Росомаха

Мне приснилось сновиденье
Под вагонный стук колёс,
Песня – строчек вдохновенья,
Рифма слёз скупых желёз.

Сердце, бледное от страха,
Распустилось в алый цвет.
Появилась росомаха,
Излучая злобный свет.

Жадно меря километры,
Тени бились на окне.
Где-то «около» и «между»
Щупал чресла на сукне.

Ухватив лицо руками,
Я поправил прядь волос.
Нежность вспыхнула над нами –
У любви на счастье спрос.

На заре рассвет, вставая,
Разбудил туман, стелясь.
Ты моя, ты не другая,
Роковая, отродясь.


Рецензии
В этом произведении поэт Михаил Гуцериев выступает, как яркий представитель символизма. Стоит вспомнить стихи «проклятых» поэтов - «Парижский сон» Шарля Бодлера или «Сон, с которым я сроднился» Поля Верлена… Но всё же, Михаил Гуцериев русский поэт и продолжатель литературных поисков старших (Бальмонта, Гиппиус…) и младших (Блока, Белого…) поэтов - символистов. Он точно так же, как и они ищет тайны внутри самого себя посредством исследования чувств и страстей своих лирических героев. Его небольшой, но значимый для определения его творчества, поэтический этюд «Росомаха» полностью соответствует трём главным элементам русского символизма, определённым Дмитрием Мережковским - «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Первая строка произведения: «Мне приснилось сновиденье» - это художественный прием, в поэтической речи называемый плеоназмом. Однако, по моему мнению, в контексте произведения это вовсе не излишество. Стоит вспомнить, что основатель психоанализа Зигмунд Фрейд трактовал сон, как выход подавленных желаний наружу. Поэт описывает читателю сновиденье, позволяя ему понять и показать, что происходит в психике лирического героя без всякой цензуры. Именно этот приём и служит расширению художественной впечатлительности.

Лирической героиней произведения выступает росомаха. В былинах славянских народов росомаха - демоническое существо, обнаженная женщина с распущенной косой. Она по ночам охотится на мужчин, и задушив, высасывает их мозг… Что это, как не зловещий мистический символ?

Хочу обратить особое внимание на бесподобные строки поэта:
«Сердце, бледное от страха,
Распустилось в алый цвет».
Это поэтический шедевр!

С поэтами - символистами Михаила Гуцериева роднит и страсть к музыке, как к самому абстрактному виду искусства, так и к музыке самого поэтического языка. Он, как и Поль Верлен, стремится создать своеобразную мелодию слов, используя разнообразные поэтические приёмы - от аллитерации («Ревность яро рвётся…») и ассонанса («Послушай, Майя из «шанхая»…) до повторов ключевых фраз («Я просто медленно люблю»)…
Что интересно, в этом же произведении поэт даёт краткое. но очень ёмкое определение жанру песни, как искусству: «Песня – строчек вдохновенье / Рифма слёз скупых желёз». Я думаю, что именно такой подход к творчеству и предопределил большой успех многих его песенных произведений!

Не могу не отметить шикарную авторскую строку - афоризм «У любви на счастье спрос».

Это стихотворение по своему сюжету достаточно близко к другому произведению Михаила Гуцериева «Три слова на салфетке», которое лично мне очень дорого!

Спасибо!

Сергей Ростовъ   11.09.2025 13:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.