43. Тетради - отклики

     "Всякая привязанность к какому-либо предмету есть передача энергии (но как осуществляется эта передача в физиологическом смысле, в привязанностях, отличающихся от чисто любовных?); предмет возвращает часть переданной ему энергии (может быть, сниженной?). Когда предмет исчезает, энергия, сохраняя прежнюю направленность, выпускается вхолостую, в пустоту низкого порядка, в пустоту ирреальную, в ничто. Это частичная смерть.

Отрешение есть выпуск всей полноты энергии по направлению к Богу. Индуистский образ (да только ли образ?) нового нерва, который создает истинная чистота, отрешенность, поднимая сексуальную энергию до самого темени. Как соотносится эта точка в темени с «третьим глазом» и шишковидным телом?"

      С. Вейль. Тетради.


     При обращении к "своему предмету", при правильном к нему обращении, энергия, которая была на него затрачена не только не теряется, но даже приращивается. Но для этого, повторим специально, предмет и действие должны составлять энтелехейный круг вместе с тобой - тогда мы будем иметь даже не круг, а спиральное развитие, ну а в самом худшем случае, всё-таки - круг.
Однако как только предмет не "твой", или ты не удерживаешь баланс сил и то самое равновесие, о котором писала Симона, и которое должно всё удерживать, точнее поддерживать на весу - энергия действительно теряется. Поэтому теряя "свой предмет" мы практически теряем всё.
    Но нужно сделать одну поправку, Симона говорит о "привязанности", энтелехия же "привязанностью" не является, а является свободой. В любой свободе энергия приращивается или сохраняется. В любой привязанности, несомненно теряется - растрачивается. Тем самым привязанности даже с энергетической стороны опасны. Но они есть, есть как факт нашей повседневной жизни, и в абсолютном смысле от них никуда не денешься. Быть может только у полностью отрешённого человека их нет. У какого-нибудь монаха, сидящего на вершине высокой горы и может быть лишь в то время пока он там сидит и не спустился вниз на землю.
    Путь отрешённости с нашей стороны выглядит в этом случае как путь в никуда, но на самом деле этот путь движется к энтелехии - он развязывает привязанности ко всем предметам, чтобы через пустоту, пройдя через неё и очистившись, завязать новые - энтелехейные, свободные.
    Кто доходит? Кто образец? Не монаха сидящего на горе в заоблачных вершинах своего чистого ничто, а кто образец свободного человека энтелехейно обращающегося со всеми предметами? Где просветлённые не в ничто, а в земную жизнь?

     Я думаю, что такие люди есть, но никто их не называет просветлёнными, они молча и тихо наслаждаются своим предметом, однажды найденным по счастливой случайности и принятым за неизбежное с огромной радостью. Несомненно, их жизнь со своим предметом в конце концов и для других проявляется как необычная, как необычайная. И не в силу экзотичности предмета (он как раз может быть любым), а в силу волшебности самой связки.
     А вот монахи почему-то постоянно остаются лишь на пути...

    Про таких людей, которые исполняют уже что-то энтелехейно, мы говорим, что у них чудесные дарования, которые они не стали скрывать. И мы подозреваем, что и у остальных есть такие же задатки и склонности, только они ещё не обнаружены, не открыты. Но на самом деле всё не так просто как нам начинает казаться в последнее время - в огромном потоке нового времени, высвобождающего человека, несомненно появляются верные свидетельства истинного человеческого призвания - энтелехейного, но количество этих людей вовсе не так масштабно, как нам того хотелось бы. Обыкновенному человеку нельзя сказать: поищи в себе такие способности и ты их найдешь - это не так, он ничего не найдёт, даже если поищет. Он найдёт в лучшем случае лишь первоначальные склонности, но не уже готовую энтелехию. К тому же у взрослого даже первоначальные склонности уже перепутаны - перепуганы.
     Энтелехии не достигают и только трудом. Пример монахов в этом случае отрицательно выразителен. Можно идти к чему-то 30 лет и так и не дойти. Но, тогда, как же достигается энтелехия?
     Энтелехия достигается неожиданно, внезапно и "вдруг". Поэтому и приходит она, открывается неизвестно за каким поворотом как счастливая случайность. Энтелехия ощущается как переполнение в силу собранности до целого. Она не отменяет труд - она делает труд радостным, а все пороги трудностей она делает вполне одолимыми.
     Сегодня мы не в состоянии ещё ни управлять эти процессами, ни понимать их как следует. Всё, что мы можем, так это сказать: есть. Есть "вот это" и показать пальцем в сторону явной энтелехии. И признаться себе в том, что это совершенно не то, что "каторжный труд" и только. И сменить слово талант на слово энтелехия, чтобы перенести центр внимания не вовнутрь какого-то человека, а наоборот во вне - в связку его с его предметом.
     Энтелехия это красота. Когда вы находите энтелехию, вы видите красоту ещё до всякого обладания предметом.


     "Земное влечение, привязанность, есть некое направление, ориентация по прямой линии. Весь человек отображен в прямой линии, проведенной к частному объекту: скупой — к деньгам, влюбленный — к женщине. Ребенок не так: он не занят, он и направлен и не направлен на что-то конкретное. Он направлен как бы вхолостую".

     С. Вейль. Тетради.


     Земная привязанность, земное влечение это прямая линия, но мир не состоит из одних прямых линий, поэтому ещё в древности был придуман "клинамен". "Клинамен" - это отклонение от прямой линии. Причём неизвестно почему происходящее. Божественная неточность. Вот летит стрела в цель и вдруг отклоняется от своего полёта в силу божественной неточности. Но впервые клинамен был применён к движению, вернее падению атомов в пустоте Эпикуром, которого комментировал Лукреций Кар, так они совместно родили понятие "клинамена".
     Последний, большинство любителей предпочитают рассматривать как случайность, происходящую неизвестно в каком месте и неизвестно когда, но хотя клинамен действительно выглядит как случайность, происходящая неизвестно где и неизвестно когда, в более глубоком смысле он скорее похож на "память" атома о тех образах движения, которые у него были, то есть на такое устройство, которое заранее уже предполагает, что движения по чистой прямой не будет, а будет некоторое предпочтение. Хотя сила удара другого атома велика для нашего атома и хотя он направиться куда его направили, он всё же "помнит" иные образы движений (или все или предыдущие) и поэтому предпочитает "вдруг" слегка об этом заявить во время полёта. Вот что такое не формальный, а интересный клинамен. В интересном клинамене заложен начаток свободы, в крайнем случае как могли её мыслить древние греки - атомисты.
     То есть клинамен - это первоначальный синтез движений в атомах.
База многообразия мира и его полноты и вариаций. Благодаря клинамену мир - не скучные кубики. А любое движение не линейно, а сложно согласовано и даёт о том знать неизбежно.


Рецензии