Легенда о последнем походе Урызмага ч. 1

Нартский эпос

Часть II. Урызмаг и Шатана.

Вот снова мы в селенье нартов,
Там одряхлевший Урызмаг
Сидит, взгрустнувшись без азарта,
А это всё - недобрый знак.

Уже не радуют восходы,
И душу боль его гнетёт.
Не ходит больше он в походы,
Советов больше не даёт.

И с каждым днём гадливо, едко,
Ему «втыкали в спину нож».
Смеяться стали и не редко,
К нему не добра молодёжь.

Поразмышлявши над юдолью,
Он на нихас* пришёл и вот,
воскликнул там с душевной болью:
«Эх, мне б сходить ещё в поход?!»
               
Его задумка была смЕла,
И где-то дерзновенно-зла.
А там с утра уже сидела,
Вся молодежь того села…

К ним начал Урызмаг с размаху:
«Вот, что я вам сейчас скажу,
Хоть головой ложись на плаху,
Я своей жизнью дорожу.
Пусть голова седа, обузой
В селенье быть уж не могу.
Я раньше был для вас всех дюзой**,
Теперь не нужен и врагу.
А хоронить в погост у нартов,
Меня, мои друзья, нельзя***.
Сундук исполните с азартом,
Да бросьте в море вы меня!»

«Как будем жить без Урызмага,
Ведь он – главнейший в роду нарт?!
Как жить без мудрости, без знака,
Кто нас наставит, даст нам фарт!»

Но были те, кто злую долю:
«Он – стар уже, не тот накал!
Давайте-ка исполним волю,
Раз сам того он пожелал!»

Решили – сделали и вскоре.
Тот там, то тут раздался стук.
Дня через три, никак не боле,
Построен быстро был сундук.

Лёг Урызмаг, как в ту постЕлю,
Смиренно, всё, закрыт был вход.
Вложив в него еды с неделю,
Придали воле бурных вод.

Сколь море Чёрное носило,
Никто не ведал, волны, стук.
Морская бездна нежно-мило,
И бережно несла сундук.

Пел песню ветер, брызги в клочья,
Но вот о берег стук-удар.
Случилось то однажды ночью,
Коней там поит царь-алдар****.

Как встали тут строптивы кони,
И не идут на водопой.
Как будто их там кто-то гонит,
Трусят лишь только головой.

Все слуги бросились на берег,
И диво видят там – сундук.
Они к нему в душевной вере,
Чуть подошли и что-то ждут...

Но тишина, а ночь такая,
что страх в сознание проник.
Сорвали, крышку не мигая,
Лежит там крепенький старик…

И в изумленье: «Эко, диво!», -
Раздался возглас, как вопрос,
«Кто ты такой?», уже учтиво,
«И Бог какой тебя принёс?»

Тут начал Урызмаг с размаху:
«Вот, что я вам сейчас скажу,
Хоть головой ложись на плаху,
Я своей жизнью дорожу.
Пусть голова седа, обузой
В селенье быть уж не могу.
Для всех был раньше первой дюзой,
Теперь не нужен и врагу.
А хоронить в погост у нартов,
Меня, никак уже, нельзя.
в сундук забрался я с азартом,
Чтоб в море вы нашли меня!»
Увидев, что то главный нартов,
Средь первых первый Урызмаг.
Слуга домой бежит с азартом,
К царю царе: «О, добрый знак!
Пусть будет милость благосклонна,
Но не найдёшь ты здесь измен.
Сам Урызмаг, у нас преклонно,
Живым сдаётся в твой, царь, плен!»

Царь черноморский: «Дело благо!
Свершится месть моя в делах.
Ведите нарта Урызмага,
Давно мечтал о нём во снах!»

И побежали тут же слуги,
Царёв исполнить сей приказ.
И в кандалы–железо-дуги,
Закован Урызмаг тотчас…

*)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов
**)дюза - устаревшее название наконечника
***) В прошлом по осетинским обычаям смерть мужчины далеко от дома, в борьбе с врагом, считалась славной смертью. О погибшем складывали песни, в которых воспевали его подвиги.
****)Алдар - владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений - князь, феодал, помещик.

Продолжение следует…


Рецензии
Игорь, как всегда читаю с упоением и восхищаюсь трудолюбие и прекрасным творчеством. Спасибо.С теплом. Галина.

Галина Чурсанова   03.11.2020 08:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Галина! Рад вашему вниманию к новой легенды из Нартского эпоса! С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   03.11.2020 12:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.