Первый круг ада - лимб или в круге первом

— Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг — в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался — куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место.
               Лев Рубин из романа А. Солженицына “В круге Первом”


 Там были люди с важностью чела,
  С неторопливым и спокойным взглядом;
  Их речь звучна и медленна была.
                Данте


Система строгая у Данте
Для Ада - вниз идут круги
И в каждом круге - варианты:
Свои жильцы, свои грехи. (1)

Мне первый круг пожалуй ближе,
Чем райской пущи благодать -
Там мудрецов я древних вижу,
Кому учился, чтобы знать.  (2)

Харон там стражник молчаливый,
Команды нет: “Подъём” и “В строй!”,
Там лес не валят. Знания - сила…
Там только скорбь, не зная боль.

Как, Возрождения мыслитель,
Для Данте - близок Первый Круг.
Там благородная обитель
Всех тех, кто знаниям был друг.

Там всех философов обитель,
Героев древности, детей,
Каких крестить не смог родитель,
Ведь первородный грех сильней!

Поэты древности в том круге:
Гомер, Гораций… Славен стих…
Нет Мандельштама в той округе
И нет Марины, и других…

Похоже там на “санаторий”
Высоких северных широт,
В компании, кто вечно спорит,
Где мысль кипит и мысль живёт.

Не санаторий, так “шарашка”, -  (3)
Как Солженицин описал.
Не Крым, не тёплых волн барашки,
Но без блатных, пусть Колыма.   (4)

Там тоже без грехов сидели,
Им было “Горе от ума”,
“Расстрел” стояло в каждом “Деле”,
Как кровь - графит карандаша.



(1) Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане.

(2) “Жильцы” Лимба: 
Величайшие поэты древности — Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий, Лукан;
Римские и греческие герои — Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Пентесилея, Камилла, Лавиния с отцом Латином, Луций Юний Брут, Юлия (жена Помпея), Лукреция (обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием), Корнелия, Марция(жена Катона Утического), Деидамия + Саладин;
Учёные, поэты и врачи — Аристотель, Сократ, Платон, Демокрит, Диоген, Фалес, Анаксагор, Зенон, Эмпедокл, Гераклит, Диоскорид, Сенека, Орфей, Лин, Марк Туллий Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна, Аверроэс

(3) Шарашка - разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали осуждённые учёные, инженеры и техники. В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами

(4) Название романа А. Солженицына «В круге первом» — это аллегорическое сравнение шарашки, отсылающее читателя к «Божественной комедии» Данте Алигьери.



ред. 11-13-2020

Из "Круги Ада", http://stihi.ru/2018/02/20/7181


Рецензии
Дорогой Оскар! Вот всё думаю на тему первородного греха. Как извилиной не изощрись, всё абсурд получается. И если любезный, мудрый, милосердный, всемогущий не сумел "породить" чадо безгрешным, стало быть, так было задумано изначально: ГРЕХ ДОЛЖЕН БЫТЬ!! - и вот уж младенцы грешны, герои грешны, страдальцы грешны, и нет выхода. Стоит вопрос ЗАЧЕМ? ... - А не затем, чтобы наказывать!!!?? А далее- страх наказания делает человека РАБОМ. Вот здесь, видимо, собака зарыта!

С теплом и благодарностью. Любовь.

Любовь Самарина   14.11.2020 12:45     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь!

Как я уже писал, Первородный Грех есть не у всех религий, а только в христианской и только со времён св. Августина в католицизме (4-5 века), и ещё позже в православии (17 век). Августин также ввёл "отмывание" грехов - крещение, исповеди, и отпущение на смертном одре. А зачем - чтобы привязать к церкви, основная задача которой - спасти души.
.
Библия противоречива:
.
В одном месте: "сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается" (Иез 18:20).
В другом: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" ( Исх 20:5,6).
.
Нам всем печально знакома фраза Сталина: "Сын за отца не отвечает". Это говорил бывший семинарист. А горец и восточный владыка убирал своих врагов с "корнями".
Почему я и написал:
.
Первородный грех
.
И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке. Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?
.

Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Католической Церкви о православной вере», 1723 года
.
С уважением,

Оскар Хуторянский   14.11.2020 16:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.