Вера Пашенная в роли Вассы Железновой

Илл.:Вера Николаевна Пашенная в роли Вассы Железновой по пьесе М.Горького. Кадр из фильма. Обратите внимание на старые русские счёты на заднем плане.
-----------

Из Дневников
За 16 сентября 2007г. 

----------------
На телеканале Культура посмотрела в июле 2007 старый фильм-спектакль "На всякого мудреца довольно простоты"по пьесе А. Островского, постановка 1970-х гг. В ролях заняты:Юрий Яковлев, Николай Гриценко, Людмила Максакова. Какой класс игры! Как это отличается от того как играют в кино, даже в старом, еще заряженном театральностью, а в наши дни кино уже совсем не стремится, а ушло от Театра, стремясь к максимальной обыденности во всем(речи героев, диалогов, сюжетики и т.д.)

В каких-то смыслах театр и кино - антагонисты. Хотя бы в том смысле, что театральные роли оттачиваются годами, а кино делается в два-три месяца, реже дольше.

К 120-летию канал "Культура" показал х/ф "Васса Железнова" 1956 года, по пьесе М.Горького и док. фильм "Свет далекой звезды".

Довелось посмотреть ранее художественный двухсерийный фильм "Васса Железнова" 1981г. режиссера Глеба Панфилова, с Инной Чуриковой в роли Вассы.
Периодически можно видеть также в разных программах телевидения отрывки из спектакля, которой идет в МХТ им.М.Горького с Татьяной Дорониной. Все именитые в свое время актрисы, осчастливленные на закате своей актерской стези этой жемчужиной - ролью Вассы Железновой - признаются в особом пристрастии к этой роли и пьесе. Но это одна и из самых актуальных на сегодняшний день классических пьес, и, конечно, самая теперь играемая из пьес Максима Горького - ввиду именно актуальности, созвучности сегодняшнему дню.

"Пьеса о бизнес-вумене, бизнесменке"(из интервью Т.В. Дорониной недавно) и о нравах, возродившихся ныне вместе с реставрацией экономических отношений капитализма. А также в пьесе прослеживается острая и ныне историческая тема идеологического конфликта между коммерсанткой Вассой Железновой - с Рашелью, еврейкой-революционеркой, ведь действие пьесы происходит накануне революции.

Фильм 1956г. с Верой Пашенной и 1981 года - с Инной Чуриковой - это две огромных разницы! Старая Школа - на фоне измельчавшей, растерявшей традиции золотого века - мнимой новизны декаданса. И не только в отношении главной героини замечается эта разница при всем уважении к обеим актрисам - но всех-всех, всё другое, вплоть до невыразимой ауры. Об этом недавно же спорили в программе "Момент истины" - о старом и новом театре, о том, как выродился новый...

 Да, история циклична.
Но вот что здесь интересно. Я, в отличие от В.Пашенной, увидела и других Васс. А сама Вера Николаевна Пашенная, прослужившая 56 лет в Малом театре, призналась в своей книге "Ступени творчества"(найти и прочесть!), что НИКОГДА ни в одном театре не смотрела "Вассу Железнову", что "не позволяет этого себе" ?!
Из боязни, что чьё-то прикосновение к её любимой, лучшей, звёздной роли в театре и в кино может как-то повредить "тончайшим переживаниям", связанным у нее с этой ролью, работой над ней в течение многих лет. Удивительное признание, необычное!
Но, кажется, я разгадала его смысл. Об этом в следующий раз...
16/11/2007
---------------------------------------------
Послесловие от 6 ноября 2020г.


P.S. Прошу покорнейше извинить меня читателя этих заметок за вольность стиля, отступления "не по теме", вплоть до описания тетрадки, из которой выписаны эти впечатления и прочее. Я не кино-театровед и мои заметки о кино и театре ни в коей мере не претендуют на основательность и профессионализм. Это именно заметки любителя, зрителя, возможно, несколько более пристрастного в ту пору, чем теперь. Более тогда ищущего секреты творчества, причем интегративно, в единстве всех видов творчества и его природы, как таковой, так что теперь пришло время скачать книжку В.Пашенной. А в  2007г. мне для этого нужно было запросить в библиотеке или скачать в интернет-салоне, с значительной суммой для меня - за трафик скачанного. Ну и заново посмотреть фильм с Верой Пашенной и  док. фильм о ней. Интернет в этом смысле - великое благо, но беда в том, что мы не умеем им рационально пользоваться. А такие заметки, полагаю, нужны сейчас, не менее профессиональных статей искусствоведов - широкому читателю. Ведь стало так трудно ВЫБРАТЬ: что посмотреть, почитать, на чем заострить свое внимание. Именно в смысле дружеских советов и рекомендаций, а также публикаций Избранного из личных дневников, как жанра, существующего во все времена, - и прошу воспринимать эти бесхитростные строки.

--------------------
Остальные короткие эссе и более протяженные статьи о кино и театре см в папке "Кино-и театральные рецензии".



06.11.2020 23:52


Рецензии