Схема античной философии, логич обзор. Конспект ч1

В чем состоит прогресс философии? Каков прогресс человеческого сознания?

1.Начнем с ФИЛОСОФИИ ФАЛЕСА, с истока античного философствования.
Будем рассматривать вопрос со стороны его  существенных различий для того, чтобы  понять, как работает схематизм сознания.
Что находится по ту сторону философии? – это миф. Основная структура мифа состоит в том, что рассматривается некоторый генезис,  генеалогия. Из «первого» рождается «второе», «третье» и т.д. Структура мира понимается по аналогии с родом, по происхождению от родителей.  Определение  того, что представляет собой  «второе»  берется в зависимости от того, что представляет собой «первое». Когда мы хотим понять, что представляет собой «второе», то нас отсылают к «первому». Вопрос не решается, нас адресуют к бесконечной редукции вглубь времени.
Философия начинает с того, что перестает рассматривать эту бесконечную редукцию и решает вопрос, что есть «второе»   безотносительно к «первому». Люди начинают задавать вопросы, которые до сих пор никем не задавались.
Впервые такой ставится вопрос Фалесом. Давайте рассмотрим «второе»   только как «второе» . Рассмотрим его сущность. Сделаем внутреннее рассмотрение. Наука не пытается рассказать какую-то историю, в отличие от мифа, а пытается рассматривать отдельные сущности, что они из себя представляют.
Фалес впервые поставил вопрос о том, что представляет собой  СУЩНОСТЬ МИРА. Каковы основания Космоса ? Не то, как мир сотворен богами, а каковы первопричины реальности. Его ответ: Космос  есть не что иное, как вода. Ранее, еще до Фалеса  само собой разумелось, что мир представляет собой соединение 4 стихий (явлений): вода, воздух, земля, огонь. И когда Фалес выбирает воду, то у него возникает противоречие, состоящее в том, что вода присутствует как в сумме 4 стихий, так и является отдельной сущностью. Как же сопрячь эти  противоречия? Необходимы два разных термина – вода как явление и вода как сущность.
Это разделение на два разных термина для воды становиться возможным только, когда разум отделяется от чувственного восприятия, когда человек начинает различать  чувственное и мыслимое, явления и сущности. В противном случае мы противопоставляем рядоположенное – т.е. две одинаковые воды. У Фалеса еще не различены явление и сущность.  Это частный случай неразличения чувственности и мышления вообще. Многое приравнивается к одному. Многое - с позиций восприятия, одно – с позиций мышления. Только мышление может рассмотреть во многом одно.
В философии  Фалеса уже поставлен вопрос о СУЩНОСТИ МИРА, но еще не различены явления и сущность, многое и одно.
2. Вслед ФАЛЕСОМ идет АНАКСИМАНДР. Он в качестве первоосновы, СУЩНОСТИ МИРА (архэ) берет апейрон = мировому пространству = бесконечному. В этом  мировом пространстве живут некие индивидуации. Возникает понятие пространства. Это   первая попытка решить  противоречие между одним и многим. Пространство у Анаксимандра хоть и чувственно воспринимается, но не сводится к стихиям, к явлению. Оно обретает статус сущности.
3. АНАКСИМЕН. Пространство  – апейрос,  аэро. Философ  пытается объединить обе предыдущие философии. Первооснова (архэ) не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё. Но чтобы из нее могло возникнуть нечто определённое, в первооснове уже должна быть какая-то определённость. То есть у Фалеса архэ- нечто определенное, у Анаксимандра – неопределенное, у Анаксимена и то и другое.
Все эти философы – это философия природы. У них мышление и восприятие еще не расчленено, им свойственно неразличение сущности и явления.
4. ПИФАГОР впервые обнаружил новые объекты, абстрактные, а не природные - числа. Для него первооснова, СУЩНОСТЬ МИРА (архэ) – это числа. Применил для осмысления реальности абстрактные объекты. Гармония чисел – отражение реальных музыкальных гармоний, звукоряда.  Возникает количественный аспект, до этого была только категория качество. У Пифагора возникает категория количества, его мышление связано с числом.
5.Для ГЕРАКЛИТА архэ – это Логос. Попытка вычленить мышление. Гармония логоса, начало диалектики, наличие противоположностей. «Все течет и движется, и ничего не пребывает». Если у Пифагора возникает математическое мышление, то Гераклит связывает мышление с языком. У Гераклита  Логос связан  с языком, речью и первичным космическим компонентом, огнем.
6.АНАКСАГОР – впервые четко выделяет УМ и отличает его от чувственно воспринимаемого мира. Первооснова — вечные элементы мира, «семена мира» - гомеомерии – в них заключено все остальные элементы мира. Частички бесконечно могут делиться. Чувственный мир представляет собой многообразие гомеомерий. Ум единственно не смешан и чист, он приводит в движение космос, и из гомеомерий возникают четыре стихии. Единство мира представлялось как возможность любой стихий преобразовываться в другие.
6. ДЕМОКРИТ и ЛЕВКИПП – ввели понятие атома, как последней частицы  в пространстве  Анаксимандра. Атомов не бесконечное кол-во. Они отличаются или положением или отношением – качеством. Впервые введено различие пространства.  Если не было бы различий и не было бы конечного кол-ва атомов, то такое сведение к атомизму было бы бессмысленно. Потому что  объяснение всегда должно сводиться к такому кол-ву идей, которых меньше, чем сущностей. Если идей столько же, как и вещей, то это бессмысленная редукция.
7. ПАРМЕНИД – впервые ставит вопрос о бытии  в аспекте различения чувственного и мышления. 
Парменид стартует с  очевидного – мир представляет собой совокупность сущностей. Это очевидно и дано нам в восприятии. Он пытается доказать, что мир при этом представляет собой единство. Именно с Парменида начинается такая вещь как доказательство. До этого было только мнение. Это связано с отделением мышления от чувства, а с ним и связаны все наши доказательства. Все сущие объединяются по аспекту существования – между ними не может быть несуществования. Все сущие сплочены в монолитное бытие-ШАР. Но чтобы эту монолитность увидеть, необходимо доказательство. Монолитность  неочевидна, поскольку мы  сами находимся внутри мира и не можем ее чувствовать, можем ее только мыслить. Парменид вводит тезис - "Быть и мыслить одно и то же" поскольку ему надо доказать, что монолитность не просто продукт нашего мышления, а реальность. То, что мыслиться обязательно есть.  Это и называется у Парменида  бытие – оно «бездрожно», не двигается, не делится. Чувственное при этом является мнимым, оно текуче, в нем нет знаний. Знания только в мысленном. Поскольку истинное бытие – это мышление, только там могут быть знания.
8. СОФИСТЫ берут Гераклитовские противоположности и рассматривают вопрос о КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ.  Мысль может встать на разные позиции , противоположности, поэтому возникает вопрос о критериях. Но, согласно Пармениду, чувственное  является  мнимым, в нем нет знаний и оно не может быть критерием истинности. Протагор: мера всех вещей -  человек.  Критерием истины становится Человек. Истинно все, что он мыслит. Все критерии истинности софистами перенесены в мысленную сферу, ими разрабатывалась мысленная сфера. Софистика, как манипулирование противоположностями существует только до Аристотеля, который ввел свою логику и эргоном - формальные правила мышления, т.е. ввел логический критерий истинности.
9. СОКРАТ -  также обращается к мышлению, исследует способы мыслить и приемы мышления, ищет критерии истинности. Возводит критерии истины к идеям, понятиям (всеобщности). Он разрабатывал решение вопроса о критериях, это начало подступов к гносеологии. Аристотель писал о нем : «Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания». Сократ раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.
10. ПЛАТОН – продолжил разрабатывать  вопрос о КРИТЕРИЯХ ИСТИННОСТИ. Разрабатывает  вопрос о идеях дальше.1- Разделил мир на вещи и идеи (чувственное и мысленное, умопостигаемое) Идеи разделял на роды и виды (дихотомии). Происхождение - Идеи нам врожденны  2- Мир представляет собой организм : тело + душа и над всем этим еще  некое единое. В платонизме и неоплатонизме мир представляется как огромное живое существо – макрокосм. Человек – микрокосм. Возникает подобие человека и бога. Все имманентно, бог находится внутри мира и мир как целое и представляет собой бога.
 Основная коллизия у Платона  – это коллизия между идеями и вещами. Проблема соотношения вещей и идей – трактат «Парменид». Есть два варианта как можно это соотношение построить:
 1. Вещь = материя + идея. Идея печатается на материи – и тогда она эйдос, мы ее непосредственно видим в вещи. Надо было построить соотношение части и целого - вещи и идеи. Возникает предположение, что идеи могут дробиться и имеют свойства вещи. Но это - рядоположенность. У Фалеса многое = одному (вода), но и здесь то же самое. Идея – вещная, рядоположенная с вещью, что-то аналогичное вещи. Идея является и вещью и идей, как вода Фалеса.  Идеи нужно было соотнести только с идеями, а чувственно воспринимаемое с  аналогичным. У Платона это различие не сделано: идея существует как форма и она же  - как понятие. Идея которая входит в мысль , существует сама по себе, должна быть отличена от идеи которая входит в вещь. Платон к этому различию подходил. 2. Идея = мысль не рядоположена вещам. Мысль соотносится только с мыслью. Вещи соотносятся с вещами. Но Платон говорит, что если идея - это мысль, то вещи состоят из мыслей. Платон видит, что граница между мыслями и чувствами есть, но преодолеть это не может.
11. Это сделал АРИСТОТЕЛЬ. Аристотель  стал первым итогом всей античной философии. Ввел понятие ФОРМЫ и различил форму и сущность. Вещи (сущие) = материя + форма (пространственная). Форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей, так и целью процесса становления . Мыслиться только форма. Форма в уме – это сущность. Чистое понятие, КАТЕГОРИЯ. В мире присутствуют только вещи (сущие). Сущности – категории, или чистые понятия (у Платона-идеи), обозначающие какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд предметов, явлений или их признаков. Мир сущностей разделяется на некоторые аспекты – на 10 категорий, 4 причины, еще роды и виды. Причины не вошли в категории, потому что они под вопросом – почему? В категории же участвуют вопросы, которые используются в разборе предложения (высказывания) – 10 вопросов, аспектов. Все категории – это функции предложения, и то, что Аристотель выдает за наш способ познания мира - есть структура языка, это способ каким мы выхватываем мир. Та сетка, с помощью которой мы постигаем мир -  есть сетка языка.
Сущность:  категории
1. категория:  что? Подлежащее, существительное
2,3. кол-во, кач-во – определение , прилагательное – сколько? и какой?
4. категория отношения – сравнительная степень прилагательного: больше, меньше
5,6. пространство и время – наречие места и времени
 Все эти категории обозначают:  Что? и каким образом  это что описывается
Далее следуют категории - различные формы глагола :
7. состояние  - перфект, прошедшее время, которое завершилось к определенному моменту. Перфект представляет законченность прошедшего времени
8. обладание - средний залог (древ.греч)
9. действие - активный залог
10.страдание – пассивный залог
Аристотель  хотел вычленить структуру мира, а вычленил логику структуры языка, структуру высказывания. Структура высказывания в логике : субъект - предикат.
Понятно, почему 4 причины стоят отдельно от категорий. Причины – это способы объяснения, а в предложении нет вопроса почему? Почему - вопрос относящийся ко всему высказыванию.
В категориях нет формы и материи, хотя это существенные аспекты для исследования мира. Они рассматриваются в причинах.
Четыре причины, являющиеся способами объяснения (почему?):
1. форма
2. материя
3. откуда движение - причина
4. куда - целевая причина
Аристотель вычленил ту мудрость, которая уже содержится  в языке. Самое главное различил идею как образ и идею как понятие ( эйдос и идея). Уточнил философию Платона. С Аристотеля начинается членение философии на регионы : физика, метафизика, этика , логика. Аристотель вводит формальные правила правильного мышления (эргоном). Софистика, которая была связана с манипулированием противоположностями, перестает существовать.
Далее возникают 3 школы:
СТОИКИ – пытаются заниматься логикой, пропозициональной  логикой, логикой высказываний. У них возникает различие материального и нематериального, они  космополиты, считали, что  мир представляет собой организм, гармонию с точки зрения целого, даже если отдельная жизнь видится хаосом.
СКЕПТИКИ  - критерия истины нет, возможны только вероятностные высказывания.
ЭПИКУРЕЙЦЫ – критерия нет, можно основываться на том, что сам себе выберет сам человек. Человек выбирает философию и ведет блаженную счастливую жизнь, полную невозмутимости.
Далее – НЕОПЛАТОНИЗМ, который  развивает  идеи Платона.  Структура мира у неоплатоников сходна с самим человеком: на вершине  Единое (Одно, восходящее к диалогу "Парменид"), оно вне мира; внутри мира – ум, мышление (мир идей), потом – душа, чувственно - телесный мир, материя. Мир устроен иерархически.  Для того чтобы понять эту структуру, надо понять, чем является здесь  Единое – это субъект. Он является основанием всего, но он никогда не может стать своим объектом. Никогда мы не можем перевести его в объект, он никогда недостижим.  Субъект - Я схватывает само себя в рефлексии. Рекурренция на уровне Я есть рефлексия. Важно понять, что философия субъекта  в неоплатонизме опрокинута полностью в мир и все различия, которые мы наблюдаем, мы относим не к субъекту, а к миру. Античный человек не уверен в себе, как в онтологической сущности. Человек  рассматривается как нечто ничтожное. У него есть только  его возможность, способность рассматривать мир, так как он подобен миру. Только в христианстве человек станет сыном Бога, человеческое поднимется на высоту. Бог воплотился в человека.  Все многообразие, которое античные философы помещали в мир, отдавали миру, в христианстве перетечет в субъект, в человека. А мир начнет все более нищать.

Схема Античной философии:
План чувственно воспринимаемый: 4 стихии (основания), сущее (ввел Парменид), пространство
Мысленный мир: ум, идеи, Бытие ( единство пространства) , число.
Мир : организм - ум, душа, тело.
Из  ИДЕЙ возникают: 1. противоположности, диалектика и критерии ( каким способом выбрать истиное) 2. 4 причины 3. 10 категорий  4. роды и виды 5. потенциальность и актуальность (явленное и не явленное), из несущего не может возникнуть сущее (Анаксагор) 6. Критерии - это очень важный вопрос для античности, после Аристотеля философы занимаются только критериям.  Логические критерии истинности Аристотеля недостаточны. Всякая логика она занимается только трансляцией истины. Из истинных посылок при помощи логики получаются истинные выводы.  Необходимы  истинные посылы, которые не берутся из логики. Как выбрать истинные посылы? Из опыта они не могут взяться, поскольку опыт в античности не жалуется. Скептики, а с ними и вся философия (в основном, но не совсем категорично) приходят к выводу, что истинных критериев нет. Все громада античной философии  строилось, но еще не было понимания, что это есть проекция внутренней жизни человека на мир. 


Рецензии