40. Тетради - отклики

    "Апейрон Анаксимандра — это Мать из «Тимея», материя чистая и безразличная, зеркало справедливости. Она — противоположность благу, но не зло; она то, что является коррелятом блага. Зло не противоположность благу, оно не более чем заблуждение в истине."

     С. Вейль. Тетради.


     Телесная организация человека есть коррелят или денотат (нечто обозначаемое и именуемое) душевной и духовной природы человека. Телесность - божественная проекция, Бог - первый проекционщик, а мы лишь его дальнейшие, слабосильные подражатели. Дело обстоит так, что Бог через материю проецирует себя самого - "с той стороны", а мы, через эту же материю считываем его проекцию - с этой... То есть материя является грандиозной проекцией, через которую идёт наш диалог и устанавливается наша встреча, и, одновременно величайшим зеркалом с двумя хорошо отполированными сторонами, способными откидывать обратно множество лучей. Но главные смыслы заключаются в том, чтобы лучи проходили насквозь, как бы минуя само зеркало (как бы потому что абсолютно миновать его невозможно), в общем главные смыслы в том, чтобы зеркало переставало быть зеркалом и показывало в себе не нашу кривую рожу, а реальность, лежащую за материей, и чтобы мы лишь в этой реальности затем видели и себя.
    Отсюда, материя - великий соблазн, опасная стезя, противоположность благу (как зеркало), но при этом не зло (в божественном смысле), а фронт обособления "нуса", ума - того, "что от всего отделено" (Гераклит).

    Когда мы умираем наша божественная проекция исчезает и мы становимся больше не способны разговаривать с Богом как отдельные независимые существа, мы становимся лишь частью великой божественной реальности.

    Но ещё хуже обстоит с нами дело тогда, когда мы в материи ищем материю, первое и последнее, а находим, что она - пустота, что она сама по себе - Ничто.

    Всякое развитое живое существо само приготовляет для себя "умную материю", чтобы можно было с одной стороны от всего отделяться как свободному существу, а с другой радостно проектировать себя и развиваться. Человечество в принципе приближается сейчас к пределу создания такой "умной материи" - будет ли взят порог? - что же, стоит ещё пожить, чтобы посмотреть.


     "Филолай.
«Все реальности по необходимости суть или ограничивающие, или безграничные, или ограничивающие и безграничные.
[Платон, ;;;;;; ;;;;, то, что содержит предел, то, что ограничивает.]
Они не могут быть только безграничными. Вполне очевидно, что реальность не состоит целиком ни из того, что ограничивает, ни из безграничного. Ясно, что из того, что ограничивает, и того, что безгранично, порядок мира и всё, что есть в мире, соединены посредством гармонии. Это явствует из дел. Ибо среди них одни происходят от того, что ограничивает, и ограничивают. Другие происходят от того, что ограничивает, и того, что безгранично, они ограничивают и не ограничивают. Иные происходят от безграничности и имеют вид безграничных».

Реальное из предела и неограниченного.

«Нельзя было бы познать никакого начала, если бы все вещи
были безграничны»."

     С. Вейль. Тетради.


     Та же мысль: материя, взятая как абсолютный предел. Здесь трудно понять, что абсолютным пределом является само беспредельное. Беспредельное как некий последний предел. Материя - пределы.
    Между тем как Бог через пределы сам существует беспредельным образом.
Мы тонем во всех этих противоположностях словно брошенный камушек в воде. Хватаемся за один конец, а получаем на руки другой, но постепенно начинаем понимать, что ни к беспредельному самому по себе прямого доступа нет, ни к пределам. Начинаем понимать, что выигрывает тот, кто ставит пределы беспредельному и кто в пределах и через пределы становится беспредельным. Так мы фактически нащупываем путь природы или замысел божий.

    Дальше беспредельного нам не уйти и за него нам не перейти, значит оно и есть абсолютная граница, но раз оно и есть абсолютная граница, то оно рождает и все остальные границы - пределы. Так материя беспредельна как Великий предел. Апейрон и есть предел Бога.


    "Голос возвышается — и замирает. А нам казалось, что он возвышается беспредельно; и в то же время мы все-таки знали, что он остановится. Прежде чем мы утомились от его возвышения, но когда предчувствие, что он вот-вот остановится, было уже сильным, он останавливается и поворачивает <назад>.
До краев наполненное чувство ожидания — и в то же время полная неожиданность."

    С. Вейль. Тетради.


    Ожидание полное предвосхищения. Предвосхищение полное ожидания.
Редкостное человеческое чувство, что сейчас что-то произойдёт, что-то важное, нужное, значительное, распахнутся двери, забреэжит некий свет, откроется нечто новое, неизведанное. Это чувство может быть и томлением (предчувствием) и светлым ожиданием (знанием), но в любом случае оно прекрасно - оно царское украшение и корона истинного события и событие не должно являться на свет без своего украшения.
   К сожалению, "цветение" события доступно нам в той же малой степени как и само событие. Описываемое "цветение" есть условие существования истины. А нам недоступны ни истина, ни условия её существования. В вероятности их доступность для нас равна нулю, то есть невозможна. Но как раз поэтому она иногда и случается с нами. Когда с нами случается невозможное, мы прикасаемся к тому или другому - к истине или к её волнению - ожиданию.
   Разачаровывается ли ожидание? Да, бывает, оно не обнаруживает за пойманными условиями того, что ищется - человек готов, но истина не выходит навстречу с ним. Или противоположный вариант: мы совершенно не готовы ни к чему такому, а оно вдруг обрушивается на наши головы - истина падает на нас и мы дрожим, потому что не в силах перенести это событие.
   Неподготовленные, мы не узнаём истины.
   Подготовленные - обрушиваемся в пустоту.
  Именно этот вариант обрушения Симона описывает как поднимающийся голос, который должен упасть. Почему должен, пусть его восхождение совершается вечно! Но нет, оно обязано только поймать некое тождество, это восхождение, а не совершаться вечно, оно должно стать на прочную основу на какой-то высоте, но не найдя этой основы, голос поднимается всё выше, выше и... закономерно падает. Мы знаем, что он вскоре призван упасть, потому что сами не раз переживали нечто подобное. Мы сочувствуем тому, что слышим, мы переживаем самих себя.


    "Греческие статуи. Точка равновесия, где сила тяжести не действует, хотя соблюдается. Эрот из «Пира»...

Греки испытывали отвращение к силе и знали, что всё есть сила, кроме одной лишь точки.
Равновесие — соотношение масс — свободно от силы тяжести.

Греческие статуи: кажется, что мрамор течет. Полная податливость силе тяжести. При этом полное равновесие. И всё вместе, имея человеческую форму, находится в неподвижности и готовности выполнить любые движения."

     С. Вейль. Тетради.


     Греческая статуя как чудо, как совершенное чудо человеческого Космоса! И это чудо - это чудо совершенства человеческого тела!
    Сила тяжести не уничтожена и не отброшена, перед нами не бесплотные духи, парящие в Космосе, перед нами вполне зримые, вполне весомые тела, однако эти тела никогда не воспринимаются приземисто, грубо или в какой-либо другой степени тяжко, даже если это тела умирающих воинов. Все они преодолели силу тяжести и несут её в себе. Каждое из этих тел собрано в определённой точке - точке неуловимой и фактически трансцендентальной, потому что центр её нигде, а окружность везде. Эту точку невозможно найти путём движения по телу, рыская в его углубления и впадинах - занятые таким занятием, мы словно шагающие по ленте Мёбиуса - обойдём всё вокруг и к тому же придём, а "точки" не встретим. И всё же она есть, и она есть настолько неумолимо насколько вообще есть эта статуя как целый Космос. Точка равновесия всех сил - место, откуда всё возможно, а всё, что нарасло на эту точку ещё к тому же показывает, что не только возможно, но и в любой момент действительно. Греческие статуи покоятся, но они покоятся как пантера перед прыжком или как она же в высшей точке своего полёта. Мы не можем понять покоятся они или движутся, мы, привыкшие всё разделять, обнаруживаем в греческой статуе глубокое единение противоположностей.
    Материальное вещество, организованное в человеческом теле, организованном по подобию Космоса - само кажет себя как божественное. Материя светится светом Космоса сквозь человеческое тело!
    Посмотрите на эту руку - эта рука производит такое впечатление, что она способна совершить абсолютно любое действие - любой труд и любое самое тонкое, нежное прикосновение к другой руке. Это универсальное посредничество человеческого тела в его возможности и в его действительности, схваченное настолько зримо, что и сам мрамор тут течёт, обтекая свершившееся.
    Никакое Возрождение с его только бесконечными формами человеческих тел с этим не сравниться - греческая статуя это не только форма, это глубокая суть перехода вещества в свет, а света в вещество, то есть это ещё и содержание нашего бытия.
    Само Время помогло грекам снять с их скульптур человеческую окраску и скульптуры стали белыми (ничтойными) из цветовых - в этот момент закончилось их полное осуществление.

    Для того, чтобы быть совершенным телесным образом необходим дух. Но для того, чтобы увидеть вселенную достаточно быть совершенным телесным образом!




    


Рецензии