Старинная легенда о Леонардо да Винчи

Молва в Италии
Хранит легенду
О написании картины
"Тайная вечеря"
В Трапезной
Монастыря Миланского
Санта-Мария-делле-Грацие,
Закзанной да Винчи
Его патроном и спонсором
герцогом Лодовико Сфорца
и его супругой Беатриче д’Эсте.

Начав работу над картиной,
Леонардо решил, что воплотит
В образе Христа - Добро,
А в образе
Апостола его Иуды* -
Зло.

Художнику пришлось
Прервать рабрту над картиной,
Поскольку он не находил
Натуры для образов Иисуса
И Иуды.

Однажды в церкви
Во время службы
Он увидел, то что искал, -
В чертах лица
Одного из певчих хора. -
Натура образа Добра
Нашлась.
Да Винчи
Смог продолжить
Работу над картиной.

Через три года,
Когда картина
Была почти завершена,
Над ней работа
Вновь остановилсь. -
Не мог найти художник
Подходящее лицо,
Как образец
Задуманного им
Греховного лица
Апостола Иуды.

Срок договора
Истекакал,
И настоябель монастыря
Художника с работой
Торопил,
А у художника
Работа над картиной
Забуксовала.
Он доработал
Все детали,
Осталось изобразить
Лицо
Апостола Иуды.

И тут вдруг
Леонардо повезло. -
Идя однажды
К монастырю
Санта-Мария-делле-Грацие,
Он на обочине увидел
Лежащего в пыли
В дым пьяного
ОбОрвыша,
На молодом ещё лице
Которого
Оставили свой след
Все мыслимые
Человеческие
Грехи.

Срок поджимал
И времени уж не было
На пробы
И написание эскизов.
Помощники художника,
Взяв, как мешок, пьянчугу
Доставили его
К почти законченной
Картине
«Тайная вечеря», - 
(L’Ultima Cena)**, -
И да Винчи
Дорисовал на ней
Лицо Иуды.

К концу сеанса
Оборвыш-нищий протрезвел
Да оклемался
И к изумлению художника
Сказал,
Что видел он уже
Эту картину
Тремя годами раньше,
Когда художник, -
Вроде помоложе, -
С него, -
Юного певчего тогда
В церковном хоре, -
Писал на ней
Лицо Христа.


*  - См. нижеприведенное Приложение 1.

** - См. нижеприведенное Приложение 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Лев Постолов

ДА НЕ КАТИТЕ ВЫ, ЛЮДИ
БОЧКУ НА АПОСТОЛА ИУДУ!
   

    Не катите бочку на апостола Иуду!
    ПРЕДАТЬЕЛЬСТВО ХРИСТА
    апостолом ИУДОЙ, -
    ЛЮБИМЫМ учеником ИИСУСА, -
    БЫЛО
    БЛАГОСЛОВЕННЫМ
    ИСПОЛНЕНЬЕМ
    ВОЛИ БОГА-ОТЦА.
 

            "Ой ты, Родина, мною любимая! -
             Благодатная наша земля.
             В Тебе - силушка необоримая!
             Плодовиты сады и поля!
             Реки-вены, моря глубокие
             И озёр зеркала среди гор!
             А в лесах сосны, ели высокие, -
             Необъятный зелёный простор!
            
             Предавали Тебя, продажные, -
             Продавались за ломаный грош!
             Но спасали Сыны отважные
             От врагов, - лжесвоих вельмож.
             Вновь сейчас наступило время:
             Проявляет себя гнильё! -
             И как встарь, иудино племя
             Расплодилось: ворьё и жульё! -

             Всё циничнее лгут и воруют,
             Убивают невинных людей! -
             Вновь, на теле твоём пируют
             Паразиты всё тех же мастей! -
             Насаждают свои идеи,
             Утверждая, что мы - их рабы,
            "Самоизбранные" фарисеи, -
             Бога предавшие жлобы!
        .... Моя Родина - сердца песня,
             Человечества общий Дом!
             С Cотворцами из Поднебесья,
             Для землян всех наш Дом сотворён! -

             Чтобы жили все в изобилии:
             Мирно и во славу Создателя!
             А враги Твои сгинут в бессилии
             Смертью вора, лжеца и предателя!
             Ой, ты гой еси, моя Родина,
             Как душа Твоя, небо чистое
             Над тобою, звезда лучистая!
             Сто дорог по тебе уже пройдено!
             Я Люблю Тебя, мой родимый край!
             Ты питаешь меня силой РОДа.
             Моя милая Родина, расцветай!
             Для моих родных, для народа!".

                Агния ОМ,(Нинель СВИРИНА), "Ой, ты гой еси, моя Родина!",
                http://www.stihi.ru/2017/08/06/9858


        "На всё - воля Творца. -
         И волос не упадёт с головы смертного
         БеЗ ВОЛИ на то Господа".

                Постулат Христианской религии.
               
Не катите, Нинель, бочку на апостола:
Он не виноват в своём предательстве. -
Выполнял он высший Божий замысел,
Чтобы сын его, - Христос из Назарета, -
Вознесением своим чудесным
С верой новой повенчал планету.

Те, кого Вы величаете "ИУДИНЫМ ПЛЕМЕНЕМ", -
( ВОРЬЕ отпетое, мол, да ЖУЛЬЁ !), -
До Христа задолго на земле водилось,
Как и после, - ( и поныне!), - не переводились.
Так что Божий Дар с яичницей не путайте
И апостола Иуды прах не беспокойте. -

ПРЕДАТЬЕЛЬСТВО ХРИСТА
апостолом ИУДОЙ -
БЛАГОСЛОВЕННЫМ БЫЛО -
ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА, -
СВЯЩЕННЫМ ИСПОЛНЕНЬЕМ ОТЧЕЙ ВОЛИ
БОГА-ОТЦА.
   
             16 августа 2017-го года.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

          ТАЙНАЯ ВЕЧЕР ("фреска" Леонардо да Винчи).
       (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).


  «Тайная вечеря» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
               
  Размеры изображения — примерно 460;880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене.

  Тема является традиционной для такого рода помещений.

   Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо Да Винчи..

  Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте.

  Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками.

  Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами.

  Дата начала работы не является точной, поскольку архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена.

  Известно о существовании трёх ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

  Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведённая глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
 
                ТЕХНИКА ПИСЬМА.

  Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова.

  Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой.

                ИЗОБРАЖЁННЫЕ ФИГУРЫ.

  Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо (согласно тому, как сидят):

   Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
   Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн;
   Иаков Зеведеев, Фома и Филипп
   Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

  В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

  Но некоторые исследователи считают, что последовательность имен апостолов в записной книжке соответствует не окончательному варианту, а эскизу 1495—1497 гг., поскольку, с одной стороны, надписи над апостолами на эскизе совпадают с этим списком, и, с другой, в записях детали поведения и жесты апостолов хорошо согласуются с изображенным на эскизе.
 
  В окончательном варианте изменение положения претерпели несколько апостолов.

  При этом был проведен предварительный анализ росписи для определения сначала распределения групп по стихиям, чем, предположительно, объясняется разделение апостолов на четыре группы по три человека, а потом — мест по знакам зодиака.

  Второй слева, вместо Иакова Алфеева, — Фома (сидит на месте зодиакального знака Близнецы); рядом с Христом по правую руку — «любимый ученик» (Мария Магдалина или Иоанн, зодиакальный знак Дева.

  «Любимый ученик» писался с той же натуры, что и «Мадонна в скалах» (1483)); второй по левую руку — Иаков Алфеев или Иоанн, (зодиакальный знак Стрелец).[2

                АНАЛИХ КАРТИНЫ.

  Считается, что на работе изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

  Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица.

  Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды.

  Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намёком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея.

  Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

  Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним.

  Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку.

  В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

  Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

   Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

- апостолы сидят группами по три человека;
- позади Иисуса — три окна;
- контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
 
   Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

   Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

                ПОВРЕЖДЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ.

   Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги.

   В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.

    В 1652 году через роспись был проделан дверной проём, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

    В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

    Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

    Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

    Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трёх, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности.

    В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма.

    В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашён для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно повреждённые участки.

    С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке.

    В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

    Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбёжке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

    В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

                ОСНОВНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ.

    В 1970-е роспись выглядела сильно разрушенной.

    С 1978 по 1999 годы под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков.

    Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную и с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна.

    Затем, - для определения первоначальной формы росписи, - было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушённых цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

    Реставрация заняла 21 год.
    28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.

    Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.

    По.тому Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.


                30 октября 2020-го года.


Рецензии