Великое Благословенье Продолжение 11

13.   Любовью  да  единением
                спасёмся …

Так  «Мудрость  жизни»  говорит -   
В ком обретён  «ДУХОВНЫЙ  РАЗУМ»
Тот  во  смирении  узрит
И то,   что  не  доступно  глазу,
К  таким  всегда  спешит  народ -
Духовный  чин, иль князь, иль нищий.
Ведь  нету  проповеди  чище...
В таких  устах  «Господь  живёт».

                * * * * *
      
С тем,  дале   поведём   рассказ...
Воздавши  дань  делам  церковным,
Шагает  Русью   грозный  час,
Мечом  ордынским  укрощённый.
Татарин  спуску  не  даёт -
Орда  растёт…   Страна  нищает…
Царьград  вдруг  смуту  порождает,
Церковный  пошатнув  оплот.

Стал  стар  Святитель  Алексий
И  дни  его  идут  к  закату.
Митрополию всей Руси
Он  вверит  верному  собрату -
На  свято место  призовёт
Слугу  Обители  Пустынной..
И пешим,  по  дроге  длинной
Наш  Сергий  с  посохом   идёт.

Святителя  высокий  жест
Пустынника  сего  встречает,
И  злато-параманный  крест
Игумну  Сергию  вручает.
- Стал  близок  день  последний  мой…
Кому  ж  пасти  стадо   Христово,   
Коль  не  тебе,   чьё  Божье  слово -
Елей  с  водицею  живой.

Чем  Преподобного  смутил -
Прости  меня,  Владыче  Святый...
Я ране  злата  не  носил
И  к  старости  се  не  принято…
Ведь  бремя  хочешь  возложить
И  труд,  что  выше  моей  меры.      
А кто я? – Грешник святой веры...
Кем  просишь - не  могу  служить.

Алексий   другу  говорил,
Духовной  мудростью  ведомый,
Что  ране во  Царьграде  был
И  к  ним  назначен   неведомый
Болгар  Епископ  -   Киприан…
Никто  не знает  его слова,   
А  старцу  Сергию   готова,
Поди,  вся  Русь  припасть  к  ногам...

К тому,  поведал  старцу  он,
Великий князь Московский Дмитрий
Своим  «духовником»  влечён
И  внемлет  лишь  его  молитвы...
Духовный  сан – Архимандрит,
Хоть  кличут  все  его  Митяем.
Он  князем  сильно  почитаем,
Князь  «святый  чин»  ему  сулит.
    
Да  недостоин  сей  Митяй
Руси  блаженнейшего  сана,
Хоть  чистой  речью  потрясал
И в  проповедях  нет  изъяна…
Но  был  он  по  натуре горд,
Самонадеян  и  заносчив.
С тем паству лишь  утратить проще,
К таким  не  тянется  народ.

Всё  выслушав,   велику  честь
От  уст  Святителя  внимая,
Не  принял  всё же  златый  крест
Игумен Сергий,   полагая,
Что  тем  лишь  породит  раскол
Земли  его  многострадальной.
У  смут  всегда  исход  печальный,
У  примирений   -  «шаткий»  стол.

Ведь  всё  что мог - уж  создал  он
И  в  том  живо  смиренье  старца…
Великой  вере  подчинён,
Он  склонен  в  Пустыни  остаться.
Димитрию  поклоны  шлёт
Да  князя  убеждает  рьяно -
С  смиреньем  принять  Киприана,
Царьград  его  решенья  ждёт…

Да вот беда  - Московский  князь
Не рад  «посланнику»  такому,
Коль  даже  смерти  не дождясь
Святителя,  ещё  к  живому…
В Москву  уж  прибывает  он
Во  звании   Митрополита.
Но  князем  дверь  была  закрыта
И  был  он  в  Киев  возвращён.

14.    Февраль  1378  года…  Церковная  смута.

Метёт   февраль   во  злобе   всий
Снега  холодными  ветрами...
Усоп  Святитель  Алексий
Оставив  Русь  с  её  врагами…
Где  дом  преемника   пустой
Хранится  верою  увитый -
Священный  жезл  Митрополита,
Руси  рождая  непокой…

И снова  обращён  был  взор
Ко  Преподобному  в  Пустыню…
И долгий  с  князем  разговор
Не  убедил  его,  коль  ныне
Царьградом  избран   Киприан
Отцом  духовного  порядка -
В том  свята  воля  Патриарха
И в том  не  видит  он  изъян.

А нет  согласия  -  то  князь
Во  Суздали  жив  Дионисий,
Достойный   жезл  сей  принять..
Но  князь  отверг  и  эту  мысль…
Он  хочет  в  саккос   облачить          (архиерейское облачение Митрополита)
Духовника,   его  Митяя,
- Я  боле  всех  его  желаю,
Подумал  он.  Тому  и  быть!..
 
И  вскоре  князем   облачён
Во  мантию   Митрополита
Митяй,  кой даже   в сан  не посвящён
Святителя,   но  деловито
За  кафедрою  восседал,
Епископов,   архимандритов,
Без  робости  и  нарочито
Всех   наказаньям  повергал.
   
        -  Кто  ж  учит  тебя,  Государь
        Менять  церковные   законы!
        Покайся  да  перекрестясь
        Вглядись  в  блаженные   иконы…
        Не  может  князь  того  вершить,
        Что  дано   Патриаршей   выси..
        -  Взывал   Епископ  Дионисий
        И  Дмитрий   перестал  грешить.

Тому опять  взбешён  Митяй,
Митрополитом  став  отчасти.
Ведь  князя,  сколь  не  ублажай -
Нет  воли  Патриаршей  власти…
Узнав  про  дружеский  союз,
Что  Сергию  рад  Дионисий,
Плетёт  Митяй  клубок  коллизий,
Духовный  выдвигая  груз.

Так  князю  на  дубовый  стол
Ложится  жалоба  Митяя…
Мол,  князь,  готовится  раскол!
Уж  Дионисий  сам  решает
Во  тайне  посетить  Царьград
И  принять  сан  Митрополита -
Под  стражу  взят  и  дверь закрыта -
Мгновенный   князю  был  доклад.
 
И всё же  Сергий   упросил
Товарища  взять  на поруки
И  князь, смягчившись,  отпустил,
Отправив  «на  священны  муки»
Во  Пустынь,  в дальний  монастырь
В лишениях  пожить  неделю...
Где  дни  в  молитвах  пролетели
Да снова  в  Суздаль,  в Его мир…

 А честолюбие не спит -
Духовнику  опять  преграда…
Он  «Святу Пустынь»   разорит,
Когда  вернётся  с  Цареграда!
Уж  коли  князь  его  избрал,
То  Патриарх  не погнушится…
Он  в  святу  ризу  облачится
И  воплотит,   чего  желал…

Со  свитой  убывает  он
Да  со  роскошными  дарами
В Царьград, той  мыслью  поглощён,
Что  месть  его не  за  горами…
Да ведь  ГОРДЫНЯ…  тяжкий  грех,
И  во  пророчестве  Игумна
Он  умер,  не покинув  судна,
Внезапно… На  руках  у  всех…
    
             (1381-1390)

   А  дале...   целых  девять  лет
 В  церковной   смуте  Русь  болеет…
 Со  смертью   князя  Божий свет
 Ту  «чёрну»  смуту одолеет…
 В   Москве  воссядет  Киприан   -
 Всея   Руси   Веропорядком…
 Он  -   утверждённый    Патриархом,
 Ему  и  посох  святый  дан…
               
             * * * * *

    Но  это  после…  А  теперь
         Во   Славу  приоткроем  дверь…

   
               ..................             


Рецензии
Безупречный стиль, схожий со стилем Пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Превосходная поэма о житие одного из подвижников русской православной церкви – Сергия Радонежского, содержащая разнообразные жизненные сцены.
Есть тема, сюжет в развитии, действующие лица и у каждого героя своя судьба.
Интересная завязка увлекает, интригует, побуждает к прочтению до конца – «А что же будет дальше?»
Удачная художественная заставка – картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», выразительные иллюстрации, соответствующие конкретной сцене.
Красивый стиль слога, рифмы, читается легко, то есть «читабельна».
Некоторые фразы по содержанию глубоко мудры, достойны уйти в народ в статусе поговорки, афоризма, например:
- у горя нету берегов;
- трудился словно сущий раб;
- огород – источник трапезы их скудной;
- где каждый жизнь отдать готов
за боль чужую без остатка;
- в живом биении сердец
святая радость безрассудна;
- далече к ним воды поток
И тяжек труд её носящих…
А эта фраза напомнила мне о моем детстве, когда я, как и все мои братья и сестры за триста метров носили воду с реки Сусанки. Воду таскать на коромысле я начал с 7 лет, когда ведра не стали задевать землю.
Чтобы создать такое произведение, которое по праву можно назвать гениальным, автор проделал титанический труд – исследовал историю духовного подвижничества на Руси.
Такое произведение может написать человек, искренне и преданно любящий свою Родину – Россию. Мне кажется, Вы благоговейно относитесь к истории духовного подвижничества на Руси, поэтому так красочно воспеваете историю Сергия Радонежского.
Читать Вашу поэму нужно в уединении, выключив телевизор, в полумраке, отрешиться от всего окружающего. Читать медленно, глубоко вникая в смысл каждой фразы, каждого восьмистишия.
Поэма найдет отклик у широкого круга читателей, хотя и рассчитана в основном на специальную аудиторию – церковнослужителей, монахов и на всех верующих, которых десятки миллионов, значит, поэма найдет своего читателя. Такое произведение необходимо популяризировать, донести до масс через любые средства массовой информации, в первую очередь через церковную периодику.
Убежден, что такое произведение должно прозвучать в телеэфире на религиозном канале «Спас». Рекомендую Вам, Константин, направить поэму в адрес упомянутой телепрограммы.
Поэма огромна по объему, поэтому для исключения фактора «утомительности» при чтении, на мой взгляд, я бы каждую часть озаглавил броским, привлекательным художественным названием (ничего не навязываю!), чтобы само название каждой главы цепляло и возбуждало интерес к очередному сюжету. Такой психологический ход создаст у читателя впечатление, что каждая часть является законченным самостоятельным произведением.
Читал с огромным удовольствием, многие фрагменты содержания вызывали неподдельный восторг, восхищение!
Прошу не судить меня строго за то, что позволил «судить свыше сапога». Читатель, как и зритель в театре имеет право высказывать свое мнение о литературном произведении.
Поэма имеет общественное значение, поскольку учит терпению, законопослушанию.

Спасибо за интереснейшую поэму!
С уважением!
Владимир Константинович Швецов

Владимир Швецов 42   25.03.2024 07:44     Заявить о нарушении
Да.....
Я правда, не ожидал такой оценки....
Владимир Константинович, Ваш отзыв, это ПОЭМА о моей поэме.
Спасибо Вам за такой детализированный разбор и земной поклон в знак благодарности....
СПАСИБО!!!

Кстати -(Часть 2. Дмитрий Донской и Часть 3. Духовных подвигов ОТЕЦ - это продолжение).
..будет время - заходите...

Константин Копельчук   25.03.2024 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.