Расшифровка стихотворения Даниила Хармса

Выше: автограф стихотворения Д. Хармса «Ноты вижу...», июль 1933 г.
(в левом нижнем углу добавлен символ "Инь-Ян", "сток-исток")

* * *
Это стихотворение, скорее всего, было посвящено женщине (Хармсу около 28-ми).
Отсутствие знаков препинания сочетается с отсутствием пробела между первыми
двумя словами (НО-ТЫ) и бросающимся в глаза отсутствием букв "ц" и "р"
в словах "серд(ц)е" и "к(р)окус", которые перекочевали в тройные "в".
Но это вполне решаемый ребус.

ВАРИАНТ РАСШИФРОВКИ:
"Но ты (вижу, вижу!) – мрак. А я (глупый) вижу в тебе лилию (символ чистоты и
непорочности). Вот дурак! Сердце пытается расцвести, как крокус, и не может
(впрочем, нет). Мир не фокус (чудес не бывает!) Но я всё-равно люблю тебя,
и это – настоящее чудо (впрочем да)!"

ПРИМЕЧАНИЯ

В автографе чёрное "НЕТ" уравновешено чёрно-белым "ДА", подчёркивающим
единство борющихся противоположностей. Черноте внешнего мрака проступков
противостоит внутренняя белизна "лилии души" адресата.

Суть любого чуда заключается в его логической невозможности. Верхом алогизма
является антиномия типа "да=нет" или +1=-1, которая в неявном виде содержится
в определении мнимой единицы: i*i=-1=-1*1, откуда -1=1, поскольку i=i.

Это стихотворение-антиномия. Его графическим аналогом может быть чёрно-белый
символ "Инь-Ян", в котором Инь=-1, Ян=+1. Чёрной точке внутри белой половины
этого символа соответствует частичная чернота белого "ДА" в автографе.

Но Хармс пошёл ещё дальше. Он сделал чёрно-белой каждую букву в слове "ДА",
причём со смещением в сторону чёрного в "Д" и в сторону белого в "А", чтобы
показать, что симметричное деление на чёрное и белое уходит в бесконечность.

Буква "Д" в сжатом виде содержит поговорку "Нет худа без добра".
Буква "А" дополняет её идеей "Нет добра без худа".
По отдельности они не существуют, как правое и левое.

Это стихотворение созвучно с квадратом Малевича, в котором антиномия "да=нет"
имеет вид "(есть картина) = (нет картины)". Возможно, последним шагом на пути
к совершенству является полное отсутствие квадрата и холста.

(2020)


Рецензии