Жизнь в творчестве

Жизнь в творчестве
Встречи, знакомства, разнообразие их неисчислимо. 
С Верой Коваль я познакомилась  на её творческом  вечере в «Сударушке», в посёлке городского типа Ленино, затем знакомство продолжилось на литературном празднике «Соранг», который ежегодно проводится в Старом Крыму.  Далее можно перечислять активное участие поэтессы  в литературных мероприятиях  в разных городах Крыма: прежде всего в Керчи,  в школах, Лицее искусств, где Вера Фёдоровна уже семь лет обучает детей разнообразному творчеству. В библиотеках имени
В. Белинского и Н. Островского Вера Коваль частый гость и участник творческих вечеров. Кроме того, запомнились встречи на юбилейных презентациях альманаха «Планета друзей» в Ялте, на Первом Международном Пушкинском фестивале в честь 220-летия А. С. Пушкина, который проходил в Судаке. Вера Коваль активный человек, и все события в литературной жизни Крыма ей интересны.  У меня первое знакомство с Коваль –  поэтессой произошло через стихи о Крыме.
Вера родилась не в Крыму, а в Новошахтинске, Ростовской области, но Крым, в который она привезена семилетней девочкой, стал ей родным. Широко и с любовью  представила поэтесса Крым в стихах. Она ощущает себя  в гармонии с «изумрудными травами», которые блестят в росе, с небом, отражающимся  в море. Вдыхая аромат весеннего крымского воздуха, поэтесса пишет: 
Воедино я с природою слилась.
Приземлиться тихо мне бы
Там, где я за лугом летом родилась.  (Весна в Крыму)
 
Искренне и глубоко любя крымскую землю, Вера мысленно спешит через моря к Родине, с «непокрытой головой  стоит перед ней», перед Россией. Мечтает о том, как услышит «страстный шёпот берёз», как в «отчем доме теплом согреется душа» её. Любит она запах земли, красоту лесов и полей, восхищается журавлиной стаей.
Напьюсь воды у старого  колодца
И в сизой дымке дом увижу отчий. («Мой отчий край»).

Красота Родины видится во всём: «в весеннем дне», в летних рассветах. А зима «сладкой музыкой звучит» в поэтических строках, либо исполняет на бис
То вальс, то танго, а то зимний блюз
Под леденящий душу жуткий холод. («Зима»)

 Любовь. Немало страниц отведено ей в книгах Коваль.
Любовь жива, и вечна, и прекрасна,
Она зовёт нас в дальние пути.
Рука в руке всю жизнь с тобой согласна
Вдвоём до бесконечности идти.

  Вера доверчиво сообщает читателю, что «частицу сердца вкладывает в стихи», «душу открывает», собрав по крупицам лучшие слова. Она сообщает, что без любви жизнь ноет, как кровоточащая рана, ты словно наказан, без любви жизни нет, она «умирает, словно брошенный букет».
Поэтическое слово. Ему верит зрячее сердце, слову придаёт Коваль большое значение.
Кто ищет клад, кто счастье, кто забаву...
Я – в шелк и  в золото одетые слова.
Кто ищет коронованную славу,
А я – от чувственных и ярких слов жива.  («Слова»)
 ***
На трудном жизненном пути
Сумей себя преодолеть.
Другой дороги не найти.
Борись, чтоб не пришлось жалеть.
 
В книге «Жемчужное ожерелье» все темы взяты из жизни. Стихи нацелены на поиск силы, на преодоление трудностей. Это «Поединок с судьбой», призыв: «не моли, борись…. Победа за тобой».  В стихах поэтесса находит поддержку, в поэзии видит смысл жизни. Человек, который, как говорят, «сам себя сделал», всего достиг сам, сердцем пишет слова, «подняться самому, перед врагом не распластаться». Стихи Веры Коваль многотемны и многоплановые, но автор скромно говорит: «Я слабым голосом пою», но двигаюсь вперёд. Выравниваю нить…».

«Выравниваю нить…», ещё звучат эти слова, а я смотрю в добрые глаза и в семьдесят лет красивой женщины и думаю, как же заботлива моя судьба, что в такое «карантинное время» привела ко мне её. Я рада, что могу угостить ей чаем, а она весело опустошает сумку с гостинцами к чаю. А как интересно было рассматривать фото! Во-первых, это были не просто  фото с мероприятий, а те фото, где и я была или дорогие и интересные нам обеим люди. Но когда Вера Фёдоровна высыпала на стол фото с фестивалей «Боспорские агоны», восторгу моему не было предела. Мне удалось на трёх фестивалях побывать. Я тоже беседовала с Голобородько, Здоровалась с Кореневым, подарила книгу Лановому и поблагодарила его за любимые роли. Но только на этой встрече я узнала на фото с любимыми артистами, с Лужиной и Аристархом Ливановым Веру. Но тогда, на фестивалях, я не знала, что рабыню в «Лисистрате», которая строго следила за работой других рабынь,  играла Вера. В двух спектаклях играла Вера на фестивале в «Амфитрионе» и «Лисистрате». Вторая её роль – Ночь. Имена артистов массовок не объявляют, но рабыня Вера запомнилась мне красивыми движениями рук, грациозной фигурой и плавной походкой. Организаторы хорошо поработали над подбором участников спектакля.
 
Говорят, талантливый человек – талантлив во всём. В этот день любовалась поделками, которым Вера учит детей и делает сама. Картины, выполненные алмазной мозаикой, цифровая рисовка, композиции из ракушек, папертоль – многослойная открытка – это необыкновенно красиво. 
Запомнились картины, букеты роз, «Домик  в старом саду»,  «Карамельные розы», икона, девушка и лошади.

Во время встречи разговор перемежался чтением стихов, а писать их Вера начала в зрелом возрасте. С детства полюбила творчество Есенина,
с него начиналась поэзия. Девочка много учила наизусть, читала классу и перед аудиторией в библиотеке. Развилась речь, правильной стала дикция. Библиотекарь следила за чтением девочки, «подсовывала»  нужные книги, интересные. Постепенно расширялся круг чтения: Пушкин, Лермонтов. Книги  превратились в необходимость на всю жизнь. Вера Коваль стала библиотекарем и была ведущей на радио. 

Из современных поэтов любит стихи Льва Болдова. Была лично знакома с ним и его женой Ирой. При возможности, не пропускала выступления Константина Фролова. А потом взялась за перо и сама.

«Удивитесь, – вдруг сказала Вера, помолчав, – но тяга к прекрасному появилась после трагического события в жизни. Умер муж, трое детей осталось на руках. Хотелось, чтобы дети видели не только горе. Искала, как показать им красоту, прекрасное. Открылись новые каналы. У меня мама писала. Остались исписанные две толстых общих тетради, салфетки, бумажки… А записаны на них частушки. Мама была частушечницей, раёшницей». Так мы вспомнили, что были ярмарочные артисты, у которых были ящики с картинками, куклами. Раёшник доставал из ящика картинку или куклу и пояснял  это рифмованными прибаутками. Люди любили посещать райки. Появилось выражение «посетитель райка».
«Поэзия для меня? Значение поэзии … Живу ради неё, не могу без неё жить,  она мне продлевает жизнь. Мама писала. Наверное, писать стихи дано мне на роду. От семьи идёт и свыше, от Бога», – так ответила Вера Фёдоровна на вопрос о значении поэзии для неё.

«Зрячее сердце» – новая книга духовных стихов и рассказов. «Евтерпы зов» –  реальные события. «Клад» –  в самой семье он. Мы и не заметили, что уже говорим о прозе. Так мы подошли к цели нашей встречи: поговорить о книге «По обе стороны моста». Книга вышла после конкурса, в котором рассказ Веры Коваль «Камса» занял призовое место.
 
«По обе стороны моста» – так назвали книгу составители Виктория Балашова, Галина Малышева и Сергей Малышев. Изданию книги предшествовал Международный  литературный конкурс имени Саши Чёрного. В проведении его участвовал  литературный портал «Византийский ковчег», Союза деятелей фантастической литературы и кино. А последний был организатором  крупнейшего в России фестиваля фантастики Роскон, творческого объединения СКОЛ (Союза культуры, образования и литературы) и издательств других стран или российских регионов. Участие принял клуб фантастов Севастополя и Республики Крым, издательский дом СеЖеГа, «Московский комсомолец в Крыму», Республиканская научная библиотека имени Ивана Франко.
 
Новый сборник объединил творчество  писателей, живущих по обе стороны моста. Даже лишь произнесённое название его настраивает на восприятие интересных, гордых событий, которые нацелены на улучшение, единение, усиление уверенности в достижении  самых высоких целей – обновление  Крыма, изменение жизни.

Это книга, как говорится в аннотации: «Великолепная палитра рассказов и стихотворений показывает единство и разнообразие творческих подходов поэтов и писателей». 

 В книге собраны конкурсные произведения, написанные  в честь знаменательной даты поэта Саши Чёрного. 
Проза представлена многими авторами. 
Среди прозаических произведений  в альманахе «По обе стороны моста» представлен рассказ Веры Коваль «Камса». 
Вера Фёдоровна – автор десяти книг прозы и поэзии: «Жемчужное ожерелье»,  «Зимний вальс», «Мария. Семейные хроники», «Семь Я», «Сто четыре признания в любви», «Зрячее сердце». Читателю понятно, что книга «Семь Я» – это чтение для всей семьи, но для самых маленьких детей предназначены: «Кирюшка»,  «Разноцветное море», «Рисуют дети на планете», «Душистый хоровод».
Рассказ «Камса», который напечатан в сборнике «По обе стороны моста»  –  из книги «Семь Я». 
В центре внимания рассказа – дружба  Васьки и Вовки, мальчишек из  семей, разного достатка. Вовка любил бывать в гостеприимной  семье Васьки и приходил, когда они обедали. Ему нравилась камса (керчане и сейчас так называют хамсу) с картошкой в мундире и луком. А отец Вовки разрешал звать Вовку к столу.  «Иди, зови, пусть придёт, поест,– говорил он Ваське. – Он один, а тут орава целая. Да они камсу сроду не покупают. Они – интеллигенты, а мы – батраки». 
Рассказ точно и строго раскрывает тему: «Вовке нравилось приходить в эту семью, где пятеро детей и всегда едят вкусно, с аппетитом, как говорится, за обе щёки трескают и всё подряд метут». Так выразительно описана сама трапеза, что мне невольно вспомнилось, как классик Державин описал роскошество праздничного стола. Но продолжу показывать работу героини моего повествования: «У Вовки аж слюнки побежали, пока чистил горячую картофелину. Камсу клал в рот почти нечищеную. Она весной мягкая, с «грибком», с белым налётом, и очень вкусная. Вовка старательно отрывал головки у камсы, запрокидывал голову и аккуратно водружал её в рот. Рассол из камсы капал на постеленную на столе бумагу и медленно стекал по пятерне. Приходилось часто облизывать руки». Удивительно для Вовки (да и для нас современных тоже) вместо чая, мать Васьки принесла мочёный арбуз. 

Рассказ – живое свидетельство  того времени и провинциальной, послевоенной жизни. Еда – праздник, признак достатка. 
Проза Веры Коваль – это рассказы очевидца из  послевоенного поколения,  поэтому их истории  необычны для  сегодняшнего дня,  их надо сохранять в памяти и публиковать для будущих поколений. Простые люди всегда остаются отзывчивыми,  добрыми  людьми, даже в условиях жестокой войны, трудного послевоенного времени.

Рассказы  Веры Фёдоровны «Ножички»,  «Жареные воробьи»  уводят читателя в то же голодное время. А ужин с «пеляменями» стал для героя рассказа настоящим  «праздником живота».
 
«Шоколадка» – рассказ о немце, который в Россию пришёл с войной, но не был фашистом.
Жители Аджимушкая ушли в катакомбы. А староверы остались в поселке и спрятались в подвале. Однажды Анна тихонько вышла из подвала, а за ней её маленькая дочь Нина, а тут и немец зашёл во двор, и девочка спряталась за юбку матери. 
«Девочка  смотрела на немца с нескрываемым любопытством, своими большущими синими глазами. Белокурые волнистые волосы, выбились из- под платка и волнами свисали, обрамляя ангельское личико». Воспоминания нахлынули на немца, а у матери, у Анны, всё похолодело внутри. Она с ужасом в глазах смотрела на немца и на дочь, что произойдёт дальше. Немец наклонился, снял с головы девочки платок и с нескрываемым удивлением произнёс по-немецки: «Гретта». Анна поняла, что он назвал имя своей дочери. Затем он достал шоколадку и протянул её ребёнку...
К концу рассказа Анна сама убедилась и девочке своей сказала:
– Да, дочь, не все немцы фашисты.
 
          Кто в детстве из «детей войны» не играл в игру «Партизаны». Играли в «войнушку», – «фрицев» и русских. «Фрицами», конечно, никто не хотел быть, а вот в «партизаны» играли даже девчонки. Благодать, что в саду были и деревья, и кусты. Было много густых зарослей, где можно было хорошенько спрятаться. На «фрицев» и «партизан» делились поровну – кто ищет, кто прячется. Для этой игры нужны были автоматы, пистолеты, деревянные, конечно. Мало у кого были игрушки, купленные из магазина, больше – самодельные. У дяди Пети не было времени возиться с игрушками, поэтому ребятня делала «оружие» сама из куска любой доски или фанеры. Сначала рисовали, а затем лобзиком и ножом вырезали. На всю улицу был один лобзик у Тольки. Толька был постарше и выпиливал всем, кто в этом нуждался. Ребята за это угощали «мастера» чем-нибудь вкусненьким, а он был доволен и с удовольствием возился с заготовками для своих друзей.
Играли увлечённо, с настроением, к «сражениям» готовились серьёзно.
            
  «Фронтовые богини» –  повествование о девчонках, которые  могли бы в тылу «отсидеться». Никто их не гнал на войну. Но толпы девчонок осаждали военкоматы, приписывали себе года, чтобы попасть на фронт!
Спасибо, что автор затронула эту важную тему. Подрастающему поколению нужно рассказывать об этом.

Вера Фёдоровна Коваль – поэт и прозаик, член Союза писателей Республики Крым и Керченского городского литературного объединения «Лира Боспора».  Но она ещё и серебряный  волонтёр, с регистрацией в Москве.
      Наше время будет отмечено в истории  развитием волонтёрского движения. Волонтёр – человек, занимающийся общественно - полезной деятельностью на безвозмездной основе. Вера искренне отдаёт своё время волонтёрской работе, об этом говорит в стихах:

Быть волонтёром – моё предназначенье,
Но я не выбирала этот путь
И этому не придаю значенья,
Поможет кто-то мне когда-нибудь.
 
Стихи и проза Веры Коваль опубликованы более чем в семидесяти альманахах и сборниках, как в Крыму, так и в России.
За творчество она  награждена дипломами, грамотами, благодарностями. Российский Союз писателей наградил Веру Фёдоровну медалью “Георгиевская лента 250 лет”.


Рецензии
Нина. С Новым 2022 годом тебя! Будь счастлива! Не пропадай, дорогая...
С теплотой.

Игорь Хомяков 2   06.01.2022 11:31     Заявить о нарушении
С Новым годом, Игорь и Рождеством Христовым!
Бывает, что быт отбирает время и общение в Интернете...

Нина Плаксина   06.01.2022 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.