Аткарск и классики. Эмигрант из Белгазы

Возможно, кто-то из читателей возразит мне, что вряд ли человека, о котором сейчас пойдёт речь можно назвать классиком — имя его, как и произведения не известны широкому кругу читателей. Тем не менее, Александр Митрофанович ФЁДОРОВ много сделал для развития литературы и русского языка, был знаком с А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. И. Куприным, К. И Чуковским, В. П. Катаевым и многими другими. В него была влюблена юная Аня Горенко, ставшая впоследствии великой Ахматовой.

Родился русский писатель, поэт и драматург Александр Фёдоров 18 июля 1868 года в Саратове. Ни в одной его биографии не упоминается этот факт, и лишь в «Очерках истории Саратовского Поволжья» (Т. 2, ч. 2) известный краевед, ныне, к сожалению, покойный, Г. А. Малинин называет Фёдорова уроженцем села Белгаза Аткарского уезда. Позволю себе опереться на сей авторитетный источник и развить свою гипотезу.

После отмены крепостного права, бывший крепостной крестьянин, пастух Митрофан Фёдоров, не имея в деревне средств к существованию, покинул Белгазу и отправился на заработки в губернский Саратов. Освоив сапожное ремесло, он открыл свою мастерскую. Сапожник и его жена были людьми малограмотными, из книг в семье имелось только Евангелие. Но сына Фёдоровы хотели сделать человеком образованным. Александр закончил приходскую школу и был отдан в реальное училище. По какому-то трагическому стечению обстоятельств мальчик в одиннадцать лет осиротел и продолжал учёбу за казённый счёт. Думается, что в учении он был прилежен, так как лентяя и разгильдяя за счёт казны никто бы учить не стал. В училище Александр делает первые литературные шаги, что вызывает недовольство наставников. За два месяца до окончания курса из-за конфликта с директором Фёдоров был исключён из училища. Обстоятельство это подтолкнуло юношу к попытке самоубийства, закончившейся тяжёлым огнестрельным ранением.

После лечения и скитаний, А. М. Фёдоров — в Москве. Здесь он даёт частные уроки. Увлёкшись театром, он весь уходит в мир сцены и кулис, странствует с труппой по провинции (1888 — 1890 гг.), выступает в качестве актёра, сотрудничает в провинциальных газетах. И пишет стихи.

В 1894 году в Москве выходит первая книга Александра Фёдорова «Стихотворения». Критика благосклонна к молодому автору и уже через год выходят его стихотворные переводы поэм Теннисона и Эдвина Арнольдса. В 1898 году Иван Бунин положительно оценил вторую книгу «Стихотворений» Фёдорова.

Я духом слаб, и нет кругом опоры.
Зло шепчет мне: «Свой факел погаси!»
Нет, нет! К тебе я обращаю взоры,
Поэзия! Спаси меня! Спаси!

Ты — вздох небес. Твой непорочный пламень
Неугасим! Ты им сердца живишь.
Ты в божество преображаешь камень,
Мгновенным снам бессмертие даришь!

Этот экспрессивный отрывок — из стихотворения «Поэзия» 1896 года. Согласитесь, такое мог написать только настоящий поэт.

В это же время в журналах печатается и проза Фёдорова: романы «Степь сказалась», «Наследство», «Природа», «Земля». Последний написан под впечатлением от поездки по Уфимской и Самарской губерниям, где Александр Митрофанович в 1901 году устраивал столовые для голодающих. В последующие десять лет было издано ещё около десятка романов, несколько сборников рассказов и пьес.

В 1901 году Александринский театр Санкт-Петербурга ставит комедию Фёдорова «Бурелом». Успех ошеломляющий. Воодушевлённый им автор продолжает писать для театра, но подобного успеха больше не добивается. Были созданы пьесы «Катастрофа» (совместно с А. Н. Будищевым, автором знаменитого романса «Отвори потихоньку калитку»), «Старый дом», «Обыкновенная женщина».

В 1903 году А. М. Фёдоров путешествует — Дальний Восток, Турция, Греция, Египет, Индия, Япония, Китай. Его путевые заметки были напечатаны в журнале «Родник» (1904 г.). Плодовитый писатель, он много писал статей и фельетонов для различных газет. Для издания произведений Шекспира, под редакцией С. А. Венгерова, он перевёл некоторые поэмы и сонеты.

Александр Федоров также занимался живописью, выставлял свои работы на выставках «Товарищества южнорусских художников». В 1917 году он принимал активное участие в спасении Григория Котовского от смертной казни, по воспоминаниям старожилов, Котовский скрывался на даче Федорова в Одессе.

А теперь коснёмся той причины, по которой мы с вами ничего не знаем об этом писателе. В 1920 году он, не приняв советскую власть, эмигрировал в Болгарию, где в 1924 году подготовил и издал «Антологию болгарской поэзии», преподавал русский язык и литературу. Жена его — Лидия Карловна Фёдорова (1866 — 1937), осталась в Одессе и была расстреляна.

Есть воспоминания, свидетельствующие, что Фёдоров переписывался с маршалом Михаилом Тухачевским, убеждавшим писателя вернуться на родину. В Болгарии Федоров вторично женился. После освобождения Болгарии в 1945 году Федоров много общался с советскими военными, по их настоянию начал писать воспоминания.

Писатель собирался вернуться в Россию, даже получил в 1946 году советский паспорт, но не успел. Умер Александр Митрофанович Фёдоров 22 (21 по другим данным) апреля 1949 года в эмиграции. Похоронен в Софии. Сын Фёдорова, Виктор Александрович (1897—1948), художник, в 1920 году бежал из России в Румынию, а после войны был выдан советским властям и умер в лагере под Мариинском.

В 1988 году падчерица Александра Федорова, Лилиана Шульц, передала Советскому фонду культуры большую часть архива писателя. В 1989 и 1999 годах, во время приездов в Одессу, Л. Шульц передала часть фотографий и рукописей А. М. Федорова в Одесский литературный музей.
После эмиграции книги Александра Федорова в Советском Союзе не издавались, лишь в 1981 году в Уфе был переиздан роман Федорова “Степь сказалась”.

14 мая 2009 года на фасаде здания Российского Культурно-Информационного Центра в Софии была открыта мемориальная доска с барельефом Александра Митрофановича Фёдорова, выполненная болгарским скульптором К. Ачковым.

Одни называли его реалистом-бытописателем, другие усматривали в его творчестве «бесцветное народолюбие», эстетизм и экзотику модернистов. Если уж не ранга классика, то звание достойного земляка и добрую память поэт, писатель и журналист А. М. Фёдоров заслужил несомненно.

                Алексей НИКИТИН


 


Рецензии