Программа для литгрупп и тв. объединений

Программа успешно защищена в ЧГИК 15.06.2019г. Опубликована на двух педагогических сайтах: "Инфоурок" и "Альманах педагога". Получены два Свидетельства о публикации. Автор-составитель Надежда Якушева.

Программа для литературных объединений 2019 г.
 
«Творческая деятельность делает человека существом, обращённым в будущее» Л.С. Выготский
                Пояснительная записка
                Одной из самых главных особенностей личности является способность созидать, творить новое. Потребность в развитии творческих способностей у молодёжи наиболее актуальна в век информационных технологий, когда становятся более востребованными активные, неординарно мыслящие люди. Развитие литературных способностей – это лишь первая ступень в более длительном процессе развития культуры человека. Становление творческой личности не может происходить без нравственного воспитания, без роста национального самосознания при изучении произведений литературы. По мере накапливания личного опыта и знаний богаче становится воображение, фантазия, развивается эмоционально-волевая сфера. Чувства и мысли движут творчеством, человек становится более инициативным, способным делиться плодами творчества и вовлекать других в этот процесс.
Новизна данной программы заключается в обеспечении участников не только теоретико-литературными, но и психологическими знаниями, воспитанию толерантности, обучению умению конструктивного разрешения конфликтов и привитию навыков бесконфликтного общения. В процесс обучения включены игры и упражнения для развития творческого мышления, фантазии и воображения. Большинство людей в любом возрасте любят играть. Видимо, потому что игра – это целостное состояние души. Это единство мыслей, чувств и движения. Это очень гармоничная жизнь в роли, образе, ситуации и мире. Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, которое обладает большим творческим потенциалом. Можно творить себя, своё будущее, отношения с другими и будущее мира. В игре можно позволить себе быть самим собой. Хорошая игра – это эксперимент по самораскрытию и самопознанию. Каждое занятие начинается с игровой ситуации или упражнения для снятия эмоционального напряжения и создания благоприятных условий для учёбы, общения и личностного роста.
В век научно-технического прогресса, компьютерных технологий возникла необходимость создания программы по развитию литературных творческих способностей, с целью воспитания людей с высокими нравственными ценностями, любящими и читающими родную литературу. Одной из главных задач становится воспитание патриотического самосознания. В связи с развитием у человека потребности служить общественно-созидательным целям востребованными становятся грамотные люди, мыслящие неординарно, выдающие новые оригинальные идеи.
Отличительной особенностью данной программы является более углубленное изучение языковых средств выразительности, развитие творческих способностей в игровой форме и умение применить их в реальной жизни, активизация творческой деятельности, развитие высшей человеческой потребности  в самосовершенствовании  и самоактуализации. Данная программа предназначена для учащихся старшего школьного возраста и студентов. Темы можно варьировать относительно актуальности для конкретного литературного объединения. Каждый руководитель учитывает возрастные особенности группы, теоретическую подготовленность и ступени развития литературного мастерства. (Индивидуальный и дифференцированный подход.) Адаптировать программу можно на любую возрастную группу 12+
Программа содержит три приложения с играми и упражнениями для развития творческого мышления, фантазии, воображения и упражнениями для снятия эмоционального напряжения. Третье приложение включает психологическое информирование об ошибках восприятия и барьерах в общении, о внутриличностном конфликте и способах разрешения конфликтов.
                Цель программы:
Создание условий для развития творческих, литературных способностей и  благоприятного психологического климата в группе, условий для личностного роста и развития коммуникативных навыков.

                Задачи программы:
Воспитывать уважение к родному русскому языку, его красоте и богатству, развивать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине. Воспитывать высокие нравственные качества.
Познакомить с основами стихосложения, основными направлениями в литературе, стилями и жанрами. Активизировать мотивацию к чтению.
Научить практической работе с произведением, научить распознавать средства языковой выразительности, умению анализировать и редактировать.
Стимулировать активную познавательную и творческую деятельность. Прививать навыки работы в группе, соблюдения групповых правил. Учить толерантным межличностным отношениям. Обогащать и расширять позитивный опыт совместного творчества.
                Методы проведения занятий:
Словесные, наглядные, практические: беседы, лекции, доклады. Игры, упражнения для развития творческих способностей, фантазии, воображения, логического мышления.  Практические занятия.
Методы стимулирования познавательной и творческой деятельности: похвала, поощрение для повышения уровня мотивации.
Использование интерактивных методов: творческие задания, деловые, обучающие игры, работа в микрогруппах, мозговой штурм, дискуссии, диспуты, конференции, семинары и т.д.
               Формы работы: дискуссии, творческие игры, тренинги, творческие мастерские, упражнения, конкурсы, сочинения, мастер-классы. Праздники. Литературные гостиные. Творческие вечера с поэтами и писателями. Встречи с читателями. Презентации.
               Форма организации занятий: групповая, индивидуальная, работа в парах и микрогруппах.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 2 часа.
Программа рассчитана на три года обучения.
               Структура построения занятия:
Вводная часть: знакомство с новичками, представление участников группы друг другу в игровой форме «Снежный ком», «Аллитерация, ассонанс имени»
Упражнение №1 «Свежие и хорошие новости», упражнение №2 «Я – оптимист» Руководитель рассказывает о теме сегодняшнего занятия и планировании, о городских и других культурных мероприятиях. Каждый участник делится радостными личными новостями или достижениями.
Теоретическая часть 15-20 мин.
Закрепление теории. Практическая часть в игровой форме. Подбор упражнений и игр, соответствующих тематике.
Чтение и разбор новых произведений. (Работа в парах, микрогруппах) Обсуждение за круглым столом.
Обязательная рефлексия как приём обратной связи: я – высказывания.  Все участники по кругу делятся впечатлениями: что нового, полезного взяли для себя из этого занятия, комфортно ли было работать в группе, что хочется узнать и изменить в себе или в групповых правилах. Что понравилось, не понравилось?

             I.Творчество.  Развитие творческого мышления.
1. Задатки и способности. Способности общие и специальные. Талант. Гениальность. (1 час).
2. Творчество. Критерии творчества: беглость, гибкость, оригинальность. Как развить способности, фантазию и воображение. (2 часа).
3. Составляющие литературных способностей: поэтическое восприятие мира, эмоциональная чувствительность, художественная наблюдательность, творческое воображение, хорошо развитая образная и эмоциональная память, владение языковыми средствами. (1 час).
4. Способы развития фантазии и воображения. Игры и упражнения для развития творческого мышления. Приложение №1. (Тест креативности) (2 часа).
              II.Литература. Каким должен быть литератор.
1. Литература – часть духовной культуры народа. Каким должен быть литератор? Профессиональная этика. Снобизм в творческой среде. Комплекс творческого сноба: (Я +, Труд +, Они –) Интеллектуальный снобизм. Дискуссия по повести М. Булгакова «Собачье сердце». Причины и признаки снобизма. (2 часа).
2. Основные направления в литературе. Золотой век. Серебряный век. (2 часа).
3.«Границы моего языка означают границы моего мира» Л. Витгенштейн. Необходимость грамотности литератора. Грамотность – уважение к родному языку. (1 час).
4. Роль знаков препинания в тексте. (1 час).
5. Ответственное отношение к слову. Чтение рассказа из книги К. Паустовского «Золотая роза»: «Драгоценная пыль» Обсуждение в форме дискуссии. (1 час).
                III.Культура речи.
1.Нормативная сторона речи – грамматическая правильность. Целесообразность речи: логичность, точность, уместность, краткость. (2 часа).
2. Соблюдение законов логики и принципов в построении высказывания. Оправданный алогизм в анекдотах, фантастике и фольклоре. (2 часа).
3. Наиболее частые логические ошибки в речи: излишне дробный текст или наоборот нагромождение длинных предложений. Нежелательная омонимия. (2 часа).
4. Синтаксическая несогласованность фраз. Смысловые искажения из-за неверно избранной организованности текста. Двусмысленность в результате синтаксически не правильного построения текста. (2 часа).
5. Норма и ошибка. Речевая ошибка: контаминация – смешение; тавтология – повтор, тождествление; плеоназм – излишество, многословие. Речевой недочёт: двусмысленность. Избыточность и недостаточность речи. Задание: найти и устранить ошибки в приведённых отрывках. (Работа в микрогруппах) Пути исправления и предупреждения речевых ошибок. (2 часа).
6. Слова-паразиты или мусорные слова. Как избавиться от слов-паразитов: постоянная практика в устной речи; задержка дыхания; контроль со стороны; избавление от волнения; короткие паузы. (1 час).
7. Риторика – искусство красноречия. Функции языка: номинативная (назывная), экспрессивная, коммуникативная: общение, сообщение и экспрессия. Магическая функция. Слово – мощный рычаг и инструмент воздействия на умы и чувства людей. (2 часа).
               IV.Поэзия – высокий жанр.
1.Поэзия. Значение поэзии в русской литературе и культуре. Поэтическое мышление. (1 час).
2. Поэзия — высокий жанр. Место ли в поэзии обсценной лексике? Жаргонная лексика: молодёжный, профессиональный и лагерный (арго) сленг. Сквернословие как социальная проблема. Дискуссия. (2 часа).
3. Стихотворения. Разновидности стихотворений. Стих. Строфа. Разновидности строф: двустишие, терцен, катрен и т.д. Лимерик. Сонет. Онегинская строфа. (3 часа).
4. Выразительность чтения. Основной принцип выразительности чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. Ударные слова. Логическая и психологическая пауза. Речевая интонация. Темп. Приложение №1 Упражнение №7. (2 часа).
5. Поэтические жанры: ода, баллада, послание, басня, эпиграмма, эпитафия, стансы, сонет, рубаи. (3 часа).

                V.Основы стихосложения
1. Рифма. Разновидности рифм. Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая. Рифма парная, смежная и кольцевая. Точная, ассонансная. Моностих – внутренняя рифма в одной строке, дистих, терцет, катрен, квинтет, пентет и т.д. Приложение №1 Упражнения №6, 28. (5 часов)
2. Ритмическая единица. Стихотворные размеры.  Двухстопные размеры. Двухстопный ямб и хорей. Поэтические примеры. (2 часа).
3. Поэтические размеры: трёхстопные: дактиль, анапест и амфибрахий. Поэтические примеры. (2 часа).
4. Что такое плагиат? Право на авторство. Понятие о графомании. Ступени развития писательского мастерства: Ученик. Ремесленник. Мастер. Мотивация, стиль, отношение к критике, самооценка. Приложение№1 Упражнение №10 и Приложение№3. (3 часа).
5. Учимся расставлять ударения и определять размер в стихотворении. (2 часа).
6. Четырёхстопные размеры. Поэтические примеры. (1 час).
7. Основные ошибки при стихосложении. (2 часа).
8. Речевые штампы – «стёртые пятаки» являются уничтожением в речи конкретности.  (Приложение № – упражнение №4) (1час).
9. Поэзия родного края. Знакомство с местными поэтами. Творческие вечера.

               VI.Языковые средства речевой выразительности в поэзии и прозе
1. Фонетические средства: аллитерация и ассонанс, звукопись и звукоподражание. (2часа)
2. Лексические (тропы) Троп – употребление слова в переносном значении; наряду с основным у слова формируется ряд вторичных смысловых оттенков.
Метафора, развёрнутая метафора, олицетворение. Сравнение. (5 часов) Метонимия и сине;кдоха. (2 часа)
Аллегория. Ирония. Перифраз. (2 часа)
Гипербола, гротеск, градация, литота. (2 часа)
Эпитет. Оксю;морон. (2 часа)
Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. (1 час)
Фразеологизмы, диалектизмы, архаизмы, старославянизмы, окказионализмы. (1 час)
Афоризмы. Эмоционально-оценочные слова (стилистически окрашенные суффиксы). Междометия. (1 час)
Лексические повторы: анафора, эпифора, композиционный стык. (1 час)
3. Синтаксические средства выразительности: анафора, эпифора. Композиционный стык, лексический повтор. (1 час)
Антитеза. Градация. Парцелляция. Инверсия. Эллипсис. (2 часа) Бессоюзие. Многосоюзие. Синтаксический параллелизм. Парадокс. (2 часа)
Разновидности предложений. Авторский пунктуационный знак (чаще: тире) (1час)

Упражнения из Приложения№1 к теме: метафора, олицетворение, метонимия и синекдоха. Упражнения №5, 8, 11и др.

Образец анализа стихотворного произведения. (1 час)
               VII.Проза. Жанры. Функциональные стили.
1.Основные направления в современной российской литературе: постмодернизм, модернизм, реализм (во всех его направлениях и неосентиментализм. (2 часа)
2. Проза. Жанры. Малые прозаические формы: биография, очерк, новелла, рассказ, эссе. (3 часа)
Былины. Мифы. Сказки. Бродячие сюжеты в сказках. (2часа)
3. Документальная, военная, художественная проза. Крупные формы: повесть, роман, эпопея, триллер, детектив, мемуары. (2 часа)
4. Стилистика. Функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический стиль, художественный и разговорный стили. (3 часа)
5. Стилистические ошибки и их типы:
немотивированное повторение в узком контексте одинаковых или однокоренных слов; плеоназмы – сочетания, содержащие излишний смысловой компонент; паразитные рифмы в художественном тексте; тавтология – тождесловие; многословие, вызванное расщеплением сказуемого на два; многословие, вызванное использованием универсальных, общих слов. Речевые штампы в прозе. Слова-паразиты. Немотивированное употребление нелитературной лексики; фальшивые слова; реникса – откровенная чепуха.  Словесное однообразие. Неуместное смешение стилей; неблагозвучие; отсутствие образности там, где она уместна. Немотивированная инверсия. (5 часов)
6. Работа с текстом. Нахождение стилистических ошибок. (5 часов)
7. Речевые стандарты в публицистике. (1 час)
8. Схема анализа прозаического произведения. (1 час)
9. Писатели родного края. Знакомство с местными писателями. Творческие вечера.


                Приложение 1.
              Игры и упражнения для развития творческих литературных способностей.
Цели: снятие эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы, формирование у членов группы установки на взаимопонимание, развитие коммуникативных навыков, творческих литературных способностей, воображения и фантазии.
Задачи: выработать нормы и правила работы в литобъединении.
Учить умению правильно реагировать на критику, быть самокритичным.
Ознакомить с планом работы. Ожидание относительно того, что будет происходить, какие получат знания и умения.
Примерные совместные правила для группы:
Принцип активности: быть «здесь и теперь».
Принцип исследовательской творческой позиции. Определение сильных моментов в произведении.
Принцип рефлексии (осознания) поведения.
Принцип партнёрского общения: искренность, признание ценности личности другого человека. Уважение к говорящему. Возможность высказаться каждому.
Недопустимость непосредственных оценок человека и его творчества во время его отсутствия. Оцениваем действия человека, а не личность во время его присутствия.
Персонификация высказываний: отказ от безличной речи. Я – высказывания.
Конфиденциальность. (Это помогает самораскрытию и развитию доверительных отношений.)
В конце каждого занятия рефлексия:
– Что мне понравилось и что не понравилось? Что хотел бы изменить?
            – Выскажите ваши пожелания: что бы вы хотели узнать дополнительно? Кто хочет самостоятельно подготовить материал о любимом поэте, писателе к его юбилею?

1.Этап знакомства.
Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения, создание благоприятных условий для работы, совместная выработка норм и принципов в группе.
Упражнение для знакомства: аллитерация, ассонанс имени.
Участники по очереди называют своё имя с каким-нибудь прилагательным на ту же букву. Следующий называет предыдущее и добавляет своё и т.д.
Упражнение №1 «Свежие и хорошие новости»
Этим упражнением можно начинать каждое занятие.
Цель: создать доброжелательную атмосферу, позитивный настрой, внутреннюю мотивацию для самораскрытия и развития.
Руководитель задаёт вопрос: «Что хорошего произошло с вами на этой неделе?»
Руководитель рассказывает о новостях в поэтической и литературной среде города. Участники группы поочерёдно делятся своими достижениями, радостными событиями.
Упражнение №2 «Я – оптимист»
Этим упражнением можно начинать или заканчивать каждое занятие.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ведущий говорит предложение, содержащее не очень приятную информацию. Участники поочерёдно меняют высказывание на позитивное, например: «На улице сегодня пасмурно и дождь». Участники перестраивают предложения, добавляя свой текст и заканчивая предложение: «И это – хорошо!»
Упражнение №3 «Я – звезда» и «Посмотри на небо» (Надежда Якушева)
Цель: воспитание в молодом поколении альтруизма, открытости и уважения к другим, развитие способности понимать других, при этом, сохраняя свою индивидуальность. Формирование адекватной самооценки
На листке написать все свои положительные качества, назвать их и произнести с разными интонациями: «Я – звезда!» Работа в парах.
Следующее: посмотри на чистое ночное небо, что ты там увидишь? Сколько на небе звёзд? Звёзды все одинаковы? Сколько на свете талантливых людей? Все талантливые люди одинаковы? Чем они отличаются?
Упражнение №4 «Лингво-психологический эксперимент»
Цель: обучение умению видеть и слышать в устной речи человека оговорки, паузы, слова-сорняки, штампы. Дать понятие штампа. Почему они появляются?
Возьмите карандаш и бумагу и быстро записывайте пришедшие на ум ответы: часть лица, поэт, фрукт, овощ, домашнее животное, дикое животное, птица, комнатный цветок, сорняк и т. д
Как объяснить, что люди, будто сговорившись, дают одинаковые ответы?
Упражнение №5 «Ассоциации»
Цель: Развитие воображения, памяти, речи, быстроты реакции.
Игра с мячом. Ведущий задаёт темп и начало игры, бросая мяч. Задания: эпитеты к слову. Второе задание: только глаголы-действия к слову. Третье задание: синонимы к слову.
Упражнение №6 «Угадай рифму» Знакомство с различными видами рифм.
Цель: вспомнить известные произведения авторов и неизвестные, соответствующие возрастному цензу.
Зачитываются четверостишия из известных стихотворений, потом того же автора не изучаемых по школьной программе, не проговариваются последние слова.
Упражнение №7 «Зеркало»
Цель: обучение правильно декламировать стихи, выделять главные слова, понижать и повышать интонацию, когда нужно делать паузу и т.д.
Приёмы преодоления сценического страха:
Изобразить поочерёдно разные эмоции: «горе-лицо», «радость-губы». «гнев-брови, «гордость-спина», «страх-ноги», «высокомерие-руки-ноги», «ирония-брови, губы» Сидящий напротив повторяет гримасы оппонента. Потом меняются ролями, придумывая другие эмоции.
Чтения стихотворения: (сначала проработать, выделить главные слава, эмоции, понижение и повышение интонации)
Задание: дома перед зеркалом прочитать стихотворение любимого автора, репетировать ответ гуманитарных уроков.
Упражнение №8 «Гибкость мышления»
Цель: Развитие творческих способностей
а) Нестандартное использование предметов
            В течение трёх минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Итак, это предмет газета, кирпич, линейка, верёвка, консервная банка, скакалка, ложка, ваза и т.д.
           б) Синонимы
           В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову высокий. Попробовать вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: высокий говорят ещё и о тоне голоса и приложимо к нравственным качествам.
Упражнение №9 «Непредсказуемые последствия»
Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Записать на своих листочках, последствия фантастического события: например, что произойдёт, если на Земле наступит вечная темнота, если исчезнут все кошки. Можно придумать устный рассказ.
Упражнение №10 «Маски»
Цель: учить умению анализировать произведения.
Проводится в форме ролевой игры. Правило: соблюдать корректность Три персонажа: поэт и два критика: добрый и злой. Второе задание писатель и два критика: добрый и злой. Смена ролей.
Упражнение №11 «Метафора» (несколько занятий)
Цель: развитие художественного мышления, которое поднимает людей на более высокий уровень, делает их жизнь интересной и более свободной
а) анализ образцов;
б) работа в парах. Задание в парах: один просит другого представить себя в виде дерева: «Если бы я был деревом, то каким бы деревом я был?» Описать нужно подробно: ствол, кора, листва, возраст. Форма, цвет, запах, какое на ощупь.
Меняются ролями. «Если бы я был цветком, горой, домом, чашкой, чайником, кастрюлей... то каким бы я был?»
Игра «Отгадай» Участники садятся в круги среди них по желанию выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, а группа в его отсутствие выбирает человека, из оставшихся. Каждый игрок придумывает ему характеристику, используя при этом определения погоды, цветов, деревьев, драгоценных камней и др. Приглашается ведущий и участники поочерёдно рассказывают, например: «Эта девушка похожа на летний солнечный день. Только иногда происходит движение лёгкого ветерка, колышется листва, но пока всё спокойно» И так по кругу. Отгадывающий доказывает, почему он думает именно про этого человека. Игра может повториться 3-4 раза.
Сочинение-миниатюра. Представить себя в образе неодушевлённого предмета и описать. С чем вы себя ассоциируете. Как можно ярче создать свой образ, подключив все органы чувств. Зачитать
Упражнение №12 «Цветок»
Цель: Развитие воображения. Учить создавать образы, подключая все органы чувств
Для этого упражнения необходимо расслабиться. Закройте глаза и несколько раз глубоко вздохните. Теперь слушайте мой голос и создавайте свои внутренние образы. «Представьте себе цветок. Попробуйте увидеть его в деталях. Как он освещён? Какого он цвета? Куда крепится его стебель? Рассмотрите подробно лепестки и листья. Добавьте звуки. Слышите ли вы свой цветок или, может быть, другие звуки? Потрогайте его. Понюхайте. Чувствуете запах? Попробуйте его на вкус. Смотрите, слушайте, вдыхайте запах, чувствуйте вкус, осязайте поверхность. Дайте знак, у кого получилось. Откройте глаза и поделитесь с соседом своими образами.

Упражнение № 13 «Старый заброшенный магазин»
Цель: Развитие воображения, фантазии
Представьте себе, что вы идёте по городской улице поздней ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные и запылённые, но если заглянуть в них, то можно увидеть какой-то предмет. Тщательно рассмотрите его. Отойдите от магазина и вернитесь в город. В паре или мини-группе опишите этот предмет, обнаруженный вами за окнами. Затем поговорите от имени этого предмета (от первого лица). Как вы чувствуете себя? Почему вас оставили в магазине? Кто вас оставил? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут станьте снова собой и вернитесь в тот магазин. Снова посмотрите на тот предмет. Видите ли вы в нём что-то новое? Хотите что-нибудь сказать ему? (По Джону Стивенсу)
Вариант1. Представьте, что вы прогуливаетесь по большому старому городу. Может быть, это знакомый вам город или воображаемый. На улице вы нашли предмет. Унесите его с собой.
Вариант2. Вы – турист. На экскурсии вы находите Волшебный магазин сувениров. Заходите в него, оглядываетесь. Первое помещение — старинная мебель, картины, лампы, люстры, зеркала. В другой комнате вы видите старинную посуду, ковры, утварь. В отдельной витрине куклы, экзотические растения, сувениры из разных стран, а в глубине небольшая комната, где лежат сокровища букиниста. Какой интересный предмет привлекает ваше внимание? Вы понимаете, что этот сувенир, этот предмет только для вас. (Предложено Ф. Перлзом)
Упражнение №14 «Африка»
Цель: Развитие воображения, фантазии, речи
Участники группы представляют, что все они волшебным образом перемещаются в Африку, причём все в разной роли: животным, растением, предметом ландшафта. Далее система может спонтанно организоваться, и каждому участнику нужно попробовать себя в заданной роли, устроить свою жизнь наиболее подходящим образом. Задание сначала выполняется без слов в течение 5-7 минут. Затем — рефлексия. Какой объект материального мира, растение, животное вы выбрали? Что вы чувствовали? Опишите, подключая все каналы.
Упражнение №15 «Изменчивый мир»
Сначала упражнение на расслабление
Представьте себя в изменившемся мире. Нашему времени свойственны быстрые и резкие изменения. Порой они бывают молниеносными. Мир изменился. Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом мире? (Обсуждение в парах или мини-группах.)
Упражнение № 16 «Составление фантастических рассказов»
Цель: развитие воображения, фантазии, словарного запаса.
В первый раз руководитель раздаёт написанные на карточках роли. И сказка начинает разыгрываться, иногда руководитель помогает, задаёт вопросы. Можно придумывать старые сказки на новый лад.
№ 17 Конкурс артистизма «Поэт-артист»
Цель: Учить выразительности чтения, умению вживаться в состояние лирического героя. Развивать воображение.
Проводится среди молодых поэтов. Цель: выявить самого артистичного, динамичного поэта (Александр Раткевич)
Упражнение–игра № 18 «Физики и лирики»
Игра имеет соревновательный характер. Разбиться на две команды. Вспомнить стихотворения классиков. Читают поочерёдно из разных команд нежное лиричное стихотворение и живое динамичное.
Упражнение № 19 «Сочиняем волшебную сказку.»
Цель: развитие воображения, памяти, творческого мышления.
Создать своих собственных героев, составляем по одному предложению.
Упражнение № 20 «Страничка юмора»
Цель: Учить видеть смешное, развивать чувство юмора, воображение, гибкость мышления.
Младшим можно предложить картинки, старшие сочиняют с нуля или вспоминают смешные истории, дополняя их. В конце упражнения обсуждение.
Упражнение №21 «Смешная книга»
Книга из реальных или придуманных историй. Можно использовать в качестве письменного задания.
Упражнение № 22 «Самая красивая пуговица»
Цель: развитие творческих способностей.
Придумывание проектов самых красивых, оригинальных пуговиц. Можно предложить нарисовать, дать название.
Упражнение №23 «Самый красивый букет»
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Дать детям задание нарисовать букет. Умение хорошо рисовать не обязательно. Описать свой букет, его название и назначение.
Упражнение №24 «Мой воздушный шар»
Цель: развитие творческого мышления и воображения.
Создать свой воздушный шар, придумать форму, цвет, запах. Для кого вы его приготовили? Кому подарите шар? Оставите его себе?
Упражнение №25 «Говорящие руки»
Цель развитие творческого мышления, воображения, речи.
Если бы мои руки умели говорить, что бы они сказали? Сочиняем истории, как рука разговаривает с другой или о чём они говорят вместе.
Упражнение №26 «Воображаемый мир»
Цель: развитие воображения и фантазии.
Каждый из участников придумывает своё несуществующее животное, чудовище и место его обитания, можно нарисовать, можно просто описать.
Упражнение № 27 «Добавь слово»
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Составляем рассказ, добавляя по одному слову. Игра проводится в очень быстром темпе, поэтому проходит живо и весело.
Упражнение № 28 «Быстрые рифмы»
Цель: учить быстроте реакции, сообразительности, расширять словарный запас.
Ведущий говорит любое слово, пришедшее ему на ум, например: гараж; следующий участник называет слово, рифмующееся с первым и так далее. Тот, кто не мог продолжить получает минус. Когда у кого-то набирается три минуса, он выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся. Пример: гараж, багаж, страж, кураж, вираж, массаж, шантаж, фураж, фиксаж, метраж, арбитраж и т.д.
Упражнение № 29 Фантастические животные»
Цель: развитие фантазии, креативности.
Вы, конечно, знаете много названий животных. Ведущий задаёт пример: если вы скомбинируете слово носорог со словом рогатка, то у вас получится новое слово «носорогатка.» А теперь попытайтесь связать эти названия с другими словами, так, чтобы возникли новые фантастические названия. Таким образом фантастическое слово должно перекрывать исходное. Слова реальные и фантастические расположить в две колонки. Общее время для заполнения двух колонок займёт две минуты. Максимальный балл 60, 21-40, средний уровень, 0-20, недостаточно развита ваша способность комбинировать и фантазировать. Можно дать словесный портрет и кличку своему на ваш взгляд самому интересному животному.
Упражнение № 30 «Волшебная шкатулка»
Цель: развитие воображения, фантазии.
Задание: угадать, что находится в этой шкатулке, представить и описать предмет, используя эпитеты.
Упражнение № 31 «Галерея утопий»
Цель: развитие воображения, фантазии. Продумайте, что бы вы хотели изменить в своей жизни, школе. Нарисуйте новую, радужную картину. Словесно опишите изменения, они должны быть значимыми. А что бы вы хотели увидеть через месяц, через год и т.д.
Возможна работа в парах, микрогруппах.
Упражнение № 32 «Автопортрет»
Цель: развивать позитивное мышление, эмоциональную сферу.
Продумать рассказ о себе и создать мысленно свой позитивный автопортрет, описать внешние данные, внутренние положительные качества, суметь оценить уникальность своей личности.
Упражнение № 33 «Весёлое слово»
Цель: повышение личностной самооценки, обогащение словарного запаса
Группа делится на пары и по очереди говорят друг другу столько весёлого и приятного, сколько смогут, пытаясь развеселить партнёра. Можно определить, что говорить только три приятные вещи друг другу.
Упражнение № 34 «Театр Абсурда»
Цель: развитие воображения, творческого мышления, образной речи.
Распределяются роли: сценарист, режиссёр-постановщик и актёры. Сценарист придумывает необычные роли, одушевлённые предметы и неодушевлённые, начало и финал. Актёры сами придумывают образы, необычные, непривычные, одежду, грим, продумывают слова и поступки, записывают. Режиссёр корректирует, помогает. После подготовки разыгрывается сюжет. Если группа большая, можно разбить на две-три микрогруппы.
Упражнение № 35 «Кто придёт»
Цель: осознание креативности в себе и её развитие, преодоление барьеров креативности.
Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.
Инструкция: наверное, все знают шутливую примету: упал нож – придёт мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан. Монетка и т.д.
Тот, кто ловит мяч, сообщает, кто, по его мнению, придёт, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Игра проходит в быстром темпе. Самые оригинальные идеи поощряются.
Упражнение 36 «Парфюмер»
Цель: развитие креативности, формирование навыков и умений управления креативным процессом.
Задание: придумать состав собственной парфюмерной воды, духов. Какие нотки вы хотите внести в собственные духи: цитрусовые, морские, древесные, цветочные? Каких цветков или деревьев? Продумайте каждый аромат, с чем он будет сочетаться? Придумайте оформление флакона и название духов. В их состав должно входить не более пяти компонентов.
Упражнение № 37 «Рисунок музыки»
Цель: отработать навыки понимания другого человека, его внутреннего душевного мира.
Для этого необходимо приготовить фломастеры, лист бумаги и запись лёгкой музыки.
Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкой. Время звучания музыки примерно три минуты. Потом листы собираются, устраивается импровизированная выставка. Чей это рисунок, сможете ли вы узнать? По каким признакам определили? Кого совсем не узнали? Почему? Или автор не мог выразить чувства, или вас ещё плохо знают?
Упражнение № 38 «Выражение мысли другими словами»
Цель: активизировать творческое мышление
Задаётся несложная фраза. Необходимо придумать несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.
Вариант 1. «Нынешнее лето будет тёплым»
Вариант 2. «Девочка гуляет по улице»
Вариант 3. «Я прочитал интересную книгу»
Вариант 4. «Ракета улетела далеко от Земли»
Например, по варианту 1: В самые длинные каникулы каждый день будет жарким»
Упражнение №39 «Заглавие»
Зачитывается стихотворение или рассказ, Задание: придумать заглавие, чтобы была отражена основная идея, передаваемая в тексте.
Упражнение №40 «Поиск определений»
Цель: развитие творческого мышления и воображения.
Называется какой-либо предмет. Придумать какое-либо определение, включающее существенные признаки, несущественные называть запрещается. Вариант 1: «дырка», вариант 2: «Ветер», Вариант 3: «глаза», вариант 4: «характер»
Например, по варианту 4ответ может быть следующим: характер отражает индивидуальные и психологические особенности человека. Игру можно разнообразить, сделать её командной. Цель игры будет состоять в том, чтобы другая команда по данному определению угадала задуманный предмет.
Упражнение № 41 «Техники сочинения историй»
а) «Мир чувств»
Цель: Учить умению словами передавать свои эмоции и чувства.
Расположиться на одном уровне с ребёнком. Попросить назвать чувства, которые может испытывать человек. В какие цвета ты раскрасил бы эти чувства? Из эмоций и чувств складывается настроение. Какого цвета твоё настроение сейчас? Может ли человек передать другому своё настроение? Каким образом? Можно соединить разные цвета настроений? Какими словами вы опишете радость? Ваши ассоциации с радостью. Могут ли несколько цветов обозначать одно чувство? Рассказать историю и попросить обозначить чувства, которые она вызвала. Затем ребёнок рассказывает свою историю и обозначает чувства, которые он испытал.
 б) Сочинение историй с помощью игральных карт.
Цель: совершенствование коммуникативных возможностей, развитие познавательных навыков, фантазии и чувства юмора.
Карты смешиваются и кладутся рубашкой вверх. Каждому поочерёдно предлагается взять две карты и сочинить историю, используя изображение на карте и числовые обозначения. Например, если открывается дама и девятка, можно начать историю: «В замке, который охраняли девять драконов, жила-была прекрасная принцесса» и так продолжает следующий. Карты можно раскладывать, закручивая спирально по часовой стрелке. Руководитель следит за развитием сюжета и может взять две карты и направить историю в позитивном смысле. Руководитель просит активизировать воображение, чтобы найти выход из затруднительного положения.
в) «Коробка со значками»
Цель: пополнение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков
Предлагается принести с собой значки, либо руководитель приносит коробку со значками и предлагает выбрать для работы один. Предлагается рассказать, почему именно этот значок был выбран. Предложить придумать историю, связанную с этим значком.
г) Сочинение историй на компьютере
Цель: исследование мира своих чувств, развитие фантазии и воображения, повышение личностной самооценки.
Объяснить детям, что история должна иметь начало-завязку, середину, развитие событий, кульминацию и финал и не должна описывать реальные проживаемые события и не может быть пересказом книги или фильма. Иногда можно вместе изменить окончание истории, чтобы развязка стала более позитивной, благоприятной, тем самым подсказывая детям более конструктивные и адекватные решения проблем.
д) «Отгадай слово»
Цель: Развитие речи, воображения, активизация мыслительной деятельности
Руководитель предлагает детям взять по одной карточке, на которых написаны слова и сочинить рассказ, используя это слово в качестве отправной точки. Другие должны после рассказа угадать слово. Руководитель оценивает содержание каждого рассказа и подсказ0ывае, каким образом его лучше построить, усиливая положительные стороны.
е) Сочинение историй с помощью предметов
Берётся пять мелких предметов и предлагается сочинить историю. Задание: история должна чему-то учить. Можно при рассказе деликатно увеличить дидактическую нагрузку.
Упражнение №42 «Книжка моего счастливого детства»
Цель: Активизация мышления, воображении, фантазии. Предложить сочинить короткий рассказ о самых счастливых моментах детства, используя метафоры, эпитеты и другие средства речевой выразительности.
Упражнение №43 «Рассмотри предмет»
Задание: зафиксировать внимание на каком-либо предмете, запомнить детали, постараться увидеть в нём что-то необычное. Закрыть глаза и вспомнить предмет, снова открыть глаза, по-новому взглянуть на детали. Рассказать, что вы разглядели интересного и необычного.
Упражнение №44 «Пантомима»
Цель: Развитие воображения, фантазии, речи.
Ведущий изображает короткий сказочный или жизненный сюжет. Участники составляют по нему рассказ. Потом предлагается каждому придумать небольшой рассказ или сказку. Участники пытаются разгадать и предлагают свои варианты.

                Приложение 2.
                Упражнения для расслабления
Цель: учить детей умению быстро расслабиться для того, чтобы окунуться мысленно в другую реальность. Развивать воображение, творческую фантазию.

1. «Растопи снежный узор» (Надежда Якушева)
Делаем пять глубоких вдохов, ориентируясь на живот. Приоткрываем рот, дышим и в воображении растапливаем оконный снежный узор. Какие узоры нарисованы на твоём окне?
2. «Куст розы»
Представьте себе куст розы: корни, стебли, листья, а на самом верху – бутон. Бутон закрыт, окружён чашелистиками. Внимательно рассмотрите его.
Представьте, что чашелистики стали раскрываться, открывая вашему взору скрытые ранее лепестки – нежные, тонкие, всё ещё закрытые.
Теперь начинают медленно раскрываться сами лепестки. По мере того, как это происходит, вы сознаёте, что в глубинах вашего существа также происходит некий расцвет.
Смотря на розу, вы чувствуете, что она раскрывается в том же темпе, что и вы. Её раскрытие – это ваше раскрытие. Вы наблюдаете, как роза открывается свету и воздуху, являя себя миру во всей красе. Вдыхаете аромат и впитываете его всем существом.
Теперь всмотритесь в самый центр, в источник движущих его жизненных сил. Пусть оттуда появится образ. Этот образ будет выражать то прекрасное, значимое, созидательное, что хочет выйти сейчас на свет из глубин вашего существа. Это может быть образ чего угодно. Пусть он возникает сам собой. Созерцайте этот образ, проникаясь его содержанием. Образ может сообщить вам что-то с помощью слов и без них. Будьте готовы принять это. (Кацудзо Ниши)
3. «Мой храм»
Закройте глаза и представьте себе то место, где вам было бы хорошо – хорошо без всяких оговорок. Это может быть храм, реальный или воображаемый, или особая священная комната, это может быть любой приятный вам уголок природы, где вы чувствуете себя под защитой обитающих там добрых духов. Какое это место? Какие там стены?
Только в вашем святилище обязательно должна быть дверь – воображаемая дверь. Представьте её себе – эту дверь, которая открывается только вам, потому что ни у кого другого нет от неё ключа. Какая это дверь, представьте её себе. Есть ли у двери ручка? Что она представляет из себя? Мысленно прорисовывайте все детали. Почувствуйте запахи, которые вас окружают, Вы открываете эту дверь – и попадаете в священное для вас место: неважно, это храм, комната или уголок природы. И как только вы попадаете в ваше святилище, на вас сверху начинает струиться чистый белый свет. Вы оказываетесь в его луче, под его защитой, этот чистый белый свет наполняет всё ваше существо, он защищает и исцеляет. Настройтесь так, что с вами в вашем святилище будет происходить нечто прекрасное. Запомните мелкие детали и ощущения, которые вы испытали и медленно возвращайтесь обратно. Расскажите о своих впечатлениях.
4. «Фантастические мыльные пузыри» (Надежда Якушева)
Делаем 5 коротких резких вдоха и медленный выдох. Во время выдоха представляем, что надуваем мыльные пузыри. Какие они получаются? Представляем их цвет, запах, размер, форму.
5. «Земляничная поляна»
Инструкция: Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте. что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну представьте эту земляничную поляну так, как, если бы она была перед вами. Земляника созрела. Она вокруг. Она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там и полюбуйтесь окружающей природой.
Упражнение №6 «Две минуты отдыха»
Инструкция: Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза, перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это будет привычное для вас место, где вы любите гулять и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там. Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо минуты две-три.
Упражнение №7 «Заброшенный пляж» (Надежда Якушева)
Инструкция: Сядьте удобно и расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы оказались на заброшенном морском пляже. Здесь только вы и море. Ласково греет солнышко. Вы лежите на тёплом песке и наслаждаетесь лёгким шумом прибоя. В небе парят белоснежные чайки. Тёплая волна подкатывается к вашим ногам и обнимает их. Сочный воздух проникает в ваш организм и насыщает его солнцем и морскими запахами. Монотонный шум прибоя укутывает в полусонное состояние неги и тепла. Побудьте минут пять на морском берегу, надышитесь морским воздухом.
Упражнение №8 «Розовый куст»
Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Представьте, что вы превращаетесь в розовый куст. «Ты можешь стать любым цветущим кустом» Затем вопросы: в какой куст ты превратился? Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на нём цветы, если есть, какие они? Есть листья, как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни? Где растёт этот куст? Что находится вокруг куста? За счёт чего живёт этот куст, кто за ним ухаживает? Какая погода? Что ты видишь ещё? Можно попросить детей нарисовать этот куст, или же подробно описать его вслух в настоящем времени от первого лица.
Упражнение №9 «Спасательное средство»
Цель: снятие тревожности и напряжения, остроты переживаний. Упражнение помогает обрести спокойствие. Оно хорошо тем, что его можно применить в любой обстановке и любых условиях.
Вдохните через нос резкими вдохами, сосчитав при этом до четырёх. В процессе вдоха используйте мышцы живота для того, чтобы максимально расширить лёгкие.
Выдохните через рот резкими выдохами, сосчитав при этом до пяти. В процессе выдоха используйте мышцы, чтобы дополнительно поджать диафрагму, втягивайте живот.
Упражнение №10 «Якорь надежды»
Цель: снятие волнения и эмоционального напряжения перед выступлением.
Выбор Якоря надежды состоит в ассоциировании положительных, успокаивающих, уверенных чувств с каким-либо предметом. Многие люди выбирают украшение, которое носят не снимая. Можно выбрать небольшой приятный подарок, являющийся вашим талисманом. Он должен быть связан с приятными чувствами.
Выберите предмет.
Закройте глаза и вспомните поступок, человека или памятное событие, которые дают вам возможность почувствовать себя счастливым и расслабленным. Потрогайте, потрите этот предмет. Продолжайте делать это в течение пяти минут.
Вспоминайте и представляйте.
Поставив путём прикосновения свои позитивные чувства на якорь надежды, в качестве которого вы использовали выбранный заранее предмет, вы ощутите прилив дополнительных положительных эмоций.

                Приложение 3.
Конфликт (конструктивный подход)
Шесть шагов к победе без проигравших
Основная цель: обучение участников мастерству разрешения конфликта, развитие способности проявлять терпимость и умении уважать человеческое достоинство
Цель: обучение старшеклассников и студентов умению правильно вести себя во время конфликта и мирно завершать его. Очень важно добиваться, чтобы все участники считали его общей проблемой.
1. Подготовка
– Если эмоции слишком горячи, дайте время успокоиться.
– Продумайте, что стоит за вашей позицией, какие нужды и интересы.
– Спросите себя: «Почему это так важно для меня? Какие ценности здесь затронуты?»
– Определите нужды и интересы оппонента.
– Что может улучшить ситуацию?
2. Обсуждение и определение проблемной ситуации
– Надо уметь разговаривать, сохраняя позитивную интонацию.
– Слушайте других (другого). Используйте умение слушать активно.
– Показывайте, что вы уважаете и цените другого человека.
– Настойчиво объясняйте другому, что Вы чувствуете, что вам необходимо и почему. Не обобщайте, не обвиняйте и не называйте имена. Говорите: «Я чувствую, что эта ситуация несправедлива.» И никогда не говорите: «Эта ситуация несправедлива» или: «Вы несправедливы!»
– Обсуждайте проблему, а не человека.
– Подведите итог, т.е. подчеркните, что Вы поняли о ситуации в целом.
3. Быстро перечислите возможные решения.
– Придумайте как можно больше решений данной проблемы.
– На этом этапе не давайте им оценку
– Пусть все заинтересованные стороны предложат свои решения.
– Подумайте, какие решения пригодны для всех аспектов проблемы.
– Если хотите, запишите все свои идеи.
4.Определение последствий своего выбора.
– Представьте себе возможные последствия каждого решения.
– Посмотрите на достоинства и недостатки каждого решения.
5.Выбор лучшего решения
– Откажитесь от нежелательных решений.
– Определите то решение, которое наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон, вовлечённых в конфликт.
6.Составьте план действий для претворения в жизнь вашего решения.
– Разберитесь, что будет гарантией реализации принятого решения.
– Составьте план, кто, что будет делать и когда.
Договоритесь с оппонентами о том, как и когда проверить реализацию решения.
Упражнения по теме:
1. Раздайте ученикам копии шести шагов к победе без проигравших»
2. Объясните, что конфликты сопровождают всю человеческую жизнь, начиная от внутренней борьбы при принятии личных решений и кончая международными, происходящими в огромных масштабах, вооружёнными конфликтами. Однако не все конфликты становятся разрушительными. Конфликт бывает важным средством для возникновения конструктивных перемен. Существуют специальные институты для завершения конфликтов без насилия, например, различные суды, переговоры, посредническая служба. Детям может помочь в разрешении конфликта значимое, авторитетное лицо: учитель, родитель и т.д. Конфликты могут быть конструктивными, когда они завершаются ненасильственным способом, когда все заинтересованные стороны принимают достигнутый результат. Наилучшим разрешением является победа на двоих, когда все удовлетворены. – Знаете ли вы, когда конфликт разрешился именно таким способом?
3. Подчеркнуть, что разрешение конфликта – это прежде всего задача, которую нужно разрешить. Попросить, чтобы участники принесли вырезки из газет, журналов, вспомнили сюжеты телепередач, в которых рассказывается о конфликтах. Разделить на микрогруппы и проработать творческое разрешение конфликтов. Обязательно, чтобы, делая выбор, люди понимали п и проработали потенциальные последствия предложенного решения. Должно быть выработано конструктивное решение без применения насилия.
4. Попросить добровольцев рассказать о конфликте в их собственной жизни или жизни друзей и применить к нему эту процедуру.
5. Ролевые игры: Мирные переговоры. Активное слушание. Последствия.

                Творческое разрешение конфликтов
На данной страничке приводится несколько примеров конфликтов, распространённых в литературной среде между поэтами, руководителями и участниками литобъединений, между взрослыми. Эти примеры можно использовать для составления и проигрывания собственных сценариев, ролевых игр, пародий для анализа и разрешения проблем.
 Цель: Вооружить участников знаниями. Индивидуальный и дифференцированный подход.
1. «Недооценённый поэт»
Разобрать внутриличностный конфликт. Поэту говорят, что его недооценили, у него возникает обида. Как жить дальше? Разыгрывается ситуация. Рекомендация: подключить чувство юмора.
2. «Насмешка»
Один из поэтов не просит помощи, сам занимается своим продвижением: посылает рукописи на конкурсы, получает дипломы и грамоты. Один из участников в открытую насмехается над ним и членами жюри: «И жюри я такое не знаю, а кто это такой?» и называет по фамилии известных в России и за её пределами поэта и писателя.
3. «Я – гений, а ты – никто и звать тебя никак»
Разыгрывается ситуация. Как отнестись к унижению? Задание: подключить чувство юмора.
4. «Да я вообще – бездарность»
Проработать ситуацию, работать над повышением личностной самооценки.
5. «Соперничество. Обиженный поэт»
Проигрывание конкурсных ситуаций, когда действительно выигрывает не самый лучший. Как достойно выйти из внутриличностного конфликта. Психологическая защита.
6. «Конфликты между руководителями литобъединений»
Рассмотреть ситуации, когда один считает себя умнее, а другой выше по статусу, они не могут найти общий язык. Прозаик и поэт, поэты разных направлений.
7. «Этюд на оправдание»
Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают короткую смешную историю. История заканчивается вопросом: как ты объяснишь своё поведение и то, что произошло? Первая фраза оправдания должна звучать так: «Да. Это было на самом деле. Я это сделал потому, что я…» и объясняет причину такого поведения.

                Психологическое информирование


                Способы и приёмы психологической защиты
Характерной чертой зрелой, эмоционально и интеллектуально сформированной личности является способность сохранять душевное равновесие, не отвечать на досадные и язвительные выпады и умение защититься от агрессии недоброжелателей и завистников. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного человека
Интеллектуальные защиты:
Рационализация – это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей, чувств, действий. Рационализация может сопутствовать личностному росту и может препятствовать ему. Пример: басня Эзопа «Лиса и виноград» (Создание научных трудов и философских трактатов).
Интеллектуализация – стремление выразить в речи свои внутриличностные конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Защитный механизм вытеснения
Защитный механизм проекции, интроекции.
Защитный механизм регрессия – возвращение к методам защиты из детства.
Отреагирование, отрицание, механизм возмещения, замещения, смещения, подавления, сублимация, фантазия.
Оценка психологической защиты:
Адекватность защиты: человек может восстановиться после бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её.
Гибкость защиты: человек может использовать разные виды защитных реакций.
Зрелость защиты: относительно более зрелыми механизмами являются подавление, смещение, интеллектуализация, рационализация, сублимация,
Более примитивные формы психологической защиты: проекция, интроекция, регрессия, отрицание.

Беседа на тему: «Какой может быть критика?» (справедливая и несправедливая) Как надо и как не надо реагировать на критику? Что нужно знать, когда хочешь сделать замечание, покритиковать кого-то?
Выводы:
сначала похвали, потом сделай замечание;
избегай обобщённой критики. Критика должна быть конкретной: вырази свои чувства и опиши без оценок то, чем ты недоволен;
старайся ограничиться конкретным вопросом и не переходи на личности.

Упражнение в парах. «Критики»
Один критикует другого, партнёр пытается правильно реагировать на критику в зависимости от её вида.
Поменяться ролями. После упражнения обязательна рефлексия: поделиться своими чувствами, ощущениями. (конкретные конструктивные замечания)
8. «Молва»
Активными участниками в этой игре являются 6 участников. Остальные —наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из комнаты. В это время первый из двух должен прочитать второму предложенный ведущему рассказ или сюжет. Задача второго внимательно слушать, чтобы передать потом третьему участнику и так далее. После выполнения ведущий перечитывает вслух оригинал для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило происходит искажение информации. Этот факт желательно обсудить с участниками группы и подвести их к выводу, что любая информация может быть искажена и лучше всего доверять источнику.
              Возможная история для игры «Молва»
Я ходил по крытому рынку, когда увидел машины полиции, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые показались мне подозрительными; один казался очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. «Притворись, что ты мой ребёнок», – прошептал он. Я услышал, как полицейский крикнул: «Они здесь!» Все они побежали в нашу сторону. «Я не тот, кого вы ищете», – сказал мужчина, который держал меня. – Я просто пришёл за покупками со своим сыном». «Как его зовут?» – спросил милиционер. «Его зовут Сергей», ответил один мужчина в то время, как другой сказал: «Его зовут Коля». Полицейские поняли, что эти мужчины не знают меня, так как они допустили ошибку. Поэтому мужчины, поняв ошибку, бросились бежать. И столкнулись с прилавком женщины, на котором лежали фрукты и овощи. Яблоки раскатились по земле. Я увидел, как некоторые мои друзья подбирают их и складывают себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати полицейских. Мне было интересно, что они натворили. Возможно, это было связано с мафией.
Вопросы для обсуждения:
С какими трудностями вам пришлось столкнуться при получении информации и пересказе?
Что происходит в общении людей, когда искажается информация?
С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?
Варианты общения:
Участники разбиваются на пары.
«Синхронный разговор»
Оба участника говорят одновременно в течение десяти секунд. Например, «Книга, которую я прочла недавно»
«Игнорирование»
В течение тридцати секунд один высказывается. Второй его игнорирует. Затем меняются ролями.
«Спина к спине»
В течение 30 секунд один высказывается, другой слушает, сидя друг к другу спиной. Меняются ролями.
«Активное слушание»
В течение одной минуты один говорит, другой активно слушает. Меняются ролями.
Обсуждение:
Как вы ощущали себя во время проведения первых трёх упражнений?
Не казалось ли вам. Что вы слушаете с усилием?
Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?
Что помогает вам в общении?
9. «Конструктивная критика»
Цель: Формирование более адекватной самооценки
Формирование умения слушать и давать обратную связь
Сначала выполняется упражнение «Чёрное и белое кресло»
Работа в парах.  Один занимает белое кресло, второй чёрное. Тот, кто в белом кресле говорит другому о его недостатках, которые мешают в общении. Сидящий в кресле может уточнить то или иное высказывание, но не оправдывается и не отрицает. Затем участники меняются местами. В процессе обсуждения обращается внимание на чувства участников. Их реакцию на критику. Со всем ли они согласны, что нового узнали о себе.
Все вместе вырабатывают правила конструктивной критики
                Психологическое информирование:

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди её воспринимают. Как нужно воспринимать критику? Вот несколько возможных установок:
• Критика в мой адрес – мой личный резерв самосовершенствования
• Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
• Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто высказывает критические замечания (какой человек, с какими целями)
• Любая критика требует размышлений о том, чем она вызвана, максимум – как исправить положение.
• Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать лучше.
• У критикуемого нет права на обиду, он обладает правом лишь на конструктивное осмысление, сказанного в его адрес.
• Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения с конкретным указанием срока и реальных возможностей.
«Конфликтное общение»
Цель: Отработка способов и приёмов взаимодействия с другими людьми, способов реагирования, умения регулировать процесс общения
Формирование навыков диагностирования и преодоления затруднений в общении
Структура занятия:
Процедура «Открытый конфликт»
В центр выходят два участника. Перед ними ставится простая задача: словесно добиться выполнения какого-то задания. Установка в открытой форме. Идёт открытый конфликт. Действия даются самые простые. Победит того, кто добился своей цели путём убеждения.

                Психологическое информирование
Прямые методы улаживания конфликта в группе:
1. Руководитель приглашает враждующих и просит высказать свои претензии при группе. Решение принимается на основе высказывания членов группы, решение объявляется от лица членов группы.
2. Если конфликт не утихает, то руководитель применяет санкции в отношении оппонентов от повторных критических замечаний до административных взысканий.
3. Если это не помогает, то руководитель изыскивает способ развести конфликтующих.
Косвенные методы урегулирования конфликта:

• Принцип «выхода чувств» По наблюдению К. Роджерса, если человеку дать выразить беспрепятственно свои отрицательные эмоции, то постепенно они становятся положительными.
• Принцип «эмоционального возмещения». Человек, обращающийся к вам с сетованиями на своего «недруга», должен (в любом случае) расстраиваться как страдающее лицо. Со страданием следует считаться, будь оно даже «неправедным» Показав, что вы считаетесь с этим вы уже показываете «эмоциональное возмещение» удручённому душевному состоянию собеседника.
• Принцип «авторитетного третьего» Примиряющее доброе мнение одного из оппонентов о другом. Это толчок собственным мыслям в направлении межличностного компромисса.
• Принцип «обнажения агрессии» Руководитель предлагает ссориться в его присутствии, не пресекая ссору. Дав им выговорить самое наболевшее, руководитель продолжает работу на основе дальнейших принципов
• Принцип «принудительного слушания оппонента»
Каждый из вас должен выслушать молча оппонента и с предельной точностью повторить его последнюю реплику. Оказывается, каждый слышит лишь себя. Непривычность такой ситуации уменьшает накал страстей и способствует росту самокритичности.
• Принцип «обмена позициями» Поставить себя на место другого и высказаться от его имени.
• Принцип «расширения духовного горизонта». Во время ссоры руководитель делает запись. Затем производится профессиональный разбор ссоры.

                Психологическое информирование

1.Ошибки восприятия:
• Недостаток информации о данном человеке. Сложившийся образ не будет соответствовать действительности. Человек воспринимается и оценивается однобоко, односторонне, например, только с положительной или только отрицательной стороны.
• Неверная информация о человеке, полученная из недостоверного источника (от третьих лиц) Часто в отношении людей мы руководствуемся информацией, полученной из третьих рук и неоправданно доверяем этим сведениям, часто забывая о том, что сведения могут быть необъективными, а оценки предвзятыми. В данном случае нельзя спешить делать окончательные выводы, нужно поинтересоваться оценками других людей, должен быть достаточный личный опыт общения с ним.
• Неспособность правильно воспринимать и оценивать людей.
• Субъективная положительная или отрицательная установка на человека.
От такой установки трудно избавиться, если она сложилась давно. Постарайтесь ответить на вопросы: почему я отношусь к этому человеку именно так? Не потому ли, что он похож на кого-то другого из моего личного прошлого опыта? Заслуживает ли он такого отношения к себе?
• Эффект ореола – это феномен, который мы наблюдаем каждый день во взаимодействии с группами людей. Смысл заключается в том, что человек произвёл на других положительное впечатление в самом начале, то потом к нему будет доброжелательное отношение со стороны всей группы, даже если он и совершит не совсем правильные поступки, противоречащие общественным нормам.
• Ошибки превосходства.
• Ошибки привлекательности.
• Фактор отношения к нам.
• Каузальная атрибуция (приписывание тех или иных качеств другому человеку, чувств, поступков, намерений и мыслей, мотивов поведения)

2. Барьеры в общении:
• Демонстрация разницы позиций (высокомерие)
• Непонимание состояния собеседника, его интересов, отношения к другим людям, вещам, событиям.
• Конфликтогенные черты. Конфликтогенные черты проявляются в стремлении к превосходству, агрессивности и эгоизме.
• Оценочные суждения.
• Переход с роли на личность.
• Барьер презрения.
• Барьер страха.
• Барьер стыда и вины.
• Барьер общения, вызванный гневом.
• Стереотипизация – общее мнение о распространённости тех или черт для определённой группы людей.
• Барьер общения на почве страдания или горя.
• Барьер отвращения и брезгливости.
• Барьер несовместимости характеров.

Внутриличностный конфликт
Негативные последствия внутриличностного конфликта:
• Нарушение сложившихся межличностных отношений.
• Дезадаптация личности в группе, уход в себя, апатия, повышенная чувствительность к критике.
• Повышенный уровень тревожности, неожиданная агрессия, высокомерие в отношении к другим.
• Отклоняющееся от нормы поведение, неадекватная реакция на успехи других.
• Нелогичные вопросы, ответы невпопад, приводящие в замешательство.
• Буквоедство, напускная вежливость, слежение за другими.
• Поиск виноватых или самобичевание.

Внутренние причины:
• противоречие между потребностью и социальной нормой;
• противоречие мотивов, интересов и потребностей; и на компьютере хочется поиграть, и уроки учить нужно.
• противоречие социальных ролей: (мать на работе, ребёнок дома один)
• противоречие социальных ценностей и норм («не убий» – христианская заповедь и участие в войне)
Внешние причины внутриличностного конфликта:
• физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей; (недостаток средств, непогода и т.д.)
• отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; (кончился любимый кофе и в магазине нет)
• биологические ограничения; (инвалидность)
• социальные условия.
Деструктивные стратегии:
1. Непризнание наличия проблемы, непринятие реальности, её искажение, уход от неё.
2. Человек признаёт свои проблемы, но не видит возможности разрешения, не находит в себе мужества, готовности к преодолению. Примитивный способ справиться с этой ситуацией – это заглушить переживания, тоску бессмысленного существования уходом от реальной действительности: компьютерные игры, выпивка, алкоголь, наркотики. Ещё одним способом ухода является откладывание проблемы или перекладывание её на других. Так у человека накапливается негативный опыт неразрешённых проблем. Нередко проявляются последствия: невроз или невротические состояния. Реально возникает регресс личности, замедление и остановка личностного роста, ограничение возможностей самореализации.
Конструктивная стратегия: изменения в себе и в своей жизни, ощущение подлинности и реальности бытия. Конструктивное преодоление внутриличностного конфликта подразумевает принятие реальности, рефлексию для осознания проблемы и поэтапному её решению.
Способы разрешения внутриличностного конфликта:
1. Рефле;ксия: выявление причин конфликта, возникшей тревоги и стресса.
2. Осознание смысла конфликта, степень важности и его последствий.
3. Локализация причины конфликта.
4. «Выпустить пар»: физические упражнения или творческие занятия.
5. Релаксация: расслабляющие упражнения под музыку.
6. Сменить стиль или условия работы.
7. Осознание уровня притязаний (возможно, что ваши способности не соответствуют запросам.
8. Учиться прощать себя и других: мы все несовершенны.
9. Выплакаться: слёзы – защитная реакция на стресс.
10. Поделиться проблемой с лучшей подругой или другом.

Внутриличностный конфликт, не загнанный внутрь, а разрешённый является толчком, двигателем для самоактуализации и самосовершенствования, это острая форма развития личности.


                Литература

Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов – Москва 2000
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – Москва 2002
Бетти Э. Риэрдон Толерантность – дорога к миру – Москва 2001
Бука Т. Л. Психологический тренинг в группе – Москва, 2005.
Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах – Можайск, 1999
Введенская Л.А. Павлова Л. Г. Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи Ростов-на-Дону – 2008
Гетманский И. О. Азбука литературного творчества или от пробы пера до мастера слова.
Десяева Н.Д. Арефьева С.А. Стилистика современного языка – Москва Издательский центр Академия2008
Журевич Л.А. Социально-психологический тренинг для учащейся молодёжи – Новосибирск 2002.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения – Екатеринбург 1998.
Крылов А.А. Психология Учебник – Москва 2004
Кэдьюсон Хайди Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии – Санкт-Петербург 2002
Лазарева А. Г. Праздники школьные, внешкольные, старые, новые – Ставрополь 2000
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками – Москва 2001.
Логинов С. В. О графах и графоманах.
Макмахон Глэйд. Тренинг уверенности в себе – Эксмо 2003.
Мурашов А.А. Русецкий В.Ф. Культура речи – Москва-Воронеж 2004
Немов Р.С. Практическая психология – Москва Владос 2002
Ниши Кацудзо. Очищение души: уроки медитации – Санкт-Петербург 2002.
Пономаренко Л.П. Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников 10 класс – Москва Владос 2001
Пономаренко Л.П. Белоусова Р. В. Психология общения 11 класс – Москва Владос 2001
Приходько В.К. Выразительные средства языка – Москва Издательский центр Академия 2008
Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета – Санкт-Петербург 1998.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе – Тверь «Эксмо-пресс» 2001
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – Ярославль 2002
Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей – Екатеринбург 2004.


Рецензии
Очен интересно и здорово, что все в одном месте.

Наталья Пасмур   07.02.2024 22:04     Заявить о нарушении
Спасибо,Наталья!

Надежда Якушева 2   07.02.2024 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.