которые направляют эволюцию, дают нужные импульсы и руководят человечеством. Высшие знания в Их руках. Но выбор пути всегда остается за самим человечеством.
Восток знает о существовании Учителей. Эти знания хранятся и передаются непреложно.
  Восток, а точнее Индия, воспринимается как страна, свято чтящая  древние традиции, свои нерушимые основы, как, например, почитание Учителя. «Благословенны Учителя, когда они ведут благою, опытною рукою к широким горизонтам.  Сладостно, когда мы можем вспоминать Учителей своих со всем трепетом сердечной любви» . Данное почитание Учителей характерно не только для древней, но также и современной Индии. Что, к сожалению, отсутствует в современной России, а также в западной культуре. Неприятие Учителя, неуважение к Нему, приводит человека к тьме, к его вырождению. Эту истину хорошо понимал художник и никогда с этим не мирился. Он боролся с тьмой в своих статьях, письмах, картинах, стихах. Его творчество разило тьму и просветляло души. Он следовал той идее, что человек рожден для борьбы, борьбы света над тьмой. И когда будет побеждена тьма в душах людей, не будет на земле войн, голода, жестоких испытаний и смертельных болезней. Все зависит от воли человека!
В своей семье художник был не одинок. Его идеи поддерживала его супруга – Елена Ивановна Рерих, а также два сына – Святослав и Юрий. Сам Николай Рерих очень любил и уважал Елену Ивановну, называя ее Другиней. И говорил о том, что под каждой своей картиной он мог бы поставить две подписи: свою и своей супруги. Елена Ивановна была его помощницей и вдохновительницей! Она обладала музыкальным даром пианистки, чувством прекрасного и высокого. Разделяла все трудности жизни своего супруга, вместе достойно воспитала двух сыновей.
Сам Николай Константинович, несмотря на то, что жил долгие годы в Индии, вдалеке от Родины, был патриотом. И сумел воспитать в своих сыновьях патриотизм. В годы Великой Отечественной войны сын Юрий подал заявление о зачислении его в Красную Армию добровольцем.
 Николай Рерих подает своим сыновьям пример патриотизма, устраивая в городах Индии индивидуальные выставки. Деньги от продажи картин он передает в помощь  Красной Армии. После войны помогает наладить культурные связи между СССР и Индией.
В семье все были высокоодаренными творческими личностями. Семья Рерихов представляла собой уникальный образец духовной ячейки общества, где уважалось женское начало, где не было унижений или нежелания понять другого. Недаром Н.К. Рерих так писал о роли искусства в семье: «Семья, вдохновленная искусством, будет прочным оплотом государства» .
Святослав Рерих впоследствии стал не менее известным художником, чем его отец. Известны его выдающиеся работы: «Портрет Джавахарлала Неру», «Пилигримы», « Кэтрин Кэмпбелл», «Портрет Николая Рериха», « Николай Рерих со священным ларцем». «Девушка в желтом головном уборе», «Ю.Н.Рерих», «Портрет Елены Ивановны Рерих», «Портрет Наташи Рамбовой», « Рисовые поля под снегом», « Карма»,  «Дордже», Чаша Будды», « Кочевник», «Портрет Девики Рани» и многие другие.

Поражает психологичность портретов, как и профессиональный рисунок и живопись. В его работах чувствуется индивидуальный, непохожий на других, подход к живописи. Его манеру письма легко узнать, так как она новаторская. Каждый гений привносит нечто свое в искусство, как это сделали художники Николай и Святослав  Рерихи. Святослав Рерих нашел свою тему в искусстве, свое отношение и восприятие. Но, несомненно, и то, что главным и самым авторитетным учителем, как  в искусстве, так и в жизни, был его отец.
Юрий Рерих стал выдающимся востоковедом. К нему пришло признание на его второй родине – в Индии.  Он всегда  был окружен учениками. К нему приезжали учиться из Японии, Европы. Профессора из Франции, Англии, Германии, Швеции  и других стран приезжали для того, чтобы познакомиться со знатоком Востока. Знания Юрия Рериха были настолько объемны, что заменяли занятия в Университете.
В Калимпонге Юрий Николаевич основал Буддийский центр. Правительство Индии одобрило его программу и выделило грант.
Юрий Рерих стал настоящим авторитетом по Тибету и Средней Азии.
Вот, что пишет о своих сыновьях сама Елена Ивановна Рерих: «Оба на редкость талантливы и прекрасные труженики. Каждый по-своему подходит к Учению. Оба совершенно разные, но мы уживаемся вместе легко, ибо в основу положена терпимость и понимание сложности жизни, также соблюдается отсутствие всякого насилия над мнениями и действиями, и при наличии высоконравственных принципов все становится очень просто» .





Упоминая о Н.К. Рерихе, часто забывают о том, что он был выдающимся Учителем! Учителем-художником и духовным учителем! Чем больше знаешь о нем, тем больше удивляешься его необыкновенно многогранной деятельности и неповторимой личности! Его нравственные принципы были настолько высоки, что и сейчас, через 145 лет со дня его рождения, вряд ли найдется еще такая же яркая, чистая  и непобедимая Личность! Он стал Учителем для людей разных культур, национальностей, верований. Такое удается не каждому! Ему это удалось, потому что он умел не только мечтать, но и действовать, воплощать высокие стремления к Миру и Свету. Потому, что он был настоящим истинным примером человечности, высокой гражданской позиции, нравственности и культуры! Его Пакт стал ярким примером борьбы за сохранение культурных ценностей во всем мире! Вся его деятельность была направлена на сохранение мира и культуры, была нацелена на Общее Благо.
Он верил в то, что мысль управляет миром. А потому каждый из нас ответственен за все!!! Каждая его мысль была чиста и возвышена, была не о себе…
Как в духовном смысле, так и в искусстве, Николай Рерих является Учителем и для меня.  Его понимание жизни, гражданской позиции, искусства, я принимаю как родное и близкое. Его философия жизни «Агни Йога» стала моей путеводной звездой. Она дает мне понимание и принятие жизни такой, какая есть. Она учит меня бороться и побеждать. Учит уважать и понимать. Учит самосовершенствованию как художника и как личности. Дает мне опору и смыл жизни. Учит синтетическому мышлению. Учит распознавать свет и тьму. Его философия дает перспективу беспредельного совершенствования!


Рецензии