И. Смоктуновский. Бездонный ваятель шедевров

Иннокентий Смоктуновский. Бесспорный гений, скромный, незвездный и бездонный. Калейдоскоп человеческих метаний, характеров, страстей Первый интеллектуальный актер советского кинематографа. Сейчас нет актеров такого уровня. Эдакий Деточкин в жизни. Ранимый и юродивый интеллигент. В моем понимании, интеллигентность — это внутренняя сущность, тонкость души.
Голос. Даже он говорил нам о его необыкновенном таланте. Чуть глуховатый бархатистый тембр. Но в нем слышалось даже больше, чем виделось. Достаточно только вспомнить фильм Андрея Тарковского «Зеркало», где Иннокентий Смоктуновский озвучил роль главного героя, который на протяжении картины остаётся за кадром.

Откуда у него был такой дар? Каждая роль Иннокентия Смоктуновского — новая грань его таланта. Каковы же были его сердце и душа, способные каждый раз «ваять» новое, неповторимое произведение искусства, новый шедевр!
Для проработки психологической ткани персонажа Смоктуновский часто посещал психиатрические клиники, наблюдал поведение и образ жизни психических больных.

Трудно поверить, что актер был в плену, бежал, прошел всю войну, закончив ее в Берлине. Если посмотреть наградной лист на ефрейтора Смоктуновича, связного. Там простенько написано, что во время боев на плацдарме неоднократно вброд переходил реку Днепр, доставляя очень важные донесения. Представляете, что это такое? Бои на днепровском плацдарме? И награждение медалью «За боевые заслуги». А подвиг тянул как минимум на орден.

«Умел быть счастливым. У него был свой штрих-код, он был не стандартный. Он видел жизнь четче других. У него было боковое, внутреннее зрение. Природа обрекла на безграничность таланта. „Меня много в самом себе“, — сказал он однажды. У него не было барабанных, псевдопатриотических, твердокаменных слов. „Мне нужен режиссер. Иногда меня заносит“, — это также его слова. Открыто говорил свои минусы. Не корчил из себя мэтра. Уходил в иронию, когда отмечал что-то негативное. Но всегда присутствовала улыбка Деточкина и ласковая детскость. Его обвиняли в странности на сцене и в жизни. Но он был совершенно адекватным. Он мог сделать шутливое замечание крупному грузному актёру Вячеславу Невинному: „Ты все худеешь?“. От обратного. Был по-своему „оригинальным“, но не странным, не наивным»

В последний путь народного артиста провожали овацией — эта практика, что интересно, стала популярной в нашей стране именно после похорон исполнителя роли князя Мышкина. Показательно, что аплодисменты на прощании со Смоктуновским многие присутствовавшие на траурном мероприятии восприняли как что-то вполне себе нормальное (опять же — подобной практики тогда еще не существовало), объяснив данную реакцию тем, что иначе хоронить великого артиста была попросту нельзя.

Факты биографии:

ПСЕВДОНИМ

Настоящей фамилией Иннокентия Михайловича была фамилия — Смоктунович. Как появился псевдоним? После войны приятель уговорил будущего артиста поступать в театральную студию при Красноярском театре. Проучился Иннокентий Михайлович в ней менее года, так как кое-кому не понравилось что он был в плену. Тогда он по найму устроился работать в Норильский театр. Там актеры были разные — и вольные и попавшие туда далеко не по собственному желанию, как, например, Георгий Степанович Жженов. Директор театра Дучман предложил новому актеру взять псевдоним Славянин, но Иннокентий Михайлович отказался. Директор пригрозил уволить строптивого актера, и тогда с обоюдного согласия в фамилии поменяли окончание.

КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ
В семидесятые годы артиста пригласили в один из областных центров как возможного кандидата в депутаты Верховного Совета СССР. Был организован пышный прием и банкет, на котором Смоктуновский произнес такой тост:
— Я хочу выпить за то, чтобы полки магазинов заполнились, а на столах наших избирателей появились такие же продукты, какие я вижу здесь.
В итоге кандидатуру его «благоразумно» сняли.

А скажите, Иннокентий Михайлович
— И. М., вы кого-нибудь из актеров ставите вровень с собой?
— Нет.
— Когда это чувство появилось?
— С момента рождения Мышкина. Такой тишины в зрительном зале, такой власти над зрителем, какую я испытал в Мышкине, и в Париже, и в Ленинграде, и в Лондоне, — я не знаю ни у одного актера.

Порфирий Петрович, царь Федор Иоаннович, Войницкий, Сальери (но и Моцарт тоже), Барон, Скупой рыцарь, Плюшкин, Иванов, Иудушка Голавлев, и Деточкин, Гусев, Чайковский, Фарбер.
Мне кажется, он мог бы сыграть в зрелости Арбенина, Гаева, Каренина, в старости — короля Лира, в молодые годы Раскольникова (он сам мечтал об этой роли).
Впрочем, у любого актера всегда есть несыгранные роли.

Стыдно, что у него нет сайта памяти.
Стыдно, что сейчас он в рейтинге актеров занимает только 976 место.


Рецензии