Из Арно Хольца. Поэт

По ст.  Арно Хольца (1863 - 1929)
Поэт , с нем

Чуть не до звёзд взметнулась кровля,
Под боком бухает завод,
Внизу идёт виноторговля,
Шарманка ноет и поёт.
В подвале крысы, всё честь честью,
На штангах сушится бельё...
В громадном доме чернь предместья
Нашла пристанище своё.

При свечке горбясь над тетрадкой,
В ночи он бодрствует один:
Стишки, охвачен лихорадкой,
Строчит мечтатель, блудный сын.
Его каморка тесновата,
Топчан да столик... наш поэт
Нищ, словно тот, кого когда-то
Отправил в люди Назарет.

И мир, как уличная шлюха,
Его честит безумцем зло,
Но гений творческого духа
Поцеловал его чело.
В своём блаженстве безрассуден,
Он за стишком марает стих,
Забыв ярмо унылых буден
И грубых надобностей их.

Лохмотьями свисает блуза,
Ссудил сухариков сосед,
И он лепечет: Муза, Муза --
Своих не замечая бед.
Кренится набок столик шаткий,
Со свечки каплет парафин,
А он всё пишет в лихорадке,
Поэт, мечтатель, блудный сын...

------------------------------

Об авторе по нем. Википедии и др. интернет-источникам.

Арно Хольц (нем. Arno Holz, 1863 -1929): немецкий писатель и драматург, один из теоретиков
натурализма в немецком искусстве.
А. Хольц родился в семье фармацевта. Окончил Берлинский университет.
Работал как журналист, как внештатный корреспондент. Не понаслышке знал, что такое нужда.
Интересовался дарвинизмом.  С 1888 г. писал совместно с драматургом И. Шлафом.
Их сочинения, развивавшие натуральный стиль, стали для немцев новым словом драматической
техники.
Одним из лучших произведений Хольца считается сборник стихотворений "Книга времени",
в котором он затронул тему социальных контрастов капиталистического города.
Несколько созданных им пьес большого успеха не имели. Он писал также сатиры
и поэтические стилизации.
В работе о законах искусства Хольц сформулировал идеи, которые оказали большое
влияние на выдающегося драматурга нобелевского лауреата Г. Гауптмана.
 
Данное стихотворение было опубликовано в 1898 г. Его тематика обусловлена
общественными отношениями того времени, а исполнение отмечено чертами
натурализма, который требовал детально точного отображения действительности,
и при этом концентрировался на бытовой обстановке низших слоев, их нуждах,
бедах, болезнях. Это течение стало своего рода реакцией на все более
нарастающие социальные проблемы, обусловленные индустриализацией.

------------------------------

Оригинал   
Holz, Arno
Ihr Dach stiess fast

Ihr Dach stiess fast bis an die Sterne,
vom Hof her stampfte die Fabrik,
es war die richtige Mietskaserne
mit Flur- und Leiermannsmusik!
Im Keller nistete die Ratte,
parterre gabs Branntwein, Grog und Bier,
und bis ins fuenfte Stockwerk hatte
das Vorstadtelend sein Quartier.

Dort sass er nachts vor seinem Lichte
- duck nieder, nieder, wilder Hohn! -
und fieberte und schrieb Gedichte,
ein Traeumer, ein verlorner Sohn!
Sein Stuebchen konnte grade fassen
ein Tischchen und ein schmales Bett;
er war so arm und so verlassen,
wie jener Gott aus Nazareth!

Doch pfiff auch dreist die feile Dirne,
die Welt, ihn aus: Er ist verreuckt!
ihm hatte leuchtend auf die Stirne
der Genius seinen Kuss gedrueckt.
Und wenn vom holden Wahnsinn trunken
er zitternd Vers an Vers gereiht,
dann schien auf ewig ihm versunken
die Welt und ihre Nuechternheit.

In Fetzen hing ihm seine Bluse,
sein Nachbar lieh ihm trocknes Brot,
er aber stammelte: O Muse!
und wusste nichts von seiner Not.
Er sass nur still vor seinem Lichte,
allnaechtlich, wenn der Tag entflohn,
und fieberte und schrieb Gedichte,
ein Traeumer, ein verlorner Sohn!


Рецензии