Музыка Михаила Минина

 

   
Доклад для III Мининских Чтений

Центральная библиотека имени А.С.Пушкина, г. Каменск-Уральский, 1 ноября 2020 г. вск.

Михаил Минин - поэт народный. И потому, что из народа, и потому, что многие мотивы его творчества созвучны струнам народной души. Часто поэтические строки Минина плавно, словно бы сами собой, перетекают в напевы. И Михаил Афанасьевич на многочисленных выступлениях с удовольствием исполнял свои стихи на собственные же неприхотливые мелодии. Ибо музыка живёт в них изначально, её даже не нужно изобретать, нужно только услышать и не сфальшивить. Поэтому зачастую бывало, что начиная читать новый стих, поэт постепенно, словно поймав нужную тональность, переходил на пение. Этого требуют сами стихи. Этой поэтической особенностью обладают немногие, ибо она свойственна только настоящим поэтам - вспомним Есенина, Рубцова, Бориса Рыжего.

Музыка - едва ли не главное достоинство поэтического творчества. У раннего Пастернака, например, в его черновиках поэтическая строфа могла завершиться нотной записью. Но у него таким образом разрешался внутренний конфликт - разрывание творческой личности между поэзией и музыкой.

У Михаила Минина музыка и поэзия — одно. И это счастливое содружество. Имея такое тесное взаимодействие двух видов творчества – музыки и поэзии – мы вправе, что вполне естественно, ожидать подтверждения этого симбиоза в произведениях поэта: на уровне, тем, образов, цитат. И находим эти подтверждения: «Хороша страна Болгария, А Россия лучше всех.  Песня.» - эпиграф к стихотворению «В вагоне» *1   

 Некоторые произведения наполнены музыкальными, песенными назнаменованиями. В том же стихотворении «В вагоне» находим: «Сколько песен тех – не счесть!»,  «Песни были, как молитвы нам…», «Будет музыка ещё…», «У него – гармонь-кормилица», «Молодой цыган с гитарою», «Полилась волной мелодия…» и так далее:

 Вон цыгане пляс затеяли
Под гитарный перезвон.

И сразу же:
 
Вот слепой неспешно движется –
Будет музыка ещё:
У него – гармонь-кормилица
На ремне через плечо.
 
Молодой цыган с гитарою,
В смоляном венце кудрей:
«Дядя, знаешь про Болгарию?
На, держи… Здесь пять рублей!»

Буквально через строфу:

Полилась волной мелодия,
Задушевна и проста
О советской нашей Родине,
Про смоленские места.
 
Пел слепой про очи карие,
Тихий говор, звонкий смех. *2

И центральный образ всего стихотворения - глобальный переход от частного случая, бытовой картинки на поистине вселенский масштаб первых послевоенных лет:

…Эхо на два полушария
Долго шло от песен тех.

 К сожалению, в настоящее время – в  момент написания работы мы не имели возможности доступа к творческому наследию поэта (только к тем произведениям, которые опубликованы, да к некоторому количеству автографов – черновиков, записок, ранних редакций стихотворений, собранных мной лично в течение многих лет нашего знакомства)  Но уже в этом, далеко не полном, своде стихотворений можно отыскать немало музыкальных реминисценций.  В одном из ключевых по значимости для творчества поэта стихотворений «Соловей» поэт Минин интуитивно и, на первый взгляд, случайно, даже стихийно, отразил своё alter ego, предназначение в этом мире, ниспосланное Творцом, миссию творца от Создателя.

СОЛОВЕЙ

Создатель напутствовал птицу:
 «На землю лети, соловей,
Пусть пеньем твоим насладится
Отныне всяк сущий на ней!»
 
С тех пор серо-бурый комочек,
Творца исполняя наказ
В гастрольные майские ночи
Печалит и радует нас.
 
Ни нот у него, ни пюпитра,
А песня верна и чиста.
Чарующих звуков палитра
С живого берется листа.

Кто он в этом мире, поэт, как не «серо-бурый комочек, радующий нас в майские гастрольные ночи»? В полной мере это соотносится и к самому Михаилу Минину – непритязательному в своих посылках и претензиях на этот мир, скромному «соловью», поражающему нас чистотой и верностью своего «пения без нот и пюпитров» («чарующих звуков палитра»), но чётко и безоговорочно исполняющего  «напутствие Создателя» («Создатель напутствовал птицу…»)

С другой стороны, каждый поэт, в особенности, крупный – сам создатель своего особого мира, поэтического Космоса, в котором, как планеты вокруг солнца, движутся образы, метафоры, темы произведений поэта - вокруг центрального, глобального метаобраза поэтической Вселенной поэта, составляющего его суть и поэтическую природу.*3 (подробнее см. статью С.Симонова «Тропинка к храму Михаила Минина» 

Таким метаобразом поэтического мира Михаила Минина является образ Храма («костерок мой, будто в храме», «на весь мир одна ромашка белой свечкою горит»), путь к нему («тропу вот протопчу угодным Богу…»)

  Хотя эта тема «Музыкальные образы поэтического мира Михаила Минина» - открыта и совершенно не изучена, в силе временной (надеюсь!) недоступности основного творческого наследия поэта, и пока не ясно какими музыкальными образами, символами наполнены неизвестные нам произведения поэта – ангельскими ли хорами весеннего возрождения природы,  пением на амвоне, литургиями  ночных завываний вьюг, мы вправе уже сейчас ожидать  от поэтического миростроения Михаила Минина подтверждения его «лирического законодательства» и в области музыки. И находим их! «Песни были, как молитвы нам…» в том же самом стихотворении «В вагоне»

Многие стихи Михаила Минина стали частью городского обихода, городскими брендами, местными достопримечательностями, такими же реальными, как, например, «Пушка», римский фонтан на площади Горького,  пермяковский «Лось», объекты городского ландшафта, описанные самим Михаилом Афанасьевичем, такие, например, как скала Богатырёк. 

Возле одного из таких «арт-объектов» мининской поэзии - «Красного камня», на берегу реки Каменки, рядом с отчим домом Михаила Афанасьевича на улице Крестьянской, в котором он провёл большую часть своей жизни, ежегодно в день смерти   – 15 июля,  собираются друзья и близкие поэта, чтобы почтить его память: читают стихи, поминают и вспоминают поэта стихами и вином. (Эти встречи сами участники до некоторых пор  называли  «Мининские чтения», потому, что главное здесь - поэзия Михаила Минина. Ныне эти встречи памяти носят новое название, более точно отражающее суть -  «Мининские посиделки» - постепенно неофициальные  чествования поэта его друзьями переросли в официальное мероприятие «Мининские чтения», на котором мы сегодня присутствуем вот уже в третий раз)

 Одна из таких встреч на улице Крестьянской была посвящена теме «Минин и музыка». Говорили о любимых музыкальных произведениях поэта, о музыке его стихов. Вдова и муза поэта Нина Ивановна зачитала интересный документ – собственноручно написанный поэтом  полный список песен, которые знал, любил и исполнял Михаил Афанасьевич. Эта тема возникла не случайно: музыка в творчестве Минина имела огромное значение, а внутренняя музыка его стихов – одно из главных достоинств и достижений поэта. Каждое его стихотворение, словно имеет внутреннюю мелодию.  Как я уже отметил выше, Михаил Афанасьевич на своих выступлениях очень часто, начиная читать стихотворение, постепенно и незаметно для себя и слушателей переходил на пение. А одно стихотворение-песня поэта («Воронка» или по первой строке «То ли сон это был, то ли бред…») *2  в собственном исполнении под русскую гармошку даже попало на компакт-пластинку и DVD-диск «Целый мир», заняв достойное место в компании с молодыми коллегами-песенниками: рокерами, рэперами и бардами. (Для справки: проект «Целый мир» был осуществлён композитором Евгением Реутовым на базе  региональной общественной организации «Центр Молодёжных Инициатив – К» в июне 2010 года, в дальнейшем планировался выпуск музыкального клипа, на котором главной музыкальной темой должна была стать песня на слова Михаила Минина, музыкальное сопровождение на гармони – Александр Устьянцев, исполнители – актёры театра «Драма Номер Три»)

Вполне естественно, что Михаил Афанасьевич очень любил петь, что хорошо прослеживается и по его стихам, многие из которых он положил на собственную незатейливую мелодию. Нина Ивановна Минина вспоминала: "Миша пел всегда: весело - поёт, грустно  - опять поёт. Дома, на улице, на вечерах, на собственных выступлениях. На Крестьянскую улицу собирается, когда мы уже на Тевосяна переехали - поёт, потом возвращается, слышу по лестнице поднимается - песня раздаётся... "

На одной из встреч памяти поэта  27 июля 2016 г. на улице Крестьянской Нина Ивановна прочитала один интересный документ - список любимых песен Михаила Минина, написанный  им собственноручно. Такие личные "хит-парады"  Михаил Афанасьевич составлял и обновлял  постоянно, словно свою песенную память в рабочем состоянии и необходимом тонусе держал...

Перечень любимых песен  Михаила Минина:

"Русские, народные

1. Вдоль по улице метелица...
2. Ноченька
3. Мой костёр в тумане светит.
5. Ах ты, душечка
6. Ревела буря
7. Варяг
8. Славное море
9. Бродяга с Сахалина

На стихи поэтов

1. Узник
2. Сидел рыбак
3. Выхожу один я на дорогу
4. Рыбак (Тростник)
5. Тамара
6. Ты жива ещё, моя старушка?
7. За окошком месяц
8. Не жалею, не грущу, не плачу *4 
9. Меж высоких хлебов затеряются  *5
10. Емхан (?), нразб. *6
11. Что ты жадно глядишь на дорогу?

Морские

1. Плещут холодные волны
2. Родные берега
3. Когда после вахты гитару возьмёшь...
4. Ой ты, море-море...

Разные

1. Мы вдвоём, поздний час
2. Исчезли солнечные дни
3. Перевал (Утёсов)
4. Первое письмо
5. Рушник

Романсы

1. Я встретил Вас...
2. Утро туманное, утро седое...
3. Гори, гори, моя звезда
4. В оплавленных свечах

Гражданская война

1. Орлёнок
2. Там вдали, за рекой

Неаполитанские

1. Мэри
2. Я знаю солнце
3. Помнишь, впервые встретил я тебя?
4. Карнавал

Песни советских композиторов

1. Помнишь, мама моя?
2. В Москве, в отдалённом районе

Военные

1. Скучно, грустно, моя дорогая
2. Ехал я из Берлина
3. По мосткам тесовым
4. Тёмная ночь
5. Случайный вальс
6. Горит свечи огарочек
7. Есть на севере хороший городок
8. Он идёт по первопутку
9. Заветный камень

Женские песни

1. Помню я ещё молодушкой была
2. Уродилась я...
3. Не корите меня
4. Зачем меня окликнул ты?
5. Что было, то было
6. И стройная берёзонька
7. Я расскажу берёзке
8. Замела метель дорожки»


Всего этот документ насчитывает 58 песен.

Иногда Михаил Минин пел свои стихи на уже существующие, популярные мелодии. Скорее всего, что зачастую некоторые стихотворения создавались поэтом по «лекалу» известных мелодий.

Поэт Галина Окулова, которая была знакома с Михаилом с детских лет (она училась в одном классе с братом Михаила Афанасьевича, была вхожа в их дом на улице Крестьянской), вспоминала, что часто слышала как поэт пел свои стихи – как на собственные мотивы, так и на известные всем произведения песенного творчества.  Особенно любил Михаил Минин петь песню-стихотворение «Брод» («Чепца»), которую он пел на мотив популярной песни «Берега» из репертуара Александра Малинина (музыка  Владимира Засухина, слова Юрия Рыбчинского), перемежая каждую строфу песенным рефреном («А на том берегу незабудки цветут…»)

За рекою - луга, за лугами – леса.
Намывает песчаные косы Чепца,
Босиком бы сейчас по траве на лугу.
Ты спросила, шутя: «Унесешь за реку?»

Путь кружной через мост - зря лишь время пройдет,
Жаль его молодым: мы отправились вброд,
Завернули в одежду заколки, часы
И пошли поперек мелководья Чепцы.

Охлаждает вода, холодком – полустрах,
Ты пушинкою–ношей притихла в руках,
Чуть щекочет подошвы песчаное дно,
Два взволнованных сердца, как сердце одно.

Облака отражает в заливах Чепца,
За рекою - луга, за лугами - леса.
Поцелуй над рекой – был бы брод без конца!
И полощется в речке девичья коса…
 Припев (слова Юрия Рыбчинского):

А на том берегу незабудки цветут,
А на том берегу звезд весенний салют.
А на том берегу мой костер не погас,
А на том берегу было все в первый раз.

В первый раз я любил и от счастья был глух.
В первый раз пригубил дикий мед твоих губ.
А на том берегу, там на том берегу,
Было то, что забыть никогда не смогу.

Там за быстрой рекой, где черемухи дым,
Там я в мае с тобой, здесь я маюсь.
Там я в мае с тобой, здесь я в мае один
И другую найти не пытаюсь.

«И сейчас, читая это стихотворение – вспоминает Галина Окулова, - я словно воочию слышу Мишин голос, слышу его пение, наполненное любовь к «своей Нине», которой посвящена эта песня-стих» *7

К этим словам я могу полностью присоединиться – и я слышу голос поэта, читая его произведения. И это не только голос памяти, не просто следствие того, что я неоднократно слышал авторское исполнение. Мне кажется, что сопутствующее звучание внутренней мелодии в любом  произведении Михаила Минина -  врождённое качество его поэтики. Музыка и стихи  – это единое, неразделимое целое поэзии Михаила Минина.


Работа написана на основе авторских статей «Тропинка к храму Михаила Минина», «Ромашки Михаила Минина», «МММ: Музыка Михаила Минина», «Поэзия Михаила Минина. К 85-летию поэта»

Примечания:

*1
 
                В ВАГОНЕ

                Хороша страна Болгария,
                А Россия лучше всех.
                Песня

В пору грозной схватки с Гитлером
За страну, за жизнь, за честь
Песни были, как молитвы нам.
Сколько песен тех – не счесть!
 
…За окошком – речки лентами,
Лес со свежею листвой,
Едем, будучи студентами,
На каникулы домой.
 
Жизнь пьянит, как брага пенная:
Вся страна надежд полна,
Ведь идет послевоенная
Третья мирная весна.
 
Немудреными затеями
Развлекается вагон:
Вон цыгане пляс затеяли
Под гитарный перезвон.
 
Вот слепой неспешно движется –
Будет музыка еще:
У него – гармонь-кормилица
На ремне через плечо.
 
Молодой цыган с гитарою,
В смоляном венце кудрей:
«Дядя, знаешь про Болгарию?
На, держи… Здесь пять рублей!»
 
Подаяньице немалое!
Зашушукался народ:
«Чтоб цыган – и…Так бывало ли?»,
«Нынче все наоборот!»
 
Полилась волной мелодия,
Задушевна и проста
О советской нашей Родине,
Про смоленские места.
 
Пел слепой про очи карие,
Тихий говор, звонкий смех.
…Эхо на два полушария
Долго шло от песен тех.

*2 Интересно, что образ гармониста-инвалида «послевоенной третьей мирной весны»,  необычным образом воплотился впоследствии в стихотворении «Воронка» («То ли сон это был, то ли бред…» ), в тексте которого изначально не было и намёка на инвалида-ветерана, промышляющего «зашибанием деньгИ» в поездах и электричках послевоенной поры…

Воронка

Памяти М.С.Бачурина, участника Великой Отечественной войны

То ли сон это был, то ли бред:
Будто пляска, гармонь, самогонка…
Где я? Звёзды на небе – голубенький свет,
Гарью пахнет земля… знать – воронка.

Помню: рота бежала к окопам врага,
Танк подбитый на поле дымился…
Что же было потом? Ох, как ноет нога…
Я куда-то опять провалился.

Словно жарюсь на сковороде…
Отползти бы куда с солнцепёка.
Пить, пить, пить… но откуда тут взяться воде?
Видно, сдохнуть придётся до срока.

Кашель – рядом. Не иначе – друг!
Не один я в воронке – пришелец!
Повернулся с трудом и увидел я вдруг,
Что сосед у меня – вон кто: немец!

Френч в крови. Что-то ищет, натужно дыша,
Уронил. Покатилась… фуражку!!!
Тянет руку ко мне. Где же мой ППШа?
Но в руке не наган – держит фляжку!

Спас меня он тогда этой тёплой водой.
Вышло так: генералы – в сторонке…
Мы же с немцем, пока не добиты войной,
Делим воду в горячей воронке.

Санитары. Санбат. После – поезд умчал
В дальний тыл. Подлечили увечье.
И не знаю, что с немцем. Все годы молчал:
Мало ль чем обошлась бы та встреча…

Но в процессе работы над DVD- и компакт-диском проекта «Целый мир», для которого Михаил Афанасьевич спел на собственную музыку стихотворение «Воронка», возникла идея музыкальной подложки в виде русской гармони под «аккомпанемент» перестука колёс.

Так песня-воспоминание вполне реального ветерана войны по велению авторов проекта стала  вагонной песней послевоенной эпохи, по сути, явившись символом военного поколения.
 
*3  см. статью С. Симонова «Тропинка к храму Михаила Минина» (поэтический мир поэта): http://stihi.ru/2015/11/30/10184

*4 Имеется в виду стихотворение Сергея Есенина и одноимённая песня, здесь   описка-ошибка, следует читать: "Не жалею, не зову, не плачу..."

*5   Имеется в виду стихотворение Николая Некрасова «Похороны» (инципит: «Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село…»)

        Николай Некрасов

         Похороны

 Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас — голова бесшабашная —
Застрелился чужой человек!

Суд приехал… допросы…- тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка…

Без попов!.. только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой…
Мать о сыне рекой разливается,
Плачет муж по жене молодой,-

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит,-
«Чу!- кричат наши детки проворные.-
Прошлогодний охотник палит!»

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружье?..
____________
Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать…
                1860

*6  Скорее всего, имеется в виду стихотворение Апполона Майкова «Емшан». По свидетельству словесника Фаины Садовниковой текст этого стихотворения маленький Миша Минин пел на собственный мотив вместо колыбельной своему младшему брату:

       Апполон Майков
 
          Емшан

Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает…

Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые,
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.

И раз у них шел пир горой —
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.

Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.

То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.

И шли года… Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе…
Но вот — скончался Мономах,
И по Руси — туга и горе.

Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
«Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-

Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!

Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему — и он вернется».

Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг — рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.

Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!

Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.

Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-

Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.

И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану —
И смотрит хан — и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,

За грудь схватился… Все глядят:
Он — грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!

И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»

Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван —
Отрок с немногою дружиной.

Минуя гору за горой,
Всё ждет он — скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
                1874
 
*7  По некоторым свидетельствам (например, поэта Евгения Черникова) стихотворение «Брод» не было посвящёно жене и музе поэта Нине Ивановне Мининой. Скорее всего, это именно так: по словам самой Нины Ивановны, познакомились они с будущим мужем как раз накануне его отъезда в г. Глазов, где он некоторое время работал по распределению на Чепецком механическом заводе.  Более того, их встреча произошла в последний день перед отъездом. Далее следовали годы пребывания в Глазове, годы армейской службы. Но даже, признавая справедливость этих слов, нельзя не отметить, что когда эта песня прочно вошла в «репертуар» поэта, а случилось это уже намного позднее (песня «Берега» написана сравнительно недавно и стала популярной после выхода диска Александра Малинина «Берега» в 2001 году), то автор и исполнитель стихотворения «Брод» вполне мог изменить свой лирический посыл.

Библиография:

Первая публикация (в комментариях к материалу Виктора Дооса  «Памяти земляка»): http://litclub-phoenix.ru/news/2016-08-06-1791 06.08.2016 20:49
 Сергей Симонов (Кумохоб): «МММ Музыка Михаила Минина»: http://stihi.ru/2020/09/22/2598 Стихи Ру 
Сергей Симонов (Кумохоб): «Тропинка к храму Михаила Минина» http://stihi.ru/2015/11/30/10184 Стихи Ру 
Сергей Симонов (Кумохоб): «Ромашки Михаила Минина» http://stihi.ru/2017/11/12/9612


Рецензии