Каменная дева

Написано как шуточное продолжение стихотворения Андрея Захарова 8 «Иван Купала» http://stihi.ru/2020/08/06/4323, совместно с Андреем:

А.(цитата):

При свете звёзд залюбовался я тобой,
и страха нет, а только удивленье.
Мне старый водяной - совсем не злой,
послал такое чудное виденье!

Да нет же, под ногами вижу плот,
туман рассеян. Девушка весло сжимает.
Я рассмеялся, шутит старый чёрт,
костёр в ночи  искрит и догорает.

***
В.:
Ты не поверишь: эта нимфа, что с плотА,
Безлунной ночью в тёмном парке мне предстала:
Окоченевшая, с обломком от весла -
Видать, бедняжечка, грести она устала.

Я предложил ей, как отменный джентельмен
Пройти в сторожку, чтобы выпить чашку чая.
Она молчала. И массивный постамент
Её держал, моих причуд не замечая.

Не ты ли в гипсе эту даму изваял,
Или со зла на век заколдовал?

***
А.:
Не я… не я её ваял. Увы, не я там ночью колдовал.
Прошла советская эпоха, и нимфам тоже стало плохо.
В руках - обломок от весла, но честь свою она спасла!
Тут не до шуток - реализм, "имеет" всех капитализм.

***
В.:
Скучает каменная дева.
И никому совсем нет дела,
Что здесь стоит она одна.

А ведь когда-то влюблена
Была без памяти она
В красу Эллады - дискобола.

Да только жертвой балабола
Могла бы стать шестого дня:
То - дворник, пьяный "в дупелЯ"

Полез с красоткой обниматься.
Пришлось - чем было - отбиваться,
Ведь ей подмоги не дождаться…

Теперь весло - на реставрации,
"Плэйбой" лежит в реанимации,
А ЕЙ - букеты и овации!

***
А.:
А может злые чары с девы снять?
Весло долой: обнять, поцеловать.
На фитнес вместе походить пора...

На этом всё! Закончена игра!
~~~***~~~

Историческая справка:
В далеком 1934 году, когда в столице проходила реконструкция парка имени Горького, архитектору Власову пришла в голову идея интересной скульптуры, которую он хотел разместить в бассейне рядом с фонтанами. Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Советском Союзе. Дирекция парка идею архитектора одобрила, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру.

Моделью для статуи, стала студентка физкультурного института Вера Волошина. В итоге в 1935 году на главной аллее Парка имени Горького в Москве, в центре бассейна была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке. Такие габариты были продиктованы соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.

В связи с этим центральный элемент Парка Горького вскоре был перемещен в один из парков в Луганск. Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный. Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.

Теперь фигура стала более женственной и романтичной, ее образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно благосклонно, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, нежели предыдущая версия. Статуя осталась в столице, однако была уничтожена немцами в 1941 году.

Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования. Скульптура изображает женщину в купальнике, опирающуюся на весло. Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза. Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя. Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.

Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом». Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными. Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.

Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее.


Рецензии
Прочтите Святого Иоанна Златоуста "Беседы о статуях". Конечно сильные и здоровые атлеты поражают соразмерностью своих членов плоти, их статуи ставят на пьедесталы, но посвящать стихи статуям, даже шутливые, жонглировать ловко сплетёнными словами. Зачем? что назидательного здесь лично получила? Какая то ерунда.

Халилова Надежда   15.11.2021 17:19     Заявить о нарушении
Конечно, посвящать стихи статуям - совершенно нелепо! Потому и стих написан о человеческих взаимоотношениях, носителями которых может стать и выдуманный фантасмагорический персонаж. Хотелось поделиться доброй шутливой улыбкой, но, разумеется, не всем такой юмор по душе. Дело вкуса.
Спаси Бог, Надежда, за Вашу искренность!

Владислав Стариков   16.11.2021 03:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.