Он и Она

Он: Мои ночи проплакали ночи,
И душа утонула в слезе.
Я рифмую, меняется почерк,
И вопросы на постном лице.

Бьются в память чувства далёкие,
Ни туда, ни сюда – на кресте.
Где вы были, мои немногие,
Сколько раз вы шептали: «Нигде»?

Я попал на земле в невесомость –
Не могу ни стоять, ни идти.
Дайте время истекшее в помощь:
Дайте пламя пощупать любви.

Мысли зычно кричат до залысин,
Без белья верещат в небытье –
Чувства клянчат милость, как нищие,
Изнывая в потливом дожде.

У предвестья похоть глазастая,
Затащи в омут алчных надежд!
По глазам жестоко шарахая,
Дай пройти предпоследний рубеж.

Не шепчи, что свобода дороже.
Ты не видишь, что солнце взошло.
Просто очень устали морозы,
Без любви и зиме тяжело.

Я клянусь, искушая до дрожи,
В сердце жадно залезла любовь.
Без надежды устали морозы –
Страсть берётся крамольно за нож.

Я впросак угораздил, в калошу,
И неверие в ранг возвожу.
Поцелуями чмокаю кожу,
А ещё – нежно в шею дышу.

Я заставлю февраль измениться
И любовью мороз накормлю.
Понуждая погоду молиться,
Бокогрей в западню заманю.

Буквы пляшут с рукою неровно.
Кладезь знаний за детством стоит.
Сочиняю стихи бескровные,
Память рифму любовью кропит.

Мне так мало – хочется малого,
Хоть на день, хоть на час позови!
Рифма – в корне слова́ усталого –
Кровь спеклась у разбитой губы.

Не смотри, утвердясь хладнокровно –
Сильный слабого должен понять.
Високосные годы виновны –
Чувства редкие дали украсть.

Она: Ты безумец: какая тут малость?
Ты оставь кандалы для судьбы.
Жить с поэтом бок о бок - не в радость,
Ты глаголы рифмуй для толпы.

Жизнь была простородна, обычна –
Без фантазий любовь отдала.
Ум за разум заходит обидно,
Разменяла стезю на слова.

И стихи надоели, и проза.
Не цветёт ни весна, ни лоза.
Это просто устали морозы
И впустили надежду со зла.

Не пиши юморные тирады,
Не пиши про родные глаза.
На заметку оставь жёсткий вкладыш
И усвой, что любовь без венца.

Не ищи утром первые розы,
Не пытайся весну разбудить –
Это просто устали морозы
И хотели зиме изменить.

Это просто ослабли морозы -
Это снег излучает тепло.
У надежды лихие прогнозы –
Это просто любви повезло.

Я не вижу за дымкой берёзы,
Это дым почерневших кадил,
Это просто устали морозы,
Это вечер закат растопил.

Я не вижу под снегом мимозы,
Ты напрасно весну не зови.
Не дави, не кричи про морозы,
В умном сердце нет места любви.

Твоя речь - холостые вопросы,
Надоели пустые слова.
Это просто устали морозы,
Это просто уходит зима…

Он: Есть вопросы! Поверь, я не плачусь.
Виноват, ты не можешь простить.
Я и сам одиночеством маюсь,
Не могу без любви час прожить.

Кровожадные чувства - не новость,
Не готов годы плакаться впрок.
Между нами мясистая гордость,
Ты спустила незримо курок.

Сердце шепчет словами без грима.
Гороскопы ведут в никуда.
Зарность счастья ни с чем не сравнима,
От рождения к смерти - судьба.

Есть сермяжная праведность жизни:
Ты заплатишь любовью сполна.
У стены позолоченных ризниц
Ты мне скажешь: «Я буду твоя!»


Рецензии
Это произведение построено в форме диалога лирических героев. Но в моём восприятии это не одно, а два самостоятельных поэтических произведения.
Два монолога, две сюжетные линии, два характера, две истории - поэта, чья «душа утонула в слезе» и той, которой «и стихи надоели, и проза». Однако, по мере развития произведения, по закону единства и борьбы противоположностей (отрицать диалектический материализм глупо), они сближаются, переплетаются между собой и в заключительном монологе, представляются единым целым: «Есть сермяжная праведность жизни: // Ты заплатишь любовью сполна».
Надо заметить, что здесь поэт очень уместно использовал ёмкое и красивое древнерусское слово «сермяжная» в смысле «истинная». И в этом я вижу определённую смелость автора. После образа Васисуалия Лоханкина в «Золотом телёнке» это слово, с лёгкой руки Остапа Бендера стало чуть ли не юмористическим. А жаль…

Но вернёмся к сюжету. Именно такое его двойное построение и вызывает некую реминисценцию с композицией романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Возможно, что это аллюзия и была задумана поэтом изначально, возможно, что это получилось произвольно… Но, как бы то ни было, главное, что это очень смелый творческий приём, и применён он автором очень талантливо!

Образы героев построены на противопоставлении, на контрасте горячих чувств и холодного рассудка - у него: «В сердце жадно залезла любовь», у неё: «В умном сердце нет места любви». Именно этот эмоциональный контраст и вдыхает жизнь в само произведение. Книжные образы литературных героев оживают. Читатель начинает сопереживать не только герою-поэту, который «попал на земле в невесомость», и чьи «чувства клянчат милость, как нищие», но и его сильной, хладнокровной пассии, которая «без фантазий любовь отдала», и которой надоели его «юморные тирады»…

Обращают на себя внимание шикарные авторские метафоры «омут алчных надежд» и «мясистая гордость». Нельзя не отметить и великолепный оксюморон «снег излучает тепло». И хочу заметить, что Михаил Гуцериев использует эти свои поэтические находки не просто ради красивости текста. Ими он кратно усиливает эмоциональность своего художественного слова. Именно с помощью метафор и оксюморонов он и раскрывает единство противоположностей, о которых говорилось выше.

Образ-символ этого произведения - крылатая фраза «Это просто устали морозы», в устах героев также звучит по-разному. У него «без надежды устали морозы», у неё морозы «впустили надежду со зла». Ему бы «пламя пощупать любви», потому что «без любви и зиме тяжело». А для неё «Это дым почерневших кадил» всего лишь…

Не могу не процитировать великолепное четверостишье:
«Я заставлю февраль измениться
И любовью мороз накормлю.
Понуждая погоду молиться,
Бокогрей в западню заманю».
И я ничуть не сомневаюсь, что поэт сможет действительно изменить февраль-бокогрей, «любовью накормив мороз». Это просто литературный кайф! Уж извините за выражение, вырвалось…

А закончить свой небольшой обзор я хочу ещё одной цитатой: «Сердце шепчет словами без грима». Как мне кажется, «слова без грима» - это именно то, что отличает поэта Михаила Гуцериева от сонма пишущих авторов…

Кстати, я удивлен, что никто из композиторов ещё не написал песню на эти шикарные слова. Я года три назад записал своё музыкальное решение, но видимо до поэта оно не добралось…

Спасибо!

Сергей Ростовъ   28.07.2025 19:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Прежде всего хочу отметить, что Ваше восприятие произведения как двух самостоятельных монологов с собственными сюжетными линиями и характерами отражает замысел, который действительно строился на контрасте внутреннего мира лирических героев.

Вы точно отметили динамику взаимоотношений этих двух голосов — постепенное сближение, слияние противоположностей, что и является ключевым элементом композиции. Ваше понимание «сермяжной праведности жизни» и внимание к этому слову, к историческим и эмоциональным оттенкам подтверждает точность поставленного смыслового акцента.

Благодарю за сопоставление с «Мастером и Маргаритой». Это увиденное Вами параллельное художественное решение играет на уровне аллюзий, и хотя напрямую такой связи у меня не было, говорить о похожих приёмах в построении диалога двух миров и характеров вполне уместно. В этом смысле Ваша рецензия может служить дополнительным инструментом для читателей, расширяющим горизонты понимания.

Меня особенно тронуло Ваше внимание к образу «усталых морозов» — эта фраза действительно несёт в себе символическую многогранность, меняющуюся в зависимости от перспективы героев и состояния их душ. Эта художественная условность служит для меня опорой и лейтмотивом всей поэтической истории.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   01.09.2025 13:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.