Условности жанрового рубрикатора пейзажная интимна

Туман — это переходное состояние водного конденсата, возникающего при определенных условиях соприкосновения теплых и холодных слоев атмосферы и воды. Это явление парения или испарения сопровождается нарушением (расщеплением) видимости. Это происходит в области испарений с радиусом в 2-5 км при теплой (плюсовой летней погоде). Предметы в радиусе 1 км этого явления  становятся плохо видимыми. В случае сильной концентрации тумана, видимость может быть ограничена 100 метрами. Плотность тумана в летнее время обычно выше, чем в зимнее.
Свойства видимости напрямую зависят от водности и концентрации капель на объем воздуха. Над морской гладью в основном наблюдаются адвективные туманы, связанные с движением потоков, когда континентальный теплый ветер покрывает охлажденную гладь моря. Но встречаются на Черном море и туманы испарения, которые в синергии с  адвекативным туманом могут привести к поднятию жидкости наверх. Так над морями появляется система перекачки воды, где туман сменяется облачностью и наоборот. Низкая облачность может по нескольку раз кочевать из облака в туман и обратно. Но это в зимнее и предзимнее время.

Чем меньше ветра, тем дольше живет туман. В среднем туман живет около 3-х часов, хотя есть и долгожители и скоростные явления (от суток до получаса) Летом они могут длиться до 2-5 суток. Голубой оттенок туману может придать наверное цвет неба, хотя это возможно только при слабой концентрации паров.

Вся эта длинная подложка только к одному, желанию понять, это вообще реально увидеть белесый след ткани парусника в туманном море с голубым фильтром испарений.

"Белеет парус одинокий..."

Наблюдать такую картинку, которая позволила бы увидеть белую полоску в голубом тумане можно на картине. Подтверждение этому находится в биографических деталях автора. И хотя многие читатели гения рисуют живой пейзаж, читая первый катрен, описание является взглядом на море, пропущенным через багет акварели. Это воспоминание, схваченное кистью, реальными акварельными красками и плоскостью бумажного листа. Так что, с невидимой рамкой Вас, дорогие товарища. "Парус" — проекция художника акварели, а не лингвистического эквилибриста. Потому что по законам моря, в такую погоду парусник не выгонит гулять даже самый нерадивый хозяин. Это, наверное, редчайший случай в классической поэзии, когда не картина стала иллюстрацией к словам, а наоборот. Стихотворение проиллюстрировало, или как бы это — просемантировало картину. Называется акварель "Морской вид с парусной лодкой".

Оригинал "Паруса" написан в период тяжких раздумий о судьбе и внутренних неудачах, во время путешествия в нелюбимый Петербург в 1832 году, после брошенной учебы в Москве из-за высокомерного отношения к преподавателям и основам требуемых знаний. Неудачи постичь азы, в частности и филологической науки (после нравственно-политического факультета) и потеря двух лет при переводе в новое учебное заведение, привела горделивого юношу к военному порогу в личной истории.

Это период романтизма и предвестник первой тягостной любовной неудачи. Текст "Паруса" впервые появляется в письме к Мари Лопухиной 02.09.1832. В 1828-1831 автором строк нарисован акварельный рисунок с парусником в туманном море, который более подходит под описанное стихотворение, нежели реальная картина. Первая строка стихотворения — не авторская, это повторение цитаты Александра Бестужева-Марлинского (поэма "Андрей, князь Переяславский").

Этот факт говорит о многом, о том, что это не самостоятельное произведение, а написанное по мотивам, компиляцией собственного рисунка, чужой поэмы и внутренних психологических проблем. Лермонтов любил прятать свои переживание чисто фрейдистского плана в природные образы, которые потом литературоведы десятилетиями расшифровывали как исключительно пейзажные образы, поражаясь глубине лиризма.

А эта глубина объяснялась очень просто, она лежала на холсте совсем другого моря, которое называется чувственность. Многочисленные неудачи в романах, скверный характер, как у всякого гения, приводили к тому, что в поэзии нужно было шифроваться. Потому что страшнее ссылок и дуэлей, чужие насмешки. А поводы для них были и во внешнем облике и в особенностях характера. Такая подмена  явлений произошла и в "Утесе". Работа прожила уже почти два века в рубрикаторе пейзажной лирики, хотя априори, это была маска лирики интимной.

Выход из багета рамы в "Парусе" происходит во втором и третьем катрене. Советские исследователи видели там проявление исключительно бунтарского философского и политического духа, хотя, скорее всего, дело намного проще. Это личное, коммуникативное, человеческое переживание далеко отстоящее в уме 18 летнего почти подростка от тенденций преобразования социальной системы. Почему нужна буря..это легко объяснит каждый, кто занимается поэзией, только на амплитуде "почти кровавых страстей" пишутся самые цепляющие стихи. А власти гения над толпой, конечно, хочется.

Да, стихотворение девять лет не покидало родительского дома письма, и только в 1841, за 100 лет до "Священной войны", было рассыпано в гранках типографской краски, чтобы быть прочитанным тысячами образованных россиян. И только образованных, в отличие от своего предшественника, его радиоактивные свойства по проницанию в народные слои, были в разы слабее. Ну, а после 17 года, где вся классика, как золотая рыбка была в услужении коммунизма, тысячи уроков литературы прошили "Парус", как философию социально-политического протеста, создав тем самым у нескольких поколений нерелевантное отношение к образной системе будущего автора Печорина.

Школьная программа узаконила изучение этого текста в 6-ом классе. Людям 12 лет, они еще не то, чтобы совсем далеко от эпохи 18-летнего подростка, страдающего от разрыва сердечной связи в Москве и проблем выбора жизненного пути, они еще в детство не наигрались, а им тут директивно предлагают решать задачи, которые-то и взрослые их родители не все одолели в период глобальной заботы правительства о скрепности нации.

Переход к удаленному обучению, и касание таких утонченных жизненных сфер из общего котелка интернета, может и вовсе выбить из внутреннего мира школьника его природную суть. Одно дело в классе, где 30 желторотиков слушают учителя и пытаются понять, а другое, когда на тебя наваливается экран, за амбразурой браузера которого весь мир, со своими новостями, жуткими видосами, страшными фильмами...И весь этот Бахыт-компот в суверенном интернете со стоячей водой виртуала. Каша в голове просто неминуема. Так классика из образовательного контента, может перейти в область непредсказуемых психологических проблем.

Автор этих строк поплавал в морях психологического влияния обычного слова на подсознание, способного из человека за короткое время сделать траву. Поэтому, наверное, то немногое, что может вырвать сознание из пут виртуала, это максимальное приближение к реальности, в том числе и в сфере интерпретаций художественных произведений. Лучше горькая и преждевременная правда, чем мегатонны клюквы на неокрепшее сознание ребенка.


Рецензии