У разлуки чувства рукастей

У хлебнувшего выбора нет,
Я на пущее снова гораздый.
Второклассному – не одолеть,
Впрочем, я для второго не каждый.

Доиграй честно роль, не виляй,
Ключевой не способен двоиться.
Дни ушедшие вновь пролистай,
Ты увидишь во мне ясновидца.

У амбиций ретивость с колёс,
Где слова безгранично кичливы:
У легенды в глазах плачет ложь
И язык непомерно болтливый.

Вышло время животных страстей,
Описать можно много внушений.
Ты найди диалог порыхлей,
В сердце легче залезть восхищеньем.

Умирают ненужные дни
Без любви, без тебя и былого;
И щемящая боль от тоски
До щенячьего визга… и снова…

У неверья надежды в мечтах.
Упираются страхи в сомненья,
Где желанье любви на сносях
Облекает сомненья в решенья.

Где единое целое – Ты,
В бесконечном одна единица.
Не хочу ни земных, ни святых,
Я согласен любовью поститься.

У разлуки желанья тучней,
И заблудшему кажется лучше
Растянуть до неможно сильней
От прыщавой спины до удушья,

До бесстыжих объятий взахлёб,
Удивляя слова наслоеньем,
Говорить до утра про любовь,
Имя путая на удивленье.

По ошибкам былое искать,
Вспоминая червей на закрайке.
На коленях молиться и ждать,
Повторяясь от страха «на всякий».

Хочу пошлой любви симбиоз,
До фантазии грёз, в лихорадке,
Где соседка хотела до слёз
В кочегарке на тёплой фуфайке.

Нас толкает за рамки предлог,
И семья для любви – не потеря.
Мы подранки, изранены впрок,
И за нами охотится время!


Рецензии
По прошествии нескольких лет, перечитывая заново стихотворные произведения Михаила Гуцериева, начинаешь приходить к мысли - то, что лежит на поверхности не всегда истина… Другими словами: «истина лежит на дне колодца», но ведь и «истина не всегда обитает на дне колодца…». Эти цитаты - антонимы Демокрита и Эдгара Алана По, как нельзя лучше подходят для характеристики одной из самых ярких особенностей творчества Михаила Гуцериева. Это касается практически всех его произведений.
Современный читатель, как правило, быстро пробегает глазами произведение, очень редко задумываясь над смыслом его строк. И не находя пустых лубочных красивостей или глупых скабрёзностей в тексте, просто не считает нужным постараться вникнуть в его глубину… А как без этого понять гениальную метафору, вынесенную автором в название - «рукастые чувства»? Сколь много неоднозначных смыслов в слове «рукастый» - от длиннорукий до вороватый.. Почему именно этой метафорой поэт характеризует разлуку, и какой именно смысл в неё вкладывает поэт? Без размышлений над композицией и сюжетом этого произведения, это так и останется загадкой...

Произведение «У разлуки чувства рукастей», по определению самого поэта - «гимн любви», мне представляется поэтическим симбиозом холодных философских суждений и жарких необузданных страстей. И то, что само это определение - «любви симбиоз», пусть даже и «пошлой», встречается в предпоследней строфе - кульминации текста, служит лишь подтверждением моего вывода.
Сколь здесь же интересна строка :«До фантазии грёз, в лихорадке». Я нахожу в ней прекрасную поэтическую тавтологию - «фантазия грёз». Удивительно изящный и уместный пример этого поэтического приёма!
А последующее слово «лихорадка» в своём переносном значении - крайнее возбуждение или даже прямом - озноб, создаёт чуть ли не реальные ощущения в восприятии двух следующих строк поэта:
«Где соседка хотела до слёз
В кочегарке на тёплой фуфайке»
Именно эту строфу, именно это поэтическое решение - соединение мира фантазий и «чистых грёз» (кстати пришлась цитата из другого произведения поэта «Ночной звонок») с чумазой реальностью (ибо слово «кочегарка» прямо наводит на это определение), я и считаю той самой неуловимой «истиной на дне колодца», о которой я писал в самом начале рецензии.

Здесь большинство строк, это по сути изысканные афоризмы, что является уникальной поэтической манерой, свойственной именно Михаилу Гуцериеву. Приведу лишь некоторые, особенно мне понравившиеся: «У легенды в глазах плачет ложь», «В сердце легче залезть восхищеньем» и «У неверья надежды в мечтах»…

Не могу не отметить его великолепные метафоры: «рыхлый диалог» и «объятия взахлёб». Ярко, ёмко, неожиданно!

А как пройти мимо строки «Растянуть до неможно сильней»? Найти и возродить, употребив вопреки современным канонам языка, устаревшее слово «неможно» из Пушкинской «Cказки о Царе Салтане» - это дорогого стоит по меркам современной поэзии!

И обязательно хочу обратить внимание на первую «У хлебнувшего выбора нет» и последнюю «За нами охотится время» строки произведения.
Не могу отделаться от мысли, что первая строка это реминисценция притчи Ветхого Завета из Книги притчей Соломоновых: «… кто за пустотой гоняется, хлебнет нищеты». А вторая вызывает у меня стойкую ассоциацию с другой притчей из той же книги «Нечестивый бежит, когда никто не гонится (за ним)…».
Наверное поэтому для меня эти строки выступают рамками стихотворного холста на котором поэт словами из своей богатой поэтической палитры написал этюд о разлуке, квинтэссенцией которого стали строки, гениальные в своей простоте:
«Умирают ненужные дни
Без любви, без тебя и былого»

Спасибо!

Сергей Ростовъ 2   31.08.2025 17:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.