Диалоги 89

Упоминают этот народ и христианские мыслители, например, Блаженный Августин. Впрочем, после истории о святом Христофоре это нас едва ли удивит.

От средних веков к новому времени
 Средние века тоже оставили нам немало свидетельств о загадочном племени людей с песьими головами. Тут и китайские трактаты, и легенды айнов, и много всякого другого...

 Псоглавцы не казались в те времена чем-то уж слишком экзотическим. Однажды лангобарды, попав в окружение, сообщили врагу, что в их лагере есть страшные псоглавцы, которых они и науськают на противника, если их не отпустят с миром... Это восприняли как вполне реальную угрозу.
 На знаменитой Херефордовской карте мира (XIII век) песьеглавцы изображены в Скандинавии. Есть они и во многих других картах и атласах, только вот согласия насчет места обитания нету.
 Плано Карпини, известный путешественник на Восток (между прочим, именно от него мы знаем многие подробности о жизни Руси при Золотой Орде) пишет о некоем народе, с которым столкнулись монголы во время одной из войн. У этого народа женщины — вполне человекоподобные (хотя и весьма уродливые), а вот у мужчин головы собачьи. Народ этот весьма воинственен и свиреп, к тому же использует весьма любопытное снаряжение в бою: делает на себе доспехи в виде... ледяной корки. Не вырезает изо льда броню, а именно организует обмерзание воды на теле. Отважное решение!

 Не обойдется наш рассказ и без Марко Поло, главного авторитета средних веков и колумбовских времен во всем, что касалось Азии. Марко поместил псоглавцев на остров Ангаман (Андаманские острова?). Разумеется, они — людоеды, но готовят свою добычу с чрезвычайной для Европы роскошью — используя много пряностей... И если Марко Поло сознавался, что пишет об этом с чужих слов, то некий господин Порденоне сам лично их там наблюдал. И сообщил, что едят они вовсе не всех пленников, а лишь тех, за которых не заплатят выкуп.

 Христофор Колумб (опять Христофор? Не удивляйтесь: этот святой сделался в западной традиции патроном путешественников) на Антильских островах услышал от местных жителей о загадочном племени каннибалов (это название, а не характеристика!) — свирепом людоедском народе с песьими, как вы уже догадались, головами. Сейчас считается, что речь шла о карибах, или караибах — действительно малоприятных людях, склонных откушать ближнего своего. Впоследствии Колумб стал произносить это слово именно так, в большем соответствии с произношением индейцев; но изначальное написание прижилось во множестве языков. Опять-таки сразу прослеживалась параллель с латинским словом canis — собака...

 Между прочим, как Колумб сумел так быстро понять, что речь идет именно о песьеглавцах? Может, индейцы ему их нарисовали? Нет; он был готов встретить за океаном именно этот народ, хорошо знакомый по рассказам Марко Поло, и припас картинку с кинокефалом. Спросил у аборигенов: а такие тут водятся? Что аборигены с удовольствием и подтвердили.

 Дальнейшие путешественники обнаруживали наших героев в Америке неоднократно. Чаще всего — в Бразилии; даже в XVII веке в курс лекций по географии Оксфордского университета входили бразильские псоглавцы. Видали их и на севере, особенно в районе скованных льдом канадских островов. Видимо, эти кинокефалы — в прямом родстве с теми, про которых писал Карпини.

 А вот псоглавцы из хрестоматийного романа Алоиса Ирасека (он так и называется — «Псоглавцы») вполне историчны, но, по правде говоря, головы у них были нормальные. Псоглавцами называли ходов — чешских порубежников, за их огромных охотничьих псов.
Возможные истоки

 Истории о песьеглавцах, как мы уже говорили, крайне многочисленны, совпадают в ряде важных деталей и едва ли могут быть объяснены заимствованием одних авторов у других (это объяснение, нежно любимое советскими историками-мифоборцами и нынешними псевдоисториками-наукоборцами, работает куда реже, чем кажется неспециалисту). Поэтому ученые стараются найти толкование, которое не противоречило бы современному восприятию мира.
 Многие, например, ссылаются как на прототип псоглавцев на павианов и других собакоголовых обезьян (это их научное название!). Дело в том, что павианы — существа общественные, неплохо организованные, довольно крупные и — большие любители заселять разрушенные или покинутые города. Причем они неплохо в них осваиваются и вполне могут быть приняты за коренное население! Павианы не чуждаются использования орудий (палок, камней, а также того, что найдут в руинах). Правда, ходят они все больше на четырех, и одежду носят, скажем так, нерегулярно (но все же, как и другие высшие обезьяны, порой надевают ее — в подражание человеку или просто чтобы поиграть).
 Между прочим, Плиний прямо называл своих псоглавцев «собакообезьянами»...
 Это интересно: у современного фантаста Леонида Куклина есть повесть «Не буди в звере человека» про павианское племя, сделавшее еще один шаг к цивилизации и вставшее на уровень диких человечьих племен. Герою-человеку они предлагают раскурить с ними трубку мира и именуют его «бледнозадый брат мой»...

 Что же до истории о святом Христофоре, то с ним все совсем непросто: хотя из католических святцев его удалили по причине недостоверности его жития, но сам факт существования этого человека (или нечеловека) представляется достаточно реальным. А его песьеголовость зачастую объясняют ошибкой: дескать, происходил он из земли Ханаанской, а ханаанский (cananeus) и собакоподобный (canineus) — слова на латыни очень похожие. Другой вариант — что он происходил из местности Киноскефалия, но это менее вероятно — все источники говорят о деятельности его в Палестине.
 Впрочем, в православных церквях Христофора рисуют на иконах по-прежнему с весьма убедительной песьей головой. Да и мало ли кто что объяснял такой вот «вероятной ошибкой»!
Гнолли
 В начале 1970-х годов Гари Гигакс, изобретатель настольных ролевых игр, работал над своей системой Dungeons & Dragons. В качестве источников «миростроительного» материала выступали Дж. Р. Р. Толкин, П. Андерсон и Дж. Вэнс. Но Гигаксу не хотелось ограничивать себя «классикой» — и он добавил в игру некоторое количество собственных или изрядно измененных существ (самое, пожалуй, известное его изобретение — beholder, он же злобоглаз).
 Обойти псоглавцев было, разумеется, невозможно. Но то ли слово ему не понравилось, то ли захотелось проявить оригинальность, однако же псоглавцы в D&D оказались переименованы в гноллей (этимология довольно прозрачная — гном + тролль). Заодно выяснилось, что верна версия с гиеньей, а не собачьей головой... Впрочем, Гигакс не очень хорошо представлял себе гиену, и в первых монстрятниках изображена голова гиеновидной собаки (которая с гиеной сходна только пятнами и диетой). Так восторжествовала справедливость.

 Гнолли «прижились», заполонили Забытые Королевства и другие D&D-миры, стали крайне популярны даже в играх, которые всеми силами отрицают свою связь с Dungeons & Dragons, — вспомним хотя бы тот же Warcraft. А все потому, что слово действительно удобное, а существа при этом на удивление классические. Постепенно отдельные ревизионисты стали возвращать им собачьи головы (начали с шакальих, продолжили волчьими...), но само слово «гнолль» оставили в неприкосновенности.
 По-прежнему гнолли дики, воинственны и склонны к людоедству, носят одежду из шкур, организованы в стаи по волчьему принципу, а язык их очень похож на тявканье. В качестве оружия они, правда, предпочитают секиры-глевии, а не привычные булавы. Соглашаются на луки и дротики. Ростом классический гнолль — семь футов, то есть около 210 см.

 Гнолли-умники, не желая мириться с привычным стайным порядком, постепенно образовали отдельное племя. Его представители называются флиндами, отличаются более мелкими габаритами и в качестве оружия носят нечто вроде восточного тройного цепа (как нунчаки, но звена три, а соединительная веревка короче). Флинды нередко служат своим не столь башковитым сородичам военными советниками.

 Главная черта гноллей — колоссальная прожорливость; и потому из иных миров им покровительствует тот же злобный бог, что и упырям — Йеногху...

Псоглавцы в играх

 Само по себе слово «песиглавец» ваш покорный слуга встречал в одной-единственной игре — «Мор. Утопия». Причем там это не вид существа, а скорее организация — дети в собаковидных шапках, стерегущие Многогранник. Но пересказывать сюжет «Мора» бессмысленно — лучше самим изучить эту живую классику наших дней.
 В знаменитой RTS Age of Mythology псоглавцы — существа, служащие египтянам, и зовутся они там анубитами (в честь бога Анубиса). И славятся они прежде всего... акробатическими талантами. Через стены прыгают, как через скакалку.
 А вот игр, где герои нашего рассказа встречаются под псевдонимом «гнолли», наверняка не меньше сотни. Здесь и классическое D&D (Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, серия Goldbox), и Warcraft c World of Warcraft, и EverQuest, и Heroes of Might & Magic III, и Master of Magic...
 В последнем, кстати, гнолли — самая «силовая» из играбельных рас. Воин-гнолль сильнее человека в том же вооружении чуть ли не вдвое — при той же цене. Правда, за это приходится платить неумением гноллей строить большинство полезных зданий, но в бою они превосходны, а их кавалерия — волчьи всадники — еще и в полтора раза быстрее человеческой.
 Но чаще гнолли исполняют роль пушечного мяса сил зла, этаких простеньких монстров, которые атакуют огромными стаями и часто попадаются игроку в начале его ролевого пути. Поэтому их даже порой лишают двухметрового роста и сокращают примерно до гоблинских размеров. Если где-то там у фермера угнали корову или убили лесничего — мы идем разбираться и находим неуживчивых типов с песьими головами и извечным вторым уровнем (у вождей и шаманов побольше)...
 В World of Warcraft — довольно редкий случай — постарались организовать часть гнолльских племен по классическому образцу. Есть даже самцы-«альфы»...

 Это интересно: между прочим, миссию по их уничтожению в игре назвали alpha strike — понятие из современной военной тактики, обозначающее исходно массовую атаку авиацией с кораблей, а сейчас все чаще любую атаку всеми силами очертя голову.
 Но все же и там гнолли исполняют свою традиционную роль врагов всего живого — они воюют и с Альянсом, и с Ордой, никого не любят и кушают детей.
 «Неизвестные вломились в деревню, поубивали коров, надо разобраться». Вот такая роль обычно отводится гноллям. И никто даже не задумывается — зачем они убивали коров, если проще угнать? На себе туши понесут, что ли?
 Вообще, эта «должность» чрезвычайно востребована в ролевых играх. Очень нужны многочисленные монстры, которые заведомо злобны и агрессивны (а потому подлежат уничтожению без долгих расспросов и угрызений совести), не слишком умны (и вследствие этого их мотивы и тактика не требуют тщательной проработки), не очень сильны (и тем самым пригодны для истребления низкоуровневым героем)... Интересно только, почему подобные расы вообще выживают, а не выбиты подчистую организованными армиями сильных государств? Неужели из-за своей плодовитости?
 Гноллями, гоблинами, кобольдами, орками, ограми просто затыкают дыры. Нужно локальное злодеяние, мелкий беспорядок или просто засада на дороге? Сажаем туда их, ведь не надо объяснять, откуда они тут взялись (они вообще, кажется, не приходят, а заводятся, наподобие тараканов), что едят (путников, вестимо!), чего от вас хотят (крови!)... Изредка им отводится более достойное место — вот в World of Warcraft повезло гоблинам и оркам, а гнолли все еще ждут своего часа.
 И потому я бы хотел надеяться, что хотя бы где-нибудь, хоть разок, гнолли станут не кровожадными монстрами, а, скажем, благородными дикарями. Вот как те же орки в Азероте — они (а не только таурены, как думают некоторые) там явственно стилизованы под отважных индейцев, борцов с бледнолицыми захватчиками. Псоглавцы по Ктесию или Элиану могут быть очень интересными персонажами — уж точно не менее интересными, чем традиционный гнолль с секирой наперевес. Да и как-то стыдно отказывать целому народу в том, в чем ему не отказывали даже «средневековые мракобесы», — в праве раскаяться в злодеяниях и жить честной жизнью...


Рецензии