Итоги конкурса Зеркало, символизм

Приветствую всех участников Конкурса символической поэзии Зеркало и наших читателей!


Подводим итоги. Всем большое спасибо за присланные произведения!


На Конкурс было представлено 19 произведений, по одному от каждого участника.


Список участников в порядке поступивших произведений:

1. Криспи, «za сто тысяч парсек от нас...»
2. Вита Осенняя, Заяц
3. Галина Ленкова, Громады
4. Мария Абазинка, Соты
5. Гольгертс, Голос
6. Пётр Новицкий, Тайна
7. Лена Колокольчикова, Манифест символиста
8. Галина Суханова, «Травы последние...»
9. Dnevalny, Упадническое
10. Луна Водяная, «Так ждёт пустыня дождь»
11. Лариса Белоус, Мы-зеркала…
12. Татьяна Игнатова, Пастернак
13. Татьяна Воронова, «Как много стало многоточий...»
14. Людмила Ревенко, Нарцисс
15. Лора Круг, Сердце
16. Марина Юрченко-Виноградова, Кое-кто
17. Надежда Кульчицкая, Монолог зеркалу
18. Мирьям-Лейба, молох осени
19. Ева Смородина — Фиолетова, Мать и дочь


В первой колонке таблицы – номера и имена авторов, в порядке размещения произведений.
В верхней строке таблицы - номера участников по списку.

Символ "1" - один голос выбравшего участника.
За каждый голос стихотворению присуждается 1 балл.

Чтобы рассмотреть таблицу ближе, щёлкните по картинке правой кнопкой мыши и выберите из списка меню "Открыть картинку в новой вкладке".


Победители Конкурса:


1 Место:

№ 4. Мария Абазинка, Соты - 15 баллов;


2 Место:

№ 5. Гольгертс, Голос - 14 баллов;


3 Место :

№ 10. Луна Водяная, «Так ждёт пустыня дождь» - 13 баллов;


4 Место разделили:

№ 13. Татьяна Воронова, «Как много стало многоточий...» - 12 баллов;

№ 18. Мирьям-Лейба, молох осени - 12 баллов.


Поздравляем Победителей! Желаем новых творческих успехов!


От души благодарю всех участников, поздравляю с состоявшимся Первым Конкурсом символической поэзии Зеркало!  Очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


А те, кто не вошли в число призёров – не расстраивайтесь, ведь мы здесь учимся новому, получаем ценный опыт!


Как обещала, публикую комментарии участников.

Общие комментарии:

Татьяна Игнатова:
С этим жанром так серьёзно сталкиваюсь впервые. Поэтому, такой подход: сопоставимость и разночтимость образов д.б. не просто так, а что-то передавать или чувства или впечатление от чего-то, знакомое многим, а потому узнаваемое через образы. Здесь должно быть как 2 измерения – два пространства, и в обоих всё должно сложиться, картинка нарисоваться. Таково моё восприятие, приблизительно. Делала выбор с разных подходов и в разные дни.

Татьяна Воронова:
Сильных, хороших, крепких текстов в этой подборке было немало, и в этом случае задача отбора - отделить "просто хорошее" от очень хорошего. От шедевра (не упуская при этом тематику конкурса). С сожалением приходилось "отбрасывать" вполне достойные тексты, но со стилевой или образной "разноголосицей", или с явной речевой ошибкой... Отобранная "пятерка" - на мой взгляд - "шедевральностью" отдаёт.

Особенно надо отметить номер 18 - Молох осени. Так искусно вплести в текст образы Откровения - и увидеть эту "картину последних судеб" как "осень мира"... О таких находках - хочется в окно прокричать. И забегать по потолку от счастья:).


Комментарии к отдельным стихам (без текстов произведений):

Галина Суханова:
№ 7 "Манифест символиста": С долей самоиронии. Лист чистой бумаги - символ смыслов, сосредоточенных в нём - полёт тем, идей, фантазий... Параллели с электроникой, где мысль бежит по клавишам!.. В творении и мир, и поэт. Для мыслей и фантазий нет преград - они встретятся где-то во Вселенной...

№ 11 "Мы - зеркала": Зеркала - не просто холодные поверхности, отражающие предметы, а многозначный символ: отражение "Я" , эгоистичного, когда только "Я" - кумир, любимый до боли; отражение света через "Я" - например, поэт, который через свет своих стихов весь мир превращает в Поэта...
Мир может измениться, если каждый из нас хотя бы попытается менять в себе эгоистичное "Я".
Небольшой сбой ритма не помешал моему восприятию - может, в этом изюминка?!

№ 12 "Пастернак": Произрастание пастернака, как символическое наложение на жизненный путь человека, поэта с соответствующей фамилией... Каким бы трудным он, путь, ни был, главное - помнить свои корни, держаться за них, оставить свои семена - многозначность образов, за которыми мысли, информация.

№ 13 ***: Метафоричное. Осень - поэтесса, пытающаяся многое высказать одной строкой... Но на тротуаре многоточия - опавшие листья - символы недосказанности, возможность домысливать... Опавший лист - прошлое. Какое? В отличие от думающего человека он не ведает позора, стыда конца (потому что в любом случае он не украшает...)
В этом стихотворении мне не всё понятно, но тем оно и завораживает. "Куча пепла золотая" - красиво!..

№ 15 "Сердце": Зарождение любви: "Сердце качнулось к вам, ломая жизни ритм..." Проявления и ощущения любви, её "вязь", магия... Желание (дерзновение) понять, разгадать эту Божественную тайну и основной закон жизни, желание учиться любить. Это важная тема: особенно сейчас нашему миру необходима любовь, чтобы выжить и жить.

Далее комментарии публикую вместе с текстами тех стихотворений, к которым было прислано больше комментариев:


№ 1. za сто тысяч парсек от нас… (Криспи)

мне странно думать что что-нибудь было до
небесное небо и солнце в твою ладонь
но не было ничего уходя до дна
твоя глубина и нежность одна волна
по памяти карандашно пройдя изгиб
здесь каждый живёт невидимо всем нагим
но там это было зримая полутьма
тобою насколько можно слетать с ума
страною далёкой временем из зимы
всё так же всё там же всё те же
прежние мы
за точкой тепла
в ледяных космически днях
летящих в иллюминаторах мимо
меня…
___________________

Пётр Новицкий:
Здесь есть даже цепные рифмы, но главное символы соответствуют выражаем чувствам здесь и там.

Лора Круг:
По всему стихотворению прослеживается боль и безвыходность ситуации для двоих.

Мария Абазинка:
Обособленная монада, нашедшая в пространстве и времени подобную и родную себе сознательную частицу. А найдя, вспоминает, что они уже были вместе когда-то очень давно, может быть – в начале мира, и остались всё теми же, и по сути – всё там же, потому что пространство и время – понятия относительные.
Знаки-символы: солнце в твою ладонь, твоя глубина, нежность-волна, карандашный изгиб, невидимо всем нагим, точка тепла.


№ 2. Заяц (Вита Осенняя)

Не беру до конечной билет,
путешествую по́ миру зайцем,
лишь вода родниковая в ранце
и любимая пачка галет.

Можно спрыгнуть на полном ходу.
Пусть лихачество связано с риском,
но ты знаешь – конечная близко,
а ещё не готова к суду.

Пробурчит кто-то:
– самообман…
Оптимист улыбнётся:
– согласен!
Безбилетному финиш не страшен,
есть в запасе привычный стоп-кран.

Свет в туннеле хотя и мани́т,
что за ним, никому неизвестно:
родники иль терновая местность,
кущи Евы иль царство Лилит…
Зазывает сакральная даль –
к ней ведут неизменно дороги,
но у зайца отменные ноги:
прыг да скок –
снова к старту удрал…

________________________
Лора Круг:
Довольно ярко автор описал ЛГ в своём произведении, как человека безответственного, трусливого, не умеющего и не желающего отвечать за свои действия/поступки, принимать решения.

Галина Суханова:
№2 "Заяц": В этом стихотворении заяц - образ "лёгкого", бесшабашного ("прыг да скок"), безбилетного человека, которому не много надо: "Лишь вода родниковая в ранце и любимая пачка галет"... Этот "заяц" ещё не готов к суду. Привычный штамп зайца-трусишки изменён.


№ 4. Соты (Мария Абазинка)

На зеркальном стекле – приговор всё яснее мне…
Под сгорающим солнцем, в соблазне чужих огней,
до кровавой луны непосильное тащим бремя,
от рождения к вечным заветам глухи́ и немы.
Только кто-то неведомый – там, на краю небес,
до секунд отмеряя фигуры и каждый жест,
грациозно и мерно танцует медов́ый танец.
Повторяя ходы, над своими кружим цветами,
и опять занимая пропавших друзей места,
каждой осенью веря – откроется высота,
обречённо взираем: опять улетела стая –
это игра такая…

А пока не узнали, что этот наш дом – не дом,
мы смеёмся и плачем, но всё-таки в нём живём,
говорим отрешённо «привет» и «спокойной ночи»;
но ни слова в ответ – видно, он говорить не хочет.
Ловим отблески образов, нижем слова, как бисер,
и не видим, как танец кончается в синей выси,
замирает и падает колкою бледной крошкой…
На блуждания вечные каждый рождён и брошен,
друг для друга – планеты и тусклые зеркала.
Но качнутся весы, и на крылья падёт зола,
и придётся пропа́сть, не поняв – по какой причине… 
Преломляя молчание, только одно скажи мне,
прежде ночи бесчувствия всё же секрет открой:
если вслед за тобою танцуя, пчелиный рой
неизменно рисует всё те же узоры в сотах,
то кто ты?

__________________
Лора Круг:
Серьёзное стихотворение. У ЛГ полный раздрай между светом и тьмой.

Пётр Новицкий:
Финал неожиданный, но по сути. Анапест и анапест с ямбом мной воспринимаются лучше всего, но это на оценку не влияет.  Парная рифмовка подходит.  читается легко.


№ 5. Голос (Гольгертс)

                Тварь я дрожащая
                или право имею – не зверь?
                В конце страдания
                появится дверь.

                Но чаша сия из огня
                и водою едва ли сумею
                наполнить.
                Выслушайте меня:
                то, что вы называете смертью,
                я помню.

                Ну, хорошо – грехи! Без дыхания, мертвея:
                пропал? Сердце не бьётся
                почти – ничего, наверное, сплю.
                Сверху шорохи, колыхания ветвей.
                И – провал. Тусклое солнце
                мерцает над голой поверхностью.
    
                Важно
                не сдаться заранее,
                нужно быть злей в этой чёртовой мгле.
                Страшно,
                оставаясь сознанием,
                быть похороненным в чёрной земле.

                Глупо и пошло. Я – не воин, не витязь,
                не герой, опьянённый рычанием
                ночи, но впрочем азартный. Молясь,
                как умею, то с конца, то с начала,
                я каюсь, что так и не стал никем…
                И это прошло. То, чего вы боитесь,
                быть душой, погружённой в молчание,
                кончилось внезапно; земля
                чуть подалась – первое, что различаю:
                птиц, мелькающих в низком кустарнике.

                Вы, не знавшие
                Иерихона – не то, что Рима.
                Вы, не помнящие
                переход из другого мира,
                сшитые из неясного внутри,
                слышите? – я снова могу говорить.
                Там, где небо на лоскуты распоролось,
                тлеющим пеплом развеянный,
                возвращающийся из забвения
                возвращается… чтобы найти свой голос.
_________________
Лора Круг:
Догадываюсь, кто автор этого стихотворения. Анжамбеманы и рифмовка делают стих очень тяжеловесным и невозможным к восприятию при чтении. Но! Возможно автор таким образом хотел передать всю тяжесть чувств ЛГ, и это ему удалось.

Галина Суханова:
№ 5 "Голос": Интересная форма, рифмы, размер. Вопрос из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" дополнен: Я - не зверь? Жизнь - страдание, которое ведёт туда, где будет решаться, чем наполнена чаша... Попытка осмыслить, что такое смерть - сон? Ощущения, домысливания: "Сверху шорохи, колыханье ветвей." Понравилась строка: "Страшно, оставаясь сознаньем, быть похороненным в чёрной земле." Среди довольно-таки мрачных образов всё-таки прослеживается главная светлая мысль: есть переход из другого мира - возвращение, чтобы ещё раз попробовать найти себя, свой голос.

Мария Абазинка:
Я вижу в этом стихотворении творческий кризис поэта и его возрождение, процесс разрушения старого и мёртвого для того, «чтобы найти свой голос» - очень важная мысль для нас, ведь поэт действительно «хоронит» себя в «чёрной земле» чужих мыслей и образов, которые для нас мертвы, он может на какое-то время умереть как поэт, погрузиться в ночь творческой пустоты. Интересные строки «не знавшие Иерихона – не то, что Рима.» говорят мне: Вы те, кто не знали даже временного чуда победы (Иерихон)  в творчестве, не то что – умелого управления целой творческой империей (Рим), владычества в собственном мире поэзии.. «Я снова могу говорить» - это вызов всем нам, чтобы искали «Свой Голос».


№ 6. Тайна (Пётр Новицкий)

Может, небо на избранных ставит свою печать?
Ведь вся жизнь человечья зависит от воли свыше.
Был он в тайне, покрытой трагической тьмой, зачат,
Но однажды открыто на свет ради жизни вышел.

День за днём он бродяжил среди неродных миров,
Чтобы тайну открыть и узнать про своё начало,
Только тщетно: когда он с неё совлекал покров,
То она почему-то таинственно улетала.

Вечный поиск с надеждой на ясность — тяжёлый рок,
Что за веру безжалостно лупит и мучит крайне.
Сколько он ни старался, а цели достичь не мог,
И в итоге, оставивши свет, растворился в тайне.
__________________

Лора Круг:
ЛГ мучился-мучился и в итоге оставил свет, а значит выбрал тьму. Искренне жаль, ему предстоят ещё долгие мучения. :)

Мария Абазинка:
Интересно, что считывая в тексте образ Христа, я так же могу отнести весь смысл к любому и каждому человеку, в том числе и к себе.

Галина Суханова:
№ 6 "Тайна": Всё символично: и знак избранных - неба печать, и воля свыше, и трагическое зачатие, и рождение ради жизни, и скитание среди неродных миров, чтобы тайну открыть и чтобы в неё поверили, и чтобы свой крест принять. Но до сих пор многие не верят... Вечный поиск, вечный рок, вечная тайна... Чётко организованное, глубокомысленное стихотворение: не только о Главном Герое, но о каждом из нас.


№ 9. Упадническое (Dnevalny)

Здоровое питанье… Променад…
И кажется, что сотни лет подряд
живу у моря,
в пышных кущах рая.

Все планы на́ день: швабра, пылесос,
проре́дить огород, чтоб не зарос,
и «мыло»* досмотреть,
не засыпая…

Нет лепета детей: моих внучат
не будет летом. Пару лет назад
развёлся сын. Жена
теперь другая.

На кладбище поход – души печаль:
там муж любимый спит. Безумно жаль,
что лишь в легендах смерть
одновременно

казнит супругов. Это - Божий дар.
А мне не повезло: пору мытарств
душевных старость принесла…
Гиенной

кроваво-адской испугать нельзя.
Все умерли: ровесники, друзья…
Лишь одиночество подругой
верной, -

оно страшит меня сильней всего…
Как долго ждать мне часа своего?
Упадничества дух ввергает
в скверну.

И мысли волком череп мой грызут,-
их не изгнать. Так долго я живу
без смысла и любви… Спасёт ли
вера?
______________

Лора Круг:
Страшно, когда человек в старости остаётся один. Как такое получилось? Ответов нет. Остаётся надежда, что вера поможет ЛГ.

Галина Суханова:
№ 9 "Упадническое": Подведение итогов... Жизнь преподносила уроки: расставания, потери, тоску, сомнения, вопросы... И последний вопрос, как соломинка: Спасёт ли вера? Всем нам было бы, наверное, не так тоскливо и страшно, если бы этот вопрос мы сами себе задали гораздо раньше.... Написано от первого лица, от души.


№ 10. Так ждет пустыня дождь (Луна Водяная)

Я жду тебя, как строгий приговор
к весеннему безумию цветений.
Так ждет пустыня дождь… и тихий вздор
несет в бреду миражных заблуждений,
где призрак ливня входит в глубину
иссохшей дюны, чтоб насладиться
покорностью, пугая тишину.
А та, вдруг обернувшись тенью птицы,
взлетает с оживленного песка.
Дверь тоже робко ждет.  Но входит осень
разбрасывая клювиком носка
листву с наброском жесткого допроса.
И мне пришлось открыться… Я люблю.
Чтоб из умело вырванных признаний
пошили белый парус кораблю,
нацеленному в бурю испытаний.
______________

Пётр Новицкий:
Символы хорошо подчёркивают ожидание: ждать непросто.

Лора Круг:
Ярко прослеживается любовный треугольник. Героиня мечется, ждёт, любит и готова принять предателя в свои объятья. Жаль.


№ 13. *** (Татьяна Воронова)

Как много стало многоточий
На тротуаре под ногой…
Как будто это осень хочет
Все высказать одной строкой.

И жизнь, и осень – верно, обе
Уже устали вдаль смотреть,
И дню прошедшему подобен
Любой листок в любом костре.

Они не ведают позора –
Стыда конца… Но сможет – кто
Прочесть остывшие узоры
На куче пепла золотой?
________________

Пётр Новицкий:
И действительно кто сможет? Стих короткий без нравоучений и хорошо подан.

Лора Круг:
Метания. И это хорошо! " Как много стало многоточий", - одной строкой автор высказал желание идти дальше.

Мария Абазинка:
Особенно меня заинтересовали строки «И дня прошедшему подобен любой листок в любом костре» - сразу вспомнились костры опавших листьев, сейчас их не жгут, поэтому эти строки унесли меня в прошлое. Действительно – каждый горящий в костре листок – как один из прошлых дней.
И выражение «Стыд конца» говорит мне о многом: можно здесь подумать о стыде не только пустой жизни, но и о конце любовных или дружеский отношений и т.п. Почему – стыд? Причины могут быть разные, каждый может подумать о своих причинах.
Две финальные строки тоже очень многозначительны.


№ 16. Кое-кто (Марина Юрченко-Виноградова)

Кое-кто
будто глух и нем –
звёздный слепок.
Золотая орда проблем
ходит следом.
Убежать бы куда от них –
грозно иго…
Позабыть бы всего на миг
об амиго…

Не хватает счастливых строф –
не поётся.
Мой журавлик, что сто́ит трёх –
ковш колодца,
где живою водою слов –
сон последний.
То ли сердце не видит снов –
то ль ослепли
сны…
_______________________

Мария Абазинка:
Состояние любви выражено в символах:
• «звёздный слепок» – в этом символе вмещается очень многое: статичность и отстранённость в отношениях, некая искусственность и в то же время – свет и притягательная красота недоступной мечты.
• «Золотая орда проблем, иго» – тягостное  состояние из-за всех, связанных с такими отношениями, проблем, которым приходится отдавать дань – негативные чувства и мысли, силы.
• Амиго (исп. – друг), можно брать любые другие значения, что возможно приоткрывают обстоятельства реальных или виртуальных отношений, например: Амиго — браузер на основе Chromium, разрабатывавшийся компанией Mail.Ru Group.  Amiga — семейство домашних персональных компьютеров и операционных систем к ним, разработанные Amiga Corporation
• «Мой журавлик, что сто;ит трёх – ковш колодца» – очень символически насыщенное выражение, авторское. Ассоциации возникают различные, их много: что-то возвышенное, чистое. Это надежда и ценность воспоминаний, что поят жаждущую душу, дают ей возможность летать.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~*


Все произведения можно прочитать здесь: http://stihi.ru/2020/10/26/1806

Под голосованием теперь можно обсуждать произведения и делиться мнениями, а под этим постом принимаются поздравления и впечатления от Конкурса.


Прошу всех проверить своё голосование и посчитать баллы своему произведению, а  награждение состоится завтра.


Призовой фонд:

За 1 Место - 400 баллов,
За 2 Место - 300 баллов,
За 3 Место - 250 баллов,
За 4 Место - 200 баллов.


Желаю всем здоровья, вдохновения, счастливого полёта фантазии!

До новых  творческих встреч!


Ведущая Мария Абазинка.


Рецензии
Благодарю всех, поздравляю победителей!!!

Лариса Белоус   07.11.2020 21:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса!

Мария Абазинка   08.11.2020 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.