Тайны Игоря Царева Рыцарь Прекрасной Дамы

СВЕТ  СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА   Тайны  Игоря Царева

11 ноября 1955 года в далеком Хабаровске на свет появился один из лучших поэтов нашего времени Игорь  Царев

Вот уже  семь лет мы живем, дышим,  пишем после того, как Игорь Вадимович Царев шагнул на ту сторону берега жизни, встретился с самыми лучшими своими друзьями и «с правого берега нам машет рукою».

Нам же  радениями  Ирины Борисовны, его ЖЕНЫ, остаются четыре удивительных тома его сочинений. О последних двух книгах напишу чуть позднее – это самый дорогой подарок, наверное, не только для меня,  но и для всех, кто его любит здесь, на этом берегу.

Так  в последние пару лет  и появились еще две книги  «Дети империи» и «Обетованная Вселенная».  Первая книга о мире внешнем, в котором нам всем  довелось жить, вторая о личном,  о счастливом романе Мастера и Маргариты в  конце 20 начале 21 века, который стал реальностью.
Но для начала хочется заглянуть  в истоки того мира, который и стал Вселенной творчества замечательного поэта, лучшего из лучших современников  наших.
 
И одной из составляющих этого поэтического мира стало обращение поэта  к поэзии серебряного века. Я еще  заостряю внимание на этой теме, потому что тогда, в 90-е годы прошлого столетья,  эта тема  была не так  открыта, как сегодня. Но  именно эта, еще не возвращенная поэзия, часто спрятанная в спецхранах, не только  укрепляла нашу волю, желание сопротивляться тому, что творилось в мире, социалистическому реализму, царившему в литературе и страшно ее обкрадывающему, но и позволяло творить тот неповторимый мир. сохраняя традиции  и преемственность,  и просто спасая для нас и эпоху, и ее поэтов. На первом курсе филологического мы еще не верили в то, что  творчество Н.Гумилева будет обнародовано. А к 4 курсу получили и его зеленый том БП и роман века –такие чудеса совершались у нас на глазах. А Игорь Вадимович в это время уже творил как раз в контексте серебряного века, что было просто опасно для любого поэта.

Ведь и в литературе яркой, талантливой, неповторимой, случился такой же   кошмар, как и в реальности, она оборвалась, разделилась  на две части – те, кто остались и те, кто  вынуждены были  уехать за границу и скитаться там до самой смерти, с одной только мечтой, вернуться назад. А возвращаться им было некуда. И вернулись они только в своих поэтических томах и в  произведениях поэтов нового поколения.

Историки любят повторять, что те, кто не ведают прошлого, никогда не узнают грядущего, те, кто понятия не имеют о  веке золотом и серебряном, просто останутся  в безвоздушном пространстве. Но если пушкинская эпоха была открыта и доступна, то эпоху Блока от нас скрывали упорно, их просто вычеркивали из жизни.

Сейчас припоминаю поэтов 20 века. И для меня лично понятно, что  В.Высоцкий, тайно и явно цитирующий  Н.Гумилева в  своих творениях,  смог взлететь так высоко и так  влюбить в себя всех, даже далеких от поэзии людей, благодаря  мощной  поэзии именно Н.Гумилева.

Романтика скитальца и путешественника, капитана  Летучего Голландца окрыляет сильных и мужественных людей, и такие появляются в любой эпохе, именно они становятся любимцами Муз и женщин.

В лирике Игоря Царева с  самого начала перед нами капитан «Санта Ирины», той самой бригантины, которая скользит по волнам и капитан ее  ничего не боится, потому что  поэт влюблен и любим. Так Игорь Вадимович  нашел свой спасательный круг в этом мире, где бури были явлением обычным, и многие не выдержали таких стихий, ушли из поэзии, а то и из жизни самой. А он удержался, его невозможно было потопить в этом океане грез и страстей.
Поэт выбирает в самом начале те направления, тех Мастеров, которые ему ближе по духу, мировосприятию, поэтике самой, так в лирике Игоря Царева появляются  мотивы тесно связанные с серебряным веком:

«Мой бог, ее зовут Марина», Незнакомка Блока, шагнувшая на улицы современного города, Северянинские напевы, чеканные строки лирики Пастернака и конечно сюжеты и образы из Мастера и Маргариты.

Они вплетены так  тонко, так изящно   в тексты стихотворений, что кажутся органичными, протягивают оттуда в наше время  те серебряные нити, которые так прекрасны  на общем фоне совершенных строк.

Конечно, я и раньше догадывалась о том, как важна  традиция и связь с предшественниками, в случае если сам не обделен талантом, иначе это окажется разрушительно для автора, твои неумелые строки будут выпячиваться  как черные на фоне белых клавиш, осыпаться, как  желтые листья с деревьев. Во всем необходим тот самый баланс, который и поддерживает равновесие в лирике поэта.

Возникает вопрос – как  вписать Незнакомку  в  фон современного города. Образ,  музыка стихотворения сводили с ума больших поэтов и старших современников Блока, и К.Бальмонта,   и В. Брюсова,  а АБлок только улыбался, глядя на их реакцию. И какая дерзость нужна современному поэту, чтобы написать Незнакомку сегодня со ссылкой на почтенный возраст мифической героини.

Ведь у А.Блока  это не столько женщина, сколько тень, мечта, иллюзия, видение. Наверное, как и ангел, которого видят только дети и животные, она видна далеко не всем. Только  зрение большого поэта способно ее разглядеть, а  талант помогает передать. «Хорошо видно сердцем, ведь главное скрыто от глаз» - отмечает Ю.Поройков. Это как раз тот случай, когда увидеть можно только сердцем и поведать эту тайну нам всем.
Старая незнакомка
Игорь Царев

Дыша духами и туманами...
А.Блок

* * *
По скользкой улочке Никольской,
По узкой улочке Миусской
В разноголосице московской -
Едва наполовину русской,
Ни с кем из встречных-поперечных
Встречаться взглядом не желая,
Вдоль рюмочных и чебуречных
Плывет гранд-дама пожилая.

Ни грамма грима, ни каприза,
Ни чопорного политеса,
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,
Среди земных столпотворений,
Среди недужного и злого,
В чаду чужих стихотворений
Свое выхаживает слово.

В былинной шляпке из гипюра
Или другого материала,
Она как ветхая купюра
Достоинства не потеряла.
В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы - лишь закладки
Небрежно вставленные в томик.

http://stihi.ru/2011/12/04/8928

На этот раз она проходит мимо  ресторанов,  рюмочных и чебуречных не только потому, что поэт сталкивается с ней днем, а не ночью, как у А.Блока, но и потому что она исполнена достоинства и гордости, вопреки  дурной славе, обстоятельствам жизни, - всему, что вокруг творится, потому что она оттуда, из полузабытой эпохи.

Когда вуаль немного приподнимается, мы узнаем, что она  бывшая актриса – только актрисы были рядом с А.Блоком в свое время, но еще и поэтесса…
Удивительное  сочетание проявляется за маской, и главное, подкупает, конечно, отношение к женщине, которое пленило бы  и ту Незнакомку – вот где настоящее чудо. Героиню спасает  миф, то,  что она оказалась в поле зрения  такого поэта как Игорь Вадимович, а нас всех привлекает его отношение  к героине.

Так раскрывается тайна поэта –его особое отношение к женщине, к вечной женственности, о которой много говорил Блок, но мало следовал этим философским понятиям, здесь же все есть, и все прекрасно. Перед нами настоящий Рыцарь прекрасной дамы… А кто и когда не любил Рыцарей?

И. Северянин в трудные времена, когда поэзия была растоптана и забыла, дивился тому, что странная девушка читает Блока вопреки всему,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока

Но поэт не мог знать о том, что в начале 21 века появится поэт, который не просто воскресит Незнакомку, но и поднимет ее до небес, превратив  иллюзию в реальность. За маской  у  героини  Игоря Царева реальное лицо, лицо прекрасное – вот в чем одна из его главных загадок…
Только с течением времени приоткрываются такие вот тайны поэта, не сомневаюсь в том, что их еще великое множество, просто пока они скрыты от глаз, но  тем приятнее будет их  открывать.


Рецензии
Любовь, спасибо за новое светлое открытие Поэта Игоря - Рыцаря Прекрасной Дамы!
С неизменным теплом,

Виктор Маньков   11.11.2020 22:49     Заявить о нарушении
Виктор. Добрый день!!!
Тайны открываются не сразу. Лирика Игоря Вадимовича так глубока и так прекрасна, что много еще открытий чудных предстоит нам всем.
Люба

Любовь Сушко   12.11.2020 07:09   Заявить о нарушении