Мне нужно вернуть свой старинный должок немоте...

----------------------
Игорь Бондаревский
Собрание стихотворений
Часть III. Всё золото луны
1973 – 1993
Текст 44
----------------------

Мне нужно вернуть свой старинный должок немоте –
с прилипчивым именем женским проститься навеки.
Быть может, на улице, где-то в дневной суете
вдруг вымолвить имя – и вышвырнуть имя на ветер.

Иначе зачем я бессонною ночью шепчу,
твержу это имя! Я помню: жилось нам несладко.
Мы были чужими друг другу. И я не хочу
ещё раз войти в этот ад, чтоб сгореть без остатка!

Чтоб снова молиться навзрыд и навзрыд ревновать,
и где-то впотьмах обольщаться дешёвой поживой,
и в смертной тоске, словно маленьких змей, целовать
извивы изнеженных пальцев любовницы лживой.


Рецензии
Основная идея/тема стихотворения — желание лирического героя восстановить сенситивный баланс, который был нарушен во время сложного периода жизни с героиней. Тема вынесена в заголовок. Ее формулировка вызывает внутреннее несогласие с заявленным желанием. Слово "вернуть...должок", звучит в значении — расквитаться. Но, свести счеты лирический герой планирует с немотой. Не с молчанием, не с тишиной, не с терпимостью, не с безучастностью, а с немотой. Немота обычно есть следствие влияния некоего физического или психического фактора, делающего акт речи невозможным в принципе. То есть, виной ее появлению может служить либо врожденный порок, либо приобретенная психическая травма. Далее по сюжету описывается внутреннее отношение к объекту, ставшему причиной этого состояния. Но, возвращаясь к немоте. Обычно сводят счеты не последствиями и не с неприятностью, а с причинами, вызвавшими их. Мстят не неудаче, а за нее. Бороться с немотой — это уровень грабель.

В стихотворении нет свидетельств того, что лирический герой устраивает аутодафе сам себе. Иначе в тексте бы не появилась героиня. Отношение к ней описано в из разных уровней памяти, но в той неожиданной транзакции, которая содержит некоторые несочетаемые вещи. Виновница смогла вызвать даже не двойственные, Достоевский до этого не дошел, а тройственные противоречивые отношения.

Лирический герой сетует, что ее имя прилипчиво. Такое определение с ярко выраженным отрицательным оттенком, где-то в области между неприязнью и брезгливостью. Через несколько строк это уже "имя" которое ЛГ твердит бессонной ночью, вспоминая об "несладкой" жизни и "отчужденности". Параллели "навязчивости" и "отчужденности" в области логического восприятия дают сбой. Но дальше речь идет уже о ревности, которую ЛГ не может ни забыть, ни простить. Если прежние пары были мягко говоря притянуты, то отношения "отчужденности" и "ревности" это как новый этап то ли неумения подбирать слова, то ли надуманности ситуации. Прилипчивая и чужая, и в то же время ревнуемая. И во всем этом молчащий лирический герой, который себе за это собирается мстить. В финальных строчках, которые по замыслу, видимо должны были отражать "глубину внутреннего конфликта и экзистенцию ада любовницы", герой вспоминает, как нежно он целует извивы пальцев, допущенный до тела.

После мщения немоте, актом которого, видимо и является это стихотворение, странного сочетания поливалентности чувств к образу героини, финал звучит немного картинно, как сцена в немом кино.

Интересно, что в области вне текста, оно читается иначе. Но там восприятие идет по другим каналам, да, там сложная ситуация, где, как считал Достоевский, все чувства идут в паре со своими антагонистами одновременно. И хочется прочитать его без слов. Потому что, как однажды сказал Экзюпери, слова только мешают понимать друг друга. И о молчании, если оно не вынужденное и герой не страдает физическим заболеванием (хотя вряд ли, он еще "молился навзрыд"), может создавая сюжет, можно было разработать образ героя глубже. Если он не реагировал на ситуацию, молчал, может героиня считала, что все норм.

Сложное послевкусие, очень напрягают экспрессивные штампы, которые обычно любят авторы дамских романов про любовь: "вышвырнуть имя", "войти в этот ад", "сгореть без остатка", "молиться навзрыд", "навзрыд ревновать", "обольщаться дешевой поживой", "любовницы лживой". Вообще, при такой экспрессивности лирического героя, его молчание можно расценивать, как акт инстинкта самосохранения.
Заинтересовало название, такое многоступенчатое и эгоистичное, в семи словах — три из них имеют значение личного местоимения. Эго — форева.

Кшесинская Деметра   22.11.2020 12:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Деметра!

Ваш разбор этого стихотворения напомнил мне разборы Л.С. Выготского, которые он делал в своей "Психологии искусства" - Шекспиру и прочим. Спасибо за обстоятельность. Некоторые Ваши суждения (например, о важности темы немоты) явились для меня неожиданными, кое с чем трудно не согласиться.

Я, знаете ли, никогда по собственной инициативе не задавался вопросом: а что ты хотел сказать этими стихами? Или вон теми? Но теперь я вслед за Вами разобрал это давнишнее стихотворение и понял, что Вы рассматривали его не совсем в той системе координат, в которой оно написано.

Достоевский здесь лишь постольку поскольку. Я ориентировался при написании, в первую очередь, на русские романсы (из тех, что распевала Изабелла Юрьева). Отсюда традиционные клише: «ад», «смертная тоска» и т.д. и т.п. (Будь Митенька Карамазов поэтом, он писал бы в том же ключе.) А ещё, вероятно, я немножко поглядывал на Александра Блока:

Я увидел в змеиных кудрях твои очи
И услышал твой голос «Забудь!»

Что же касается немоты... Я посмотрел, что писала о немоте моя любимая поэтесса Анна Андреевна. Вот:

Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной?

Немота, по её мнению, это нечто, что у неё было до того, как Господь сотворил с ней то же, что его шестикрылый посланник сотворил с пушкинским пророком. В свои 23 года Ахматова называет немоту чудесной. Я в свои 33 посчитал это состояние ужасным. Немота – это, скорей всего, окончательная смерть. Древние египтяне верили, что ад – лишь ступень к окончательной смерти. Сперва верили, что явится великий Упас и всех пожрёт. А потом верили, что попавший в ад совершит какую-нибудь оплошность и его в индивидуальном порядке пожрёт великий крокодил, забыл его имя. Ну, а как жить в аду и не проколоться?

С увжением.

Игорь Бондаревский   22.11.2020 16:41   Заявить о нарушении