52. Тетради - отклики

     "Существование можно рассматривать как цель разве что в случае, когда нас поставили к стенке перед взводом, ожидающим команды стрелять. Но когда нашей жизни ничто не угрожает, существование самоочевидно, а цель состоит в чем-то другом.

Существование является целью только для вегетативной энергии, сокровенной и немой, пробивающейся на поверхность только в ознобе страха.
(В таком случае, убивая сам, человек может загонять ее обратно вглубь; но силой какого механизма?)".

      С. Вейль. Тетради.


      Вечное существование без обретения Блага - ад кошмарный.

    Снова любимые стоики. Жизненный принцип (пневма) пронизывает всю Вселенную, но на разных уровнях её проявляется по-разному. В обыкновенной материальной природе, этот принцип является просто чем-то связующим в структуры - всемирным клеем, скрепляющим атомарные единицы. В растении он впервые показывается на свет как некая природа - кормящаяся, растущая и повторяющая саму себя в бесконечном возрождении. Цель растения - существовать, то есть быть телом, а не вещью.
В вещах и неживой материи пневма находится словно в темнице, в растении она впервые кажет свой характер. Платон называл растительную жизнь вожделеющей. Вегетативное тело растёт и вожделеет посреди мёртвой пустоты связанных в "камни" структур.
    В животном пневма начинает чувствовать, активно передвигаться и впечатляться. Здесь пневма достигает такого уровня, когда она интересуется самой собой во внешнем мире. Следовательно, уже даже для животного существовать это не всё, что у него есть. Животное не только питается, растёт и размножается, оно ещё и "купается" в отведённом ему участке бытия, наслаждаясь той гармонией, которая присуща ему природно (задаром). Несмотря на то, что мы говорим, что животное это род, на самом деле животное это уже какая-то минимальная индивидуальность.
    И листьев не встретишь двух одинаковых на дереве, но между тем такая "индивидуальность" саму себя не выдаёт, а скорее скрывает, тело растения становится многообразно, но живёт унифицировано; у животного же наоборот, его тело задано более жёстко - сколько будет листьев, куда они будут расти здесь не спрашивается, здесь даны четыре ноги и два рога, к примеру, и делай с ними что хошь, и вот тогда животное на этом жёстком каркасе и делает многое "что хошь". Жизнь животного протекает не через вариации тела, а через его "приключения" в реальном внешнем мире.
    Итак, не только для того, чтобы существовать, но и чтобы приключаться - создано животное.
    Так и человек существует лишь в самом первом приближении. Человек также любитель "приключаться", но помимо того, его душа ещё и разумна. Проснувшаяся душа животного бегает и мечется, мыслящая душа человека обнимает мир - целый мир - сразу. Мыслящая душа выходит из под власти регионов бытия и избирает любой образ жизни. Таков удел человеческой души.
    Стоики предполагали, что есть и ещё более совершенное состояние пневмы, нежели человеческая душа, и обладают такими душами боги. Разумные души - это люди и боги. Неразумные души - животные. Вожделеющие души - растения. И наконец, связанные, находящиеся в тюрьме души - весь остальной материальный мир.


     "Необходимость есть сама сущность реальности вещей этого мира. Иначе говоря, их сущность условна. Их сущность в том, что они не суть цели. Их реальность в том, что они не суть блага.
Как Бог — такое благо, которое не является ничем другим, кроме блага, <так> материя не является ничем другим, кроме не-блага".

      С. Вейль. Тетради.


     Материя - необходимость, благо - цель. Помещать благо в материю для Симоны неприемлемо - оно там итак находится, частично, как наш след или указание на него. Материя - лишь условие нашего существования и далеко не полное условие.
Как некогда её знаменитый соотечественник, Рене Декарт, Симона стремится различить и развести в разные стороны важнейшие для неё понятия "блага" и "необходимости"(Декарт проделывал то же самое с мышлением и телом). Декарт говорил: неразличённые, они мешают друг другу - мыслительные модусы путаются с телесными и преграждают каждому из них дорогу - нужно различить их, высвободить в их автономности, что вовсе не означает абсолютно разорвать, но означает видеть "что где", нужно понимать что чему принадлежит и соответственно этому законосообразно действовать.
     К тому же стремится и Симона. Благо ищи в самом себе, в вопросах собственного бытия, а не в материальном мире. Сущностное познание условно, оно сдвигается в каждую эпоху даже в науке, а человек тяготеет к безусловному. Но он тратит массу времени и сил на поиски блага для себя там, где его благо быть никак не может. Сущность, необходимость и реальность во всей своей исполненности недостаточны для вспыхивания чуда самого мизерного блага. Перебор вещей и даже людей в поисках отзвука своего, в лучшем случае по счастливой случайности ведёт к обретению этого отзвука, но отзвук не звук. Ищи звук - говорит Симона Вейль.


      "(Духовность труда. Утомляя, труд дает нам познать феномен
целесообразности, отскакивающей, как мяч: трудиться, чтобы есть, есть, чтобы трудиться. Рассматривая одно из этих двух как цель или беря и то и другое по отдельности, мы собьемся с пути. Цикл заключает в себе правду.)
Белка, которая крутится в колесе, и вращение небесной сферы. Чрезвычайное ничтожество и чрезвычайное величие.
Именно когда человек видит себя как белку, крутящуюся в колесе, если он при этом не лжет, он близок к спасению.
Собака, пытающаяся ухватить себя за хвост".

       С. Вейль. Тетради.


      Наша взаимообусловленность, порочный круг, кружение на одном месте, топтание, бесконечное повторение. Бесконечно повторяется то, что не преодолено (Мераб говорил - из чего не извлечён опыт) и назойливо себя навязывает.

     Чувство что ты выходишь из круга - когда?
   Достаточно, что нет навязчивых дежа вю?

   Боязнь высунуть голову из круга - это от побитости. Когда выходишь из круга - чистый родник, звук иной внутри, радость. Чаще выхождение вообще не узнаётся, совершается сверх сил, словно бы не ты ещё и вот это делаешь. Ты движешься как сам не свой, как себе чужой и это указывает насколько ты ранее слипся, обжился, закостенел в свойском и привычном. Так вот это "приподняться" порой выглядит как чужое, а порой интуитивно ищется и находится с радостью или же случайно находится с радостью. Но выхождение из порочного круга есть, Паскаль говорил: блажен, кто разорвал порочный круг!


      "Символ лабиринта. Нам кажется, что, идя по горизонтали, мы движемся вперед. Нет. Мы ходим по кругу. Двигаться вперед мы можем только по вертикали".

      С. Вейль. Тетради.


      Вертикаль - слишком общо, что приводит к вертикали? Ведь не случайно же мы кружим - кружить можно и для того, чтобы набрать высоту или чтобы приблизиться к чему-то, что дано таинственным, а не прямым образом. Видимо в кружении в целом ничего плохого нет - оно один из способов и образов пути, но способно зацикливаться на самом себе и становится совершенной плоскостью (вот это движение только по горизонтали), и когда долго так делает - начинает даже проваливаться вниз, а не подниматься.
     Кружение - взлёт или кружение - падение?
  Если наращивать интенсивность, то можно приподняться, но это лишь силовое усилие, не будучи ни в чём закреплённым, оно разжимается обратно также, как разжимается некогда сжатая пружина. Конечно, остаётся добыча, как после отлива на дне морском, но всё вместе - высокозатратное, ненадёжное и мизерное приращение. Его необходимо брать вместе с какими-то другими условиями, тогда оно окажется вполне даже эффективным. Бешеный темп, долгая длительность, насыщение множеством фрагментов - всё это может быть отнесено к разделу - приподнимание через интенсивность. То, что оно даёт похоже на "высекание искры". Чиркнула спичка, зажёгся огонёк, но тут же и погас - это плотно утрамбованные части времени или пространства истираются друг о друга, разрушаются и выдают тебе свою энергию пределов. По такому принципу сейчас поётся большинство рэповых песен. Этот же принцип нагнетания и соударения слов и образов использовала и Марина Цветаева в своих стихах.

     Длительно быть другим - означает ли стать другим?
  Само по себе не означает, означает только пропитаться - впустить нечто в своё существование, дословно вегетативно пропитаться, телесно. Но телесная "пропитка" без санкции "сверху" от души и от духа ничего не меняет кардинально - нет последнего этапа переосуществления - тело другое, а душе в нём "негде". Тогда даже плохо и тяжко становится, мы можем к тому же ещё и утяжелиться - неся на себе непреобразованное телесное изменение. Так люди "матереют" - по такой же схеме - это стандартная, обычная схема нашего утяжеления с возрастом. Её суть в накопленных телесных изменениях, не преобразованных человеческим образом. Некоторые в 30 уже выглядят "матёро", а некоторым, впрочем довольно редким, удаётся сохранять себе лёгким и в зрелые годы.
    Приподнять своё тело и перенести его в нечто другое - как бы ни было тяжело, это всё же выполняется чаще, чем перенести свою душу. Но мы не там где наше тело, мы не вегетативны исключительно, мы там, где наш дух, где наша трансценденция (при ней), а потеряв её - там, где наша душа. Хорошо бы было, конечно, чтобы и наше тело оказалось там же - вот туда его и надо переносить. Но у меня складывается впечатление. что люди скорее переносят своё тело "с места на место", а не туда - в место, которого нет, где душа.


Рецензии