Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский,
Nikolay Chernyshevsky,
В Саратове родился,
2 (24) июля 1828 года,
И там же умер,
17 (29) октября 1889 года,
И прожил 61 год,
Русский философ – материалист,
Прозаик, публицист, журналист,
Революционер-демократ, энциклопедист,
Теоретик утопического социализма,
Его сочинения оказали влияние,
На Ленина,
На Эмму Гольдман,
И революционеров,
И социалистов других,
К Чернышевскому очень близок был,
Светозар Маркович, сербский социалист;
Родился он в семье протоиерея,
Александро-Невского,
Кафедрального собора Саратова,
Гавриила Ивановича Чернышевского,
(1793—23.10.1861),
Происходившего из крепостных села Чернышева,
Чембарского уезда, Пензенской губернии,
Название села ему фамилию дало,
И с детства близорукостью страдал,
В 1876 году из ссылки в Сибире, он писал:
«В детстве я не мог выучиться ни одному,
Из ребяческих искусств,
Которыми занимались мои приятели-дети,
Ни вырезать какую-нибудь фигурку,
Перочинным ножичком,
Ни вылепить что-нибудь из глины,
И даже сетку плести для забавы,
Ловлей маленьких рыбок, я не выучился:
Петельки выходили такие неровные,
Что сетка составляла не сетку,
А путаницу ниток, ни к чему не пригодную»,
Но мальчик очень много и беспорядочно читал,
И в семье имел прозвище «библиофага»,
До 14-летнего возраста,
Под руководством отца,
Учился дома,
В 1843 году поступил,
В Саратовскую духовную семинарию,
В семинарии он три года пробыл,
«Будучи необыкновенно тщательно развит,
Не по годам и образован далеко выше,
Семинарского курса своих сверстников»,
Не окончив ее, в 1846 году он поступил,
В Петербургский университет,
На историко-филологическое отделение,
Философского факультета;
Николай Гаврилович читал,
Сочинения крупнейших философов,
Аристотеля и Платона,
Фейербаха и Гегеля,
Экономистов и теоретиков искусства,
В университете Чернышевский познакомился,
С Михаилом Илларионовичем Михайловым,
Который молодого студента свел,
С представителями кружка петрашевцев,
Членом этого кружка Чернышевский не стал,
Но нередко на других собраниях бывал,
В обществе отца русского нигилизма,
Иринарха Введенского,
После ареста петрашевцев Чернышевский,
В своем дневнике записал,
Что посетители кружка Введенского,
«О возможности восстания,
Которое бы освободило их, и не думают»;
В 1850 году, университет он окончил,
И распределение получил,
В Саратовскую гимназию,
Свою должность новый учитель использовал,
Для пропаганды идей революции,
Поэтому вольнодумцем и вольтерьянцем прослыл,
«У меня такой образ мыслей, что я должен,
С минуты на минуту ждать,
Что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург,
И посадят меня в крепость,
Бог знает на сколько времени,
Я делаю здесь такие вещи,
Которые пахнут каторгою,
Я такие вещи говорю в классе»,
Чернышевский писал,
После женитьбы Чернышевский,
Вернулся в Санкт-Петербург и определен был,
Учителем во второй кадетский корпус,
Но вскоре Чернышевский в отставку ушел,
После конфликта с офицером;
Первые литературные произведения,
Чернышевский писать начал,
Переехав в 1853 году в Cеверную столицу,
Чернышевский публиковал небольшие статьи,
В «Санкт-Петербургских ведомостях»,
«Отечественных записках»,
Через год, Чернышевский в «Современник» пришел,
И уже в 1855-м стал руководить журналом стал,
Вместе с Некрасовым,
Однако превращения журнала в трибуну,
Революционной демократии,
Отвернуло от «Современника» ряд авторов,
Тургенева, Толстого и Григорович,
Чернышевский всячески поддерживал Добролюбова,
Которого в 1856-м привлек в журнал,
И ему руководство отделом критики передал,
В 1858 году Чернышевский стал,
Первым редактором журнала «Военный сборник»,
И в революционные кружки привлекал,
Русских офицеров;
В 1860-м в свет вышел,
Главный философский труд Чернышевского,
«Антропологический примат в философии»,
А после оглашения Манифеста,
Об отмене крепостного права,
Чернышевский пишет ряд, статей,
Критикующих реформу,
И становится идейным вдохновителем,
Кружка «Земля и воля»,
И под тайный надзор полиции попал,
В мае 1862 года «Современник» закрыли,
На восемь месяцев «за вредное направление»,
А в июне под арест сам Чернышевский попал,
В письме Герцена к революционеру,
Николаю Серно-Соловьевичу,
В котором Герцен писал,
О готовности издавать журнал за границей,
И Чернышевского обвинили в связях,
С революционной эмиграцией,
И заключили в Петропавловскую крепость,
Следствие по делу,
«Врага Российской империи номер один»,
Продолжалось около полутора лет,
За это время написан был роман,
«Что делать?» (1862–1863),
Опубликованный во вновь открывшемся,
После перерыва «Современнике»,
Неоконченный роман «Повести в повести»,
И несколько повестей;
В феврале 1864 года,
Чернышевский приговорен был,
К каторжным работам сроком на 14 лет,
Без права возвращения из Сибири,
И хотя император Александр II,
Каторгу до семи лет сократил,
В целом критик и литературовед,
В тюрьме пробыл,
Более двух десятилетий,
Чернышевский вернулся в город Астрахань,
В начале 80-х годов XIX века,
А в конце десятилетия, стараниями сына, Михаила,
Переехал на родину в Саратов,
Но через несколько месяцев после возвращения,
Писатель малярией заболел,
Умер, Николай Гаврилович Чернышевский,
29 октября 1889 года,
И похоронен в Саратове был,
На Воскресенском кладбище;
В романе «Что делать?» (1862;1863),
Интересным фактом является,
Что в «Четвертом сне Веры Павловны»,
Упоминается алюминий,
Из которого люди будущего,
Здание  строят,
И его вообще, широко используют,
Во времена Чернышевского это был,
Очень дорогой металл,
Но, когда найден способ был,
Получения алюминия электролизом,
Этот металл и в самом деле получил,
Широкое использование,
Влияние Чернышевского,
На современников было огромным,
Его воззрения, изложенные в романе «Что делать?» ,
Воспринимались как руководство к действию,
Как вспоминал А. М. Скабичевский:
«Всюду начали заводиться производительные,
И потребительные ассоциации, мастерские,
Швейные, сапожные, переплетные, прачечные,
Коммуны для общежитий, семейные квартиры,
С нейтральными комнатами,
Фиктивные браки с целью освобождения,
Генеральских и купеческих дочек из-под ига,
Семейного деспотизма,
В подражание Лопухову и Вере Павловне,
Сделались обыденным явлением жизни,
При чем редкая освободившаяся таким образом,
Барыня не заводила швейной мастерской…»
Как революционного идеолога и романиста,
Чернышевского упоминали в высказываниях,
К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, Х. Ботев,
Весьма критично относился к Чернышевскому,
Лев Толстой,
Он автором комедии был,
«Зараженное семейство» (1863—1864),
Написанной, по словам автора,
«В насмешку эманципации женщин,
И так называемых нигилистов»,
В комедии содержались насмешки,
Над романом «Что делать»,
И этикой Чернышевского,
Достоевский относился к Чернышевскому,
Крайне негативно и считал его идеи,
Вредоносными и разрушительными,
А самого Чернышевского,
Человеком, не заслуживающим уважения,
Под впечатлением от его сочинений,
И особенно от романа «Что делать?»,
Написал знаменитые «Записки из подполья»,
Н. Бердяев о Чернышевском писал,
Что « ...этот материалист и утилитарист,
Этот идеолог русского «нигилизма»,
Почти святой был,
Когда жандармы везли его в Сибирь, на каторгу,
То они говорили: нам поручено везти преступника,
А мы везем святого. »
Однако он признавал, что
« Чернышевский имел,
Самую жалкую философию,
Которой была заполнена поверхность его сознания,...
В нем была большая человечность,
Он боролся за освобождение человека,
Он боролся за человека,
Против власти общества,
Над человеческими чувствами,
Но мышление его оставалось социальным,
У него не было психологии и не было,
Метафизической глубины,
Человека в его антропологии.»
За пределами «соцлагеря»,
Чернышевский полностью забыт был;

Цитаты:
- «В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант»;
- «Не нужно доказывать, что образование,
Самое великое благо для человека,
Без образования люди и грубы, и бедны,
И несчастны»;
- «Отвергать прогресс — такая же нелепость,
Как и отвергать силу падения»;
- «Если бы экономисты отсталой школы понимали,
Неизбежность влияния государства,
На экономические отношения,
Они, вероятно, вместо пустых толков,
Об утопической системе невмешательства,
Занялись бы определением,
Истинно полезных предметов,
И действительно разумных границ,
Неизбежного вмешательства»;
- «Кем довольны все, тот не делает ничего доброго,
Потому что добро невозможно без оскорбления зла»;
- «Никакое положение не оправдывает бездействия,
Всегда можно делать что-нибудь,
Не совершенно бесполезное,
Всегда надобно делать все, что можно».


Рецензии