Ораторы, пророки, трибуны, проповедники, демагоги

Запомните, когда молчат орлы,
Тогда болтают попугаи…
               - Сэр У. Черчилль

ПРОЛОГ

Ораторы ценились, мы знаем, не всегда -
Ораторам нужна трибуна и свобода.
Нужна им демократия и площадь, и толпа.
Зачем монархам речи. Лишь гимны для народа.

Монарху речи, обычно, ни к чему.
Косноязычным был великий вождь народов,
А Гитлер мог в экстаз ввести толпу,
Оратор “бесноватый”, он может быть уродом.


ОРАТОР

Оратор мог поднять народ
На битву, полководца лучше .
О многих в памяти живёт
Эффект от их речей могучих.

Дословный слова перевод -
“Просящий” что-то у народа.
И из души оратор тот
Мог вызвать ангела, урода.

Пророк всегда - красноречив,
Как и судебный заседатель.
Трибун - горящих слов мотив
Закон мог изменить в сенате.

На сходках Греции и Рима,
На Новгородском люда вече,
Гонений ведьм реальных, мнимых -
Ораторов все ждали речи.

Оратор был в сутане часто -
Савонарола был такой
В Флоренции костры напрасно
Шедевры жгли его рукой.

Потом ораторы плодились,
Пожалуй чаще, чем грибы.
Но в демагогии трудились
Слова всё стерпят, знаем мы.

Началом первым революций,
Погромов жертв от “чёрной сотни”
Был кто-то с речью на трибуне -
Их поднимал из подворотни.




ПРОРОК

О тех, кто принял муки на кресте,
эпоха мемуарами богата,
и книга о любом таком Христе
имеет предисловие Пилата.
          - Игорь Губерман

О, если бы какой-нибудь бог сказал: «Верьте мне!», а не: «Верьте в меня!»
               —  Станислав Ежи Лец


Пророк, иначе прорицатель,
Всевышней воли проводник,
Им говорит с вами Создатель,
Его используя язык.

Их было много в Вавилоне,
У персов, греков и других,
Но большинство их всё же в Торе -
Завета Ветхого мотив.

Столетий восемь до Христа
Пророки были популярны
И Божье Слово их уста
Вещали - что другим не странно.

Потом считалось, - все они
Повиновались воле Бога,
И лишь Иисус потом один
Своею волей шёл к народу.

Ислам пророков почитает,
Но их закончен счёта ход:
Адам был первым, а Мухаммед 
Последний самый был пророк.

В России очень почитали
Юродивых, блаженных речь.
Их бред пророчеством считали,
А умных мысль зачем беречь?

Сейчас пророку не поверят,
Будь он Мессия, будь хоть кто…
Его в психушке все проверят -
Цивилизации торжество.



ПРОРОКИ МОНОТЕИЗМА

Не кажется вам это странным -
Монотеизма появление
Не в Вавилоне, не в Афинах -
В полу-пустынной Иудее?

Наверное это было важно,
Чтоб идеал найти в идее
В пустыне скудной и миражной
Решить – “что есть всего нужнее”.

Не отвлекаясь на соблазны,
Не развлекаясь на природе
Ответ искать о мироздании,
Что без раздумий не найдете.

Тогда был выдан свод законов
Печатью высшею скрепленный
И для царя и для народа -
Индивидуально все сплоченны.

Впервые жизни смысл указан,
Начало и конец описан,
И свод этических указов
Был выдан нам в Синае свыше.

Что делать и как жить всем дальше,
Что можно есть, что не кошерно.
Как жить этически, морально,
Что Бог един, и Он лишь верный.

В пустыне нет полу-решений,
В пустыне жизнь и смерть на карте.
Где, хоть и очень много мнений,
Пустышку сразу видит каждый.

Пророки древние в пустыне
Искали мир уединения.
Тогда наверно и решили
То “жизни-смерти уравнение”

Хотя религий было много,
И варианты бесконечны,
Но связь с одним, единым Богом
В трех основных религиях вечны.

Как все мы знаем - все пророки
И основание трёх религий
На Ближнем родились Востоке,
Где всё окружено пустыней?

А были царства побогаче,
Древней, сильней.    Их знают все:
Египет был  и Персияне,
Тогда там правил “Царь царей”.

Сейчас пишу я об исламе -
Он вырос вдруг, из ничего.
Тогда ничто не предвещало
Что будет после.    Вот урок.




КАК УЗНАТЬ ПРОРОКА?

Чем темнее, тем легче быть звездой.
               Станислав Ежи Лец


Что интересно, что пророки
Иисус и Будда, и Сократ
При жизни не писали строки,
Слова же их сейчас горят. 

О них мы знаем понаслышке
От тех, кто слову их внимал
И те слова вписали в книжку,
Мол то и это Он сказал.  

Как часто доверяем мы
Всем показаниям очевидцев?
Как часто ошибался ты;
Пытаясь рассказать, что слышал?

Слова пророков вспоминают,
Когда молитва иль нужда,
Иль подтверждения желают,
Что - "наша сторона права".

Но большинство их забывают 
В той каждодневной суете,
Что жизнь с запасом заполняют -
Проблемы далеко не те. 

Но иногда слова проступят
Как бы писанием на стене
И пыл горячего остудят,
А кто замёрз - при них в тепле. 

Там правда жизни поколений,
И этой правде тысячи лет.  
Нам следовать бы без сомнений,
Но ведь мы знаем лучше всех.  

Средь них скрижали из Синая,
Средь них учения Христа,
И принимаю я, вздыхая,
От Магомета есть места. 

Мне что-то нравится от Будды,
Нашёл я в Зороастра смысл,
И мифы Греции не трудны -
Там олимпийцы правят пир. 

Слова пророков, их учения...
Я выбираю только те,
Направленных на улучшение 
Того, что есть в моей душе. 

Но как узнать того пророка
Нам, кто не верит ни во что?
Как не спугнуть его до срока?
Как распознать в толпе его?

Что ни скажи - мы вечно спорим,
Любой указ - мы вопреки,
Нет ничего, чему все вторим,
Встречам правду вдруг в штыки. 

Когда-то чудеса влияли 
И убеждали всех за грош...
Сегодня мы умнее стали -
На чудесах не проведёшь. 

И мы любого с заявлением - 
Мол "вот он я, зови людей"
На суд врачей, замок на двери
И не жалеем мы гвоздей. 




ЗОРОАСТР

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
       - Ф.Ницше, Так говорил Заратустра

У персов древний был пророк,
Как Зороастр его мы знаем
Иль Заратустра, есть урок -
Его по Ницше понимаем.

Вполне реальный человек,
Был всеми признан, уважаем.
Семь сотен с лишним было лет
Он до Иисуса узнаем.

Считаю, что он  скифом был,
Как Прометей того же рода.
Его учение - кумир
Всего персидского народа.

Он был пророк Ахура-Мазды -
Бог справедливости и чести..
Кто с богом зла был - близнецы,
Анхра-Манью известен Персии.

В отличии от других идей
Равны их силы во Вселенной.
И правит каждый всею ей
Три тысячи лет попеременно.

Четыре цикла в мире том -
Был первый - бог добра там правил.
Три тысячи лет прошло давно,
Век золотой собой оставил.

Потом борьба три тысячи лет,
Где зло победу получает.
Вот вам на ваш вопрос - ответ,
Что жизнь сегодня объясняет.

Три тысячи лет потом всё зло
Царит нам миром и пространством.
Так Зороастр сказал давно,
Его слова горели страстно.

Потом - борьба три тысячи лет,
Добро в конечном - побеждает…
Возможен ли другой ответ?
Как выжить ведь не всякий знает.

Опять добра со злом борьба ,
Такую вечную идею.
Пророк оставил без креста,
Без муки и без воскресения.




ПРОРОКИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ

Лжепророки сами выполняют свои предсказания.
                Станислав Ежи Лец

Известно первое решение
Капеллы свода не прошло -
Апостолов двенадцать мнение
Пророками заменено.

В святой святых католицизма
В капелле, папа где рождён,
Из древних книг иудаизма
Пророков этих вышел сонм.

Решение было Микеланджело
И папа принял, как своё -
Христа прапрадедов узнали вы?
Он им обязан бытиём.

Там Иоиль пророк библейский
;Оставил книгу за собой.
Писал о судьбах Иудеи;
И Страшный Суд он знал, как свой!

Иеремия просто в скорби;
И книгу “Плач…” его зовут.
Он ясно видит море крови
Его народа, что прольют.

Иезекииль - могучий силой,
Прошёл пленение и срам,
Он принял смерть от местной силы
От клеветы, знакомой нам.

Пророком юным Даниил
Изобразил Буонарроти.
Он энергичен, полон сил…
Так совершенство всё в работе! 

Важнейшим местом на стене,
Где папа так хотел Иисуса,
Пророк Захария в цене -
В нём папа сам - на то искусство.

Чем заслужил Исаия честь
Быть в Ватикане, как явление?
Он о Мессии вёл всё речь
Лет восемьсот до появления.

Известен нам пророк Иона -
Прожил в чреве у кита
Три дня и ночи очень скорбно  - 
Наказан был он неспроста:

Считается, что жизнь Ионы
Была прообразом Христа -
Три дня, три ночи был он мёртвым
Как тот, во чреве у кита.

Как так, пророки Иудеи
На видном месте в храме божьем?
Немногие бы так посмели -
Тем Микеланджело тревожней.




ОРАКУЛЫ

Не доверяйте гадалкам, которые пользуются научными методами.
             Станислав Ежи Лец

Пророки мыслили глобально
О судьбах мира и людей.
Им даже слышать было странно:
“А что со мной, в судьбе моей?”

На то оракулы, сивиллы,
Авгуры, пифии, жрецы…
Им судьбы личные все видны,
Их персональные концы.

Вещал пророк всегда бесплатно,
И чаще, что во вред себе.
Их жизнь порой была нескладна,
Конец в костре иль на кресте.

Оракулы - они умнее, -
Сначала - жертву или дань.
Потом - туманнейшее мнение,
От “нет” до “да” размыта грань.

Ответ их сказочно прекрасен,
Не застрахован результат.
Он духом выдан, непонятен, -
Оракул сам себе не враг.

С тех пор цыганки, Нострадамус,
Библейский код и каббала
Шифруют мудрый свой анализ -
Ответ у них не “дважды-два”.

Волхвы и ведьмы, чародеи
И экстрасенсы всех времён
Туманить мысль свою умели -
Ведь кто гадает - тот умён.

Пророк общается с богами,
Оракул - с местною Ягой.
Масштаб не тот, поймите сами.
Где - ширпотреб, а где - герой.



ТРИБУН

Куда  обращусь  я,  несчастный, куда я направлюсь? Быть может, пойду на Капитолий?  Но он залит кровью брата! Или домой? Для чего? Чтобы там увидеть свою мать в горе, в слезах, в безнадежном отчаянии!
            - Гай Гракх

Трибун плебеев и защитник,
Его хвалил сам Цицерон,
Хоть взгляды были их различны,
Но силу слова видел он.   (1)

О нём писал Плутарх известный:
И, отмечая редкий дар,
Огонь речей всех страстных, резких -
По всем патрициям удар.

Он первым стал ходить по сцене,
А те, кто слушал, замирал.
Речей был результат проверен -
На массы Рима он влиял.

Оратор в Риме прям и краток,
И в обличении суров.
И грубоват (хотя без мата)
Клеймил как личность он врагов.

Он не ругал одни идеи,
Он оппонента унижал.
Искал пороки, отклонения…
Словами он уничтожал.

Был популярен у народа,
Но был врагом его сенат.
И смерть в конце была итогом,
Его речей всех результат.

Врагов в политике немало:
Ведь цели разные у всех.
Коль силы слова не хватало,
Клинок всегда решал успех.

Когда враги их окружили,
Он приказал тогда рабу
Себя убить. Пока был в силе
Слова служили все ему.

Сенат за голову трибуна
По весу золотом платил
И был один с моралью гунна -
Он голову свинцом залил.

Он был политик, агитатор;
Был ненавистен и любим.
Примером был он, как оратор,
Марату, Троцкому, другим.


(1) Гай Семпроний Гракх (154/153 — 121 годы до н. э.) — римский политический деятель из плебейского рода Семпрониев, народный трибун 123 и 122 годов до н. э.




ПРОПОВЕДНИК

Я - град, который сокрушит головы тем, кто не укрывается.
                - Джироламо Савонарола


Бывали личности в истории,
Что пламенем своих речей
Толпой  овладевали вскоре -
Любой приказ - умри, убей.

И были те, чьи мысли черны
Так откликались все в толпе -
Гипнозом связана, покорна,
На все готовая, везде.

Вот был Като - сенатор римский,
Толстовец, прямо от сохи.
Ругал излишества, напитки
И Карфаген... с его руки.

Примеров много: Гитлер, Троцкий,
Трибуны Рима, Робеспьер...
Мне помнится Савонарола -
Монах, диктатор, как пример.

Был ренессанс во всей Италии
С Флоренцией - центром всех искусств.
Открытий время, время знаний;
Медичи время, время чувств.

Созвездие гениев Флоренции
Не видели Афины, Рим...
Колумба время и Америки,
Но, проповедник вдруг возник.

Доминиканец и аскет,
Фанатик, мистик и блаженный;
Оратор, поражавший всех
Талантом говорить безмерным.

Сознание теряли дамы
От ярости его речей.
Лоренцо Медичи, тот самый,
Просил прощения у дверей.

Он призывал всех к скромной жизни
Без драгоценностей, искусств,
От дьявола “искусства мысли”,
Всё, кроме Библии, вокруг.

Толпу заворожил речами -
«От Бога видно говорит»,
И сливки общества бросали
В костер картины и стихи.   

В костёр шли шахматы и ленты,
Одежда, зеркала, парфюм,
И мандолины, лиры, флейты
Источники порочных дум.

Горели гобелены, книги
Боккаччо, Данте - знаем все.
Искусство кучей всё свалили,
Сжигали гениев в огне.

Горели книги и картины!
Огонь сожрёт всё, лишь подбрось.
В толпе, где ненависть едина -
Желание Богу бросить кость.
 
Сожгли бесценные творения
Их бы в музей, а он в костёр...
И стал диктатором Флоренции -
Республики теперь позор.

Прозрели жители не сразу,
Но и ему был свой костёр,
Где он сожжён был по приказу,
От папы жителям пришёл.

Они расплату получили -
Для Троцкого был ледоруб,
Для Робеспьера - гильотина,
А Гитлера не найден труп.


Джироламо Савонарола (1452—1498) — итальянский монах и реформатор 15 века.




ОРАТОРСТВО, КАК КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ ТОЛПЫ

Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
                - Марк Туллий Цицерон

Лишь только речи научившись,
Ценил наш предок мастерство
Ораторов, что Слова силой
Могли отвлечь, увлечь его.

Чтоб убеждением единым
И обьяснить, и повести
Семью, толпу, свой клан, общину -
Чтоб добровольно все пошли. 

Так красноречия искусство -
Риторика и заодно -
Контроль толпы, знать её чувства
И лицедея мастерство.

Есть композиция и мысль,
Запас словарный и эмоций.
И интонация, и стиль,
И юмор - вот толпа что хочет.

Оратор должен верить в то,
Что говорит. Иль притвориться.
Звук речи раньше, чем письмо
Был для души, как крылья птице.

Оратор может быть святой,
Политик или злобный гений...
Он может увести с собой
Всех под гипнозом его мнений.

Обычно перед битвой речь
Держал пред войском Юлий Цезарь
И легионы шли на смерть -
Им речь утраивала смелость.

Был Демосфен один из них,
И Цицерон, где мысли вились...
Мы знаем, как за Троцким шли
И как на Гитлера молились.

Вникайте в речи в каждый слог,
Судите смысл, а не тирады.
Не Черчилль может, демагог
И шарлатан готовит стадо.




РИТОРИКА


Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
                - Марк Туллий Цицерон

В наш век не надо убеждений -
Кто сильный, тот всегда и прав.
Но было время важных прений -
Риторики, не для забав.

И для судебных разбирательств,
И чтоб принять другой закон -
Оратор знал, как много качеств,
Чтоб смысл был в речи заключён.

Её учил не для забавы
И Диоген,  и Цицерон.
Оратор знал такую славу,
Как олимпиец тех времён.

О них писали, изучали.
Их речи до сих пор живут.
Что об истории мы знали -
Историки из них берут.

Они умели убеждением
Сменить вождя, поднять народ.
Их слово было обличением
И их метафора живёт.

Заворожить толпу умели,
Увлечь и увести с собой...
Таков Бакунин был к примеру
Плевако, Троцкий был такой. 

С мечом ораторам не спорить,
Но память всё ж о них живёт.
О них истории есть в школе,
А кто-то речи их прочтёт.

Есть у риторики законы -
Неплохо каждому их знать,
Чтоб убедить не силой - словом
Не оскорбив, не вспомнив "мать”.




СОФИЗМ

О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения.
                —  Протагор

Софизм - искусство красноречия
С единой целью - убедить!
Там есть приемы. Сквозь столетия
Ткалась их паутины нить. 

Предмет не важен, как и тема.
Не важно правда или ложь.
А важно с ловкостью умело
Как довод свой ты повернёшь.

Всегда там в логике пробои,
Но маскирует их софист
И покрывает пеленою
Слов кружевом запутав смысл.

Идея в том, что аргумент
Хоть слабый - сделать самым лучшим
И отстоять его.  Момент
Есть для всего.  Ловите случай.

Терминология - один:
У слов всегда значений много.
Их выбрать - ты и господин,
Для аргумента есть дорога. 

Следи за ударении слов,
От них значение зависит.
Подправь чуть-чуть и ты готов
К тому, что оппонент не мыслит. 

Ищи метафоры вокруг,
Что подтверждают твоё мнение
И аллегорий узкий круг,
Чтоб вызвать у других сомнения.

Включай в дебаты тот вопрос,
Что доказательств не имеет..
Противнику ударом в нос -
Ответ найти он не сумеет. 

Оценку дай его речам
Но выводов своих контракт.
Пусть отрицает их он сам
Тебе сказать лишь их как факт.

Что исказить, что упустить,
Что приукрасить и добавить.
Софисту можно всё простить -
Задачу победить ведь ставит.

Загнать противника в тупик,
Стыда, эмоций зальёт краска
И будь он юный иль старик,
Утонет разум в топи вязкой.

И чем уверенней твой тон,
Чем больше фактов новых, старых...
Тем больше верят, что «мол он
Всё знает и наверно правый».

Искусство древнее - софизм,
Словами замутить сознание
И сквозь забор словесных призм
Вас убедить - его призвание. 

Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.



ДЕМАГОГИЯ

Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества.;            
              - Антуан де Сент-Экзюпери

Задача пресс-секретаря — переводить косноязычное вранье на общедоступный язык.
            -  Леонид Шебаршин;;


Ораторский контроль толпы,
Он "демагогией" зовется.
И есть приемы, вот они,
Чтоб распознать, если придется:

Все то, что говорит всегда
Все подается в виде факта,
Как будто это - "дважды-два",
Всёровным голосом, всё с тактом.

Не делает простых усилий
То доказать, что говорит,
Пусть оппонент сломает крылья..
Весь смысл - загнать его в тупик.

Готов всегда сказать сурово:
"Не я сказал это, а вы",
А также: "Все же очень ловко
Ответа избежали вы”.

Для демагога факты - это
Размена мелкая монета,
С апломбом врёт он не моргая,
И доказать вам предлагает.

На довод, что не отвергаем
Он говорит: “Все это знают”,
Или с улыбкой - знай мол наших,
“Ну это мнение только ваше”.

У демагога нет морали,
Нет и стыда в обычном смысле,
Его хоть ”вором” обозвали,
Встряхнется, нос задернет выше.

Он оппонента ярлыками
Обклеит, правдой или ложью,
Как это нам знакомо с вами:
Ведь “Враг Народа”- ярлык тоже.

Теперь, уроки эти зная,
Не дайте на уши повесить
Себе лапшу, распознавая
Кто демагог. Кто интересен.




ЛОЗУНГИ

Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества.
             - Лозунг на Красной площади 27января 1924 г.

Я помню лозунги с трибун
В четыре слова и не больше,
Чтоб не мутить народный ум
И чтоб запомнилось на дольше.

Владеть толпой - наука есть,
Что демагогией зовётся.
Толпу зажечь, толпу увлечь -
Попроще слогу удаётся.

Так мысль свою, свою скрижаль
Несли пророки всех религий;
Так перед битвой речь держал
Сам Цезарь, Александр Великий.

Итак, "Да здравствует...", "Долой...",
"Доверья нет...", "Вся власть Советам"
Короткий лозунг и простой,
"Мы победим" и "Лучше нету..."

Ещё заметить поспешу,
Что лозунг действует недолго.
И часто, как и анашу
Его втирать бы в мозг народный.

Потом привыкнут все к нему
И притупится их внимание -
Здесь лучше к новому врагу
И с новой кличкой, с пониманием. 

Ничто не ново под луной
И снова лозунги, плакаты...
В четыре слова. И порой
Я вижу - сами виноваты...




ГИМНЫ

Восстановите гимн, и страна скажет: «Не надо зарплаты!»
                - Владимир Жириновский

Всегда есть те, кто пишет гимны
Во все былые времена,
И для царя, и для Отчизны
Звучали славные слова.

Наверно были те, кто люду
Доходчиво все объяснял,
О том что было и что будет
В хорошем свете для царя

Наверно были те, кто верил
И все за правду принимал,
И жизнь свою с речами сверив
Он с ними жил и умирал.

Но были те, кто сомневался,
Читая часто между строк,
Кто истину найти старался,
Что в сводках он найти не мог.

Вот те всегда врагами были
Всех бюрократов и царей,
За правду каторгой платили
Своей семьи, своих детей. 

Но если волей провидения
Правдоискателям дать власть
И гимны им тогда напишут,
И толмачей найдется рать. 

Опять вернется время лести
И пропаганда и хвала,
И те, которые "Все вместе",
И те, которые все "За"...




ЯРЛЫКИ

У Авраама Линкольна была любимая загадка:
«Сколько лап у собаки, если хвост мы назовем лапой?».
Большинство слушателей говорили, что пять. Тогда Линкольн отвечал:
«Нет, их по-прежнему четыре. Названный лапой хвост — еще не лапа».


Мы клеим ярлыки охотно,
Дурак, невежда иль ханжа,
Но забываем беззаботно,
Что кличка часто не права. 

Не все, кто верят - лицемеры.
Не все, кто судит грех - ханжи.
Не все, но всё же есть примеры
Не в бровь, а в глаз оценены. 

Все те примеры - на экране.
Политики любых мастей,
Как проповедники в сутане,
Вещают мудрость для людей. 

Что можно нам, что не годится.
Что можно есть, а что нельзя.
Моральна речь.  Но не стыдится
То делать сам.  Ведь вы - не я. 

В них ханжество наивысшей пробы.
В них лицемерие само.
Политика любой основы
На ханжестве всегда росло. 

Припомним лозунги былые
И те, что слышим изо дня -
Как я желал бы, чтоб иные
Их применяли для себя. 



ДЕБАТЫ;

«Этого не может быть потому, что не может быть никогда».
                - А.П.Чехов «Письмо к ученому соседу»

Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги тёплой водой Индийского океана и навсегда перешли на летнюю форму одежды.;                  
                - В.В.Жириновский;

Не выиграть дебаты никогда
Где логикe прямого аргумента
Идет навстречу рьяная толпа
С эмоцией безумного момента. 

Логически доказанная правда
Бесспорна, как и дважды-два.
Но наступить эмоцией как танком -
Она отступит, словно не права.

Где логика царит, там нету места
Плевкам, проклятиям, крикам, кулакам,
Но мозг с эмоцией становится вдруг тестом...
Политикам известен этот дар.

А ложь из рупора отраву выливает
На размягченные эмоцией мозги
И логика бессильно отступает -
Ум проиграл эмоциям толпы.



ЛОГИКА АРГУМЕНТА

Терпеть не могу логики, она всегда банальна и нередко убедительна.
                —  Оскар Уайльд

Любой логичный аргумент
Пасует пред стеной из веры.
И никакой эксперимент
Вам не поможет.  Всё без меры.

Какие споры, когда Он
Сказал когда-то - "так и только!"
Любой риторики закон
Отступит и умрёт безвольно. 

И споры могут там идти
Не о причине, нет основы,
А только с тем, чтоб наскрести
Других цитат святого слова.



ДЛЯ УБЕЖДЕНИЯ

Наши взгляды - как наши часы, все они показывают разное время, но каждый верит только своим
             - А. Поп

Для обсуждения, убеждения
У двух сторон необходимо,
Чтоб был один язык и мнения
Им выражались.  Им единым.

Чтоб было знание предмета
И уважение к нему.
История - что было "спето"
На это тему. Почему. 

Так в математике суровой
Есть уравнения, результат.
Предположения снова, снова
Проверке строгой полежат.

И в философии туманной
Одним и общим языком
Ведут дебаты, хоть и странно
Для тех, кто с темой не знаком. 

И так всегда - непосвященным
Решения вывод не понять.
Их выбор - доверять учёным
Или решения отрицать.

И пусть подход у всех различный,
Но если честность есть в суждениях
И если уважаешь личность
От слов не будет раздражения. 

Но так бывает - те, кто знают
На разных спорят языках
И каждый каждого пеняет,
Что тот невежда и дурак. 

А есть и те, кто лезут в споры
И рвутся прямо на рожон,
Хоть недостойны разговора,
Но тот вопрос для них решён.

На поэтических страницах
Встречаю споры там и тут -
На темы общие - пииты
На разных языках ведут. 

Есть те, кто знает суть предмета,
Есть те, кто слышал где-то звон,
Есть те, кто звона слышал эхо...
От их дебатов - только стон. 




НАС ОБМАНУТЬ ЛЕГКО

Самый простой и верный способ обмануть человека — это прикинуться другом.
              —  Публий Овидий Назон

Нас обмануть легко и просто:
Гипноз, мираж, святая ложь.
Наш мозг устроен так возможно,
Что на мякине проведёшь.

Мы верим лести прохиндеев,
Речам политиков-врунов,
Лапше эфирной тех, кто блеют
Уверенных в себе козлов. 

Наш мозг чувствительный и сложный,
Так ошибается легко.
Увы, он очень ненадёжный
И часто слабое звено.

Всё то, что видим мы сейчас,
Вся объективная реальность -
Все рождено в мозгу у нас
Сигналами нейронов странных.

Они несут и звук и цвет,
И ощущения, и чувства...
Их измени и видишь свет
Другим и в этом их искусство.

И мир пред вами весь другой
Для вас реален, тем не менее -
Там силы говорят с тобой
Добра и зла, там привидения.

Вас убедить потом нельзя,
Ведь все реальны ощущения.
"Неправы все, но нет, не я -
Я видел "чудное мгновение"".

"Ко мне спустилось божество
И лишь со мною говорило.
И мне приказ дало Оно,
Лишь знаю я, как это было".

Гипноз иль сон, игла и транс
И медитация конечно -
Дают нейронам нашим шанс
Нас обмануть. Так было вечно.



ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ПРИВЛЕКАЕТ

И собака в столице лает центральнее.
           —  Станислав Ежи Лец

Плохая новость привлекает.
Скандал для прессы, как бальзам.
Скажите, Вас не удивляет
Пристрастие к низменным страстям.

Смакуют драки и убийства,
Интриги в высших облаках.
На ухо что нашепчет птичка,
Что в пасти принесёт шакал.

Для тех кто смотрит и читает
Скучны банальности добра,
Адреналин в крови играет
У нас при предвкушении зла.   

Убийства смотрим сериалы,
Там где бездействует закон
И учимся - вот жить как надо,
Мораль из сердца вырвать вон.

Теперь похоже всё нам можно.
Неужто циники правы?
Что совесть, честь забыть не сложно?
Они с достоинством мертвы?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.