53. Тетради - отклики

     "Всегда ли присутствует такое тождество между тем, что любят, и тем, что ненавидят? Нуждаемся ли мы в том, чтобы любить то самое, что ненавидим, только в какой-то другой форме? И наоборот"?

      С. Вейль. Тетради.


     Противоположности это то, что притягивается друг к другу ( в любви, дружбе), однако они ещё и то, что противолежит друг другу по разные стороны, и значит есть такие моменты когда лежать оно может настолько противу, что слово "противный" дословно характеризует не только симметричную для тебя позицию, но ещё и характер, вызываемой ею у тебя страсти.
     Противоположный - любимый, но может быть и ненавидимый - то есть уже противник, но и это ещё не самое большое отдаление, а самое большое - неприятный - противный (мерзкий). Вот так от любимого, через противника и вплоть до противного - могут видеть друг друга крайности, противоположности. Это по лестнице убывания, а по лестнице возрастания - начинается всё с противного, а заканчивается любимым. И представьте себе, такое тоже вполне возможно.
Единственный кто не попадает в рассматриваемую градацию "тождества" противоположностей, так это "безразличный", а от ненависти к любви переходят легко, но удивительно и то, что даже от отвращения и презрения, как мы уже сказали, в любовь, как ни странно, вполне себе часто переходят.
    Ты считал человека практически никем и даже презирал его, и вдруг, неожиданно для самого себя полюбил. Как бы наше самодовольство не противилось этому, как бы не была уязвлена наша способность "критического мышления" и эстетической оценки ( а противный находится на самой нижней её шкале) - ничего не помогает - есть некоторая высшая и могучая сила, не считающаяся со всеми этими мелочами.
    И всё же, как совершается чудо сие - из противного в противники, а оттуда в любимые, и о чём оно говорит?
    От любимого к противному и обратно странствуют по форме. Форма допускает такое странствие, при том условии, что содержание довольно не определено и осознаётся смутно и расплывчато. Потому что когда содержание кажет себя настоящим образом, а не присутствуют лишь как некоторая тень, сопровождающая форму, тогда из противоположностей довольно быстро образуется противоречие, то есть такие пиковые ситуации когда всё разрешается или не разрешается в гармонию. Именно в противоречии присутствует и точка "безразличия", через которую противоположное ложится крест накрест, а не только "горизонтально противоположно". При наличии противоречия мы можем вести речь о свершении, или другими словами - осуществлении предназначения противоположностей. Противоречие - это их "экстаз", как сказал бы Хайдеггер. А после экстаза или высшего подъёма возможно лишь высшее согласие или же пустота...
     Но стоит убрать из виду вот это напряжение содержания, стоит слегка "заземлить" его повышенный тонус и у нас на руках остаётся исключительно форма, а форма противоположностей, как и любая форма вообще суть пустота, вбирающая в себя всякое самое разное. И вот от этого низкого, мерзкого и противного, она странствуют вплоть до любви, поражая нас якобы тому, что весь мир ей подвластен. Но увы, не весь.
     То, что не подвластно форме самой по себе называется устойчивость - когда душа не колеблется от отвращения до боли или от отвращения до сладости, изумляясь тому насколько не понимает саму себя.
     Лад, гармония (скрепы), согласие всех сил души не известно одной только чистой форме, форма перекатывается по своему многообразию, будучи однажды затронутой чем бы то ни было - гневом или болью, нежностью или презрением. Форма сообщает человеку как он многолик, но не может поймать этого единого человека во всех его многоликостях.
     Так чего же я хочу? - Я люблю или ненавижу? - Форма не в состоянии на это ответить. Только что ты поглощал вкусные конфетки - пакетами и пачками, и вдруг, упс - смотреть на них больше не можешь - так форма саму себя в своей любви доводит до отвращения, чтобы хоть чуть-чуть отстраниться от того, что с ней происходит. Она отвращает саму себя тем, что наслаждается своей любовью без всякой меры и понятия, она "онанизирует" с самой собой по своим краям и отталкиваясь от них приходит к некоторой миражной для себя устойчивости - конфеты? вот эти конфеты? - ненавижу! Но если спросить и узнать "почему" - то потому что "когда-то" только их и любила. Форма мечтает об устойчивости и тоскует по ней, но она слишком увлекается сама собой, чтобы узреть что же воистину ей необходимо.
     Ослепшая, упокоенная ("намотавшаяся" в самой себе форма) центрируется в некоторой середине своего дна и занимает там "прочную позицию", вся прочность которой заключается в том, что она уже не хочет и не желает жить полноценно, и потому избегает краёв, как опасного расхода энергии попусту. Форма становится "середнячком" и делает таким же точно и человека. Что же является некоторой "устойчивой серединой" для всех вот этих противоположностей "люблю - презираю"? Правильно - ненавижу - вот середина - противостою ( люблю и презираю - крайности). Поэтому "намотавшиеся" женщины ненавидят мужиков - они думают лишь о себе и о сексе (приклеена внешняя причина); а намотавшиеся мужчины ненавидят женщин - они все дуры и суки (приклеена внешняя причина). И так оно "устойчивей" - позиционировать себя на всякий случай и заранее в "контра" - то бишь близко не подпускать, то бишь отталкивать заранее. В этот момент форма считает, что она "поумнела", между тем как на самом деле она сдалась и упустила из рук всякую судьбу, всякое настоящее.
      Почему любить лучше, чем ненавидеть я писать не стану ( при том, что в любви, естественно, присутствуют всегда все градации этих чувств). А вот почему презирать лучше, чем ненавидеть, я напишу. Потому что презирать означает выносить эстетическое суждение и переживать такие чувства, которые идут с высоты определённой своей позиции - презирают то, что ниже и расслаблено, не собрано, как ты. Здесь у человека есть некоторая своя позиция и своя собранность(какая именно не о том речь). А вот когда ты ненавидишь и яростно отрицаешь противоположное, ты столь яростен потому, что тебя лишили даже этой своей позиции, тебя сделали лишь "половиной" от чего-то другого - почти никем (ибо человек никогда не только половина). Когда ты определён лишь своим противостоянием это самый тяжёлый вариант, и находится ли он в своей открытой форме бунта и возмущения по поводу конкретной ситуации твоего "ополовиневания", или же находится в своём скрытом латентном состоянии (спокойная речь о том, что все мужики - козлы, бабы - дуры) не имеет существенного значения. Скрытое состояние даже хуже, оно - смирившееся.

    Ненависть это противостояние. В противоречии нет противостояния, потому что противоречие - поднимающаяся вертикаль. А для противоположностей самое тяжёлое это именно противостояние (война).


Рецензии