Родник

ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ

      Прежде чем воспитывать детей, необхо¬димо воспитать себя. Вот один из принципов воспитания в Царской Семье. Мы должны быть сами именно такими, какими хотим видеть наших детей. Для Государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удержи¬вание от ссор, то есть постоянная работа над собой. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере люб¬ви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув¬ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го¬сударственными делами, любое свободное время посвя¬щал жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!


      В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание:
«Бог впервые прихо¬дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав¬ственно здоровой личности. Не может быть личность пол-ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни -«это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде¬лать наш дом светлым, добрым, чистым».

      Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, -писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь¬ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне¬валась, что послушание – это христианская добродетель и одно из условий спасения.
Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель¬но, никогда не требовала от детей невозможного и всег¬да твердо помнила свои слова.
Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав¬торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста¬вались при ней.

       Царица была строгой матерью. Она не допускала, что¬бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня¬ты – будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте¬ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не¬приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не¬когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко¬делием, ставили домашние сценки и что самое порази¬тельное- не прекращали обучения.

      Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.
Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами!

«Долг родителей – подготовить де¬те й к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, – рассуждала Государыня, –  Дети должны учить¬ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо¬чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи¬няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно¬сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по¬мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

      Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска¬зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба¬зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы¬рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль¬ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе¬щали многих тяжелейших пациентов.

      Государыня очень заботилась о нравственном воспи¬тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита¬ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари¬стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна.


Таким образом, с одной стороны царские дочери ви¬дели и знали красоту окружающего мира – они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по¬рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда похабники-караульные пытались оскорбить чистоту юных девушек.


      Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась. «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, -я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе¬ны на неопределенное время.
В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на¬равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи¬тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль¬ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг.

      Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван¬ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу¬жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию.
Обе Великие Княжны во время войны проя¬вили себя большими труженицами и патриотами.


Паисий Святогорец «Крыло [человеческой] воли»

— Люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что канонаршит там диавол. Поэтому мы должны иметь силу воли. И если не преодолеть свои недостатки, пока ты еще молод, то потом их будет трудно преодолеть, ибо чем старее становится человек, тем слабее его воля.

      Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего. Бог по природе благ и всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотели и мы. Потому что человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.


                Людмила Васильева
                Р О Д Н И К
                с т и х и, заметки

                с о д е р ж а н и е
1. Блаженная Матрона…………………………………………………………….
2. Заступник……………………………………………………………………………….
3. Ах!......................................
4. Ложе Прокруста
5. Страстотерпица……………………………………………………………………..
6. Свет Истины
7. На страстной…………………………………………………………………………..
8. Утешение
9. Перспектива…………………………………………………………………………..
10. Жизнь – дар Свыше………………………………………………………………
11. Знаешь, милая мама… или Весть…………………………………………
12. Перед вечностью…………………………………………………………………
13. Граница…………………………………………………………………………………
14. На путь долгий… или Последний номер Ивана………………..
15. О, 16. Духовная беседа……………………………………………………………….
17. Еще не поздно…………………………………………………………………..
18. На том берегу
19. Он, она и перекресток…………………………………………………….
20. Кто принесет нам радость в эту долину слез…………………
21. Пленница……………………………………………………………………………..
22. Неразлучники или Бог нас слышит…………………………………….
23. Земное создание………………………………………………………………..
24. Лестница
25. Игрок…………………………………………………………………………………..
26. Закономерен итог
27. Урок…………………………………………………………………………………….
28. Без ПЯТНИЦЫ нет ВОСКРЕСЕНИЯ
29. Что происходит, потомки?................
30. Телеграмма от Бога
31. Среди ясного неба
32. На крутом берегу…………………………………………………………………..
33. Вестница
34. На ладони……………………………………………………………………………….
35. Дорогой узкою
36. Ответ прост (загадка)……………………………………………………………..
37. Во дни Рождественского поста
38. Между прошлым и будущим……………………………………………….
39. Дыхание вечности…………………………………………………………………
40. Чао, дорогой!
41. Преграда………………………………………………………………………………..
42. Бич
43. Перед тщетой земных благ………………………………………………….
44. Мiру – мир
45. Мученики……………………………………………………………………………..
46. Свеча
47. Душа молчала
48. Из века в век…………………………………………………………………………
49. Пловец
50. Суббота Лазаря – родительская…………………………………………………
51. Избранные Богом……………………………………………………………………….
52. Время и мера
53. Подвести итог………………………………………………
54. Не 55. Приоритеты
56. Тропка………………………………………………………………………………………….
57. Всевидящее око
58. Трепещи, душа!.. Пред Судом строгим
59. Трепещи, душа!.. Что –впереди?
60. Трепещи, душа!.. Корабль Землч…………………………………………..
61. Ладья
62. Человек под Богом
63. Куда идем?..................................
64. Как все……………………………………………………………………………………..
65. Три кита
66. Подвигу сродни………………………………………………………………………
67. Зов
68. Покров……………………………………………………………………………………
69. Духом воскресни!
70. Как мир – старо……………………………………………………………………..
71. Лесник-Пень-Сосна (ассоциативное)
72. Возвращенец
73. Любуясь просторами Родины………………………………………………
74. Наказ
75. Познание
76. Бог вочеловечился, чтобы человек обожился………………..
77. На пути длинном
78. Коллизия…………………………………………………………………………..
79. Пожелание
80. С миру по нитке
81. В свой час…………………………………………………………………………….
82. Практика
83. Переход………………………………………………………………………………
84. Верою жив человек
85. Александр Каверзнев……………………………………………………….
86. Рождество Христово
87. Святки……………………………………………………………………………….
88. Ком
89. Уды
90. Ради Христа………………………………………………………………………
91. Слезки
92. Душа в теле
93. Спесь и сало………………………………………………………………………
94. Плетка
95. Душа-девчонка………………………………………………………………..
96. Признаки
97. Случай частный………………………………………………………………..
98. Нет  времен
99. Радоница
100. Возвращение……………………………………………………………………
101. У края
102. Свои
103. Побудка………………………………………………………………………………..
104. Спасая души
105. В мiре мер…………………………………………………………………………..
106. Грусть
107. За Истину……………………………………………………………………………
108. Иду
109. Непостижимость……………………………………………………………..
110. В клетке
111. Полет
112. Эхо……………………………………………………………………………………
113. Воинство Православное………………………………………………..
114. Будь мудрым!
115. Душа……………………………………………………………………………….
116. Обретение себя…………………………………………………………….
117. Правда живет в России
118. Дом Царицы Небесной…………………………………………………..
119. К златым вратам……………………………………………………………
120. Земля Жар-птицы
121. Смысл жизни………………………………………………………………..
122. Великая суббота…………………………………………………………..
123. На посту……………………………………………………………………….
124. Надежда
125. Свящ.Константин Пархоменко «Мне отмщение, Азъ воздам!» ……
126. Воспитание детей в царской семье
127. Паисий Святогорец  «Крыло человеческой воли»……………………
128. Содержание…………………………………………………………………


____________________________________________________

Мои ЗАМЕТКИ в ОК
https://ok.ru/lyudmila.vasilyev/statuses
_____________________________________________________
https://ok.ru/lyudmila.vasilyev/statuses


Рецензии