Легенда о Рябине

Предисловие

Ряби;на (лат. S;rbus) - род относительно невысоких древесных растений трибы Яблоневые (Rosales) семейства Розовые (Rosaceae). Названия на других языках (в основном эти названия относятся к рябине обыкновенной): Для дерева: англ. mountain ash, rowan (tree); итал. sorbo selvatico; исп. serbal; макед. оскоруша; нем. Eberesche; тур. ;vez  (a;ac;); укр. горобина; фр. sorbier; польск. jarz;bina; болг. офика. Для плода: англ. ashberry, rowan (berry); итал. sorbe selvatiche; исп. serba; макед. оскоруша; нем. Vogelbeere, Ebereschenbeere; тур. ;vez; укр. горобина; фр. sorbe; польск. jarz;bina; болг. офика. РЯБИНА -  (лат.Sorbus aucuparia) -  от кельтского слова «sor» - терпкий, и латинского aucupari, что означает «ловить птиц». Такое название связано, вероятно, с ловлей дроздов, которые любят лакомиться  ягодами рябины. Русское название  произошло от древнеславянского  «рябъ» - рябой (по В.И. Далю - крапинка, веснушка). Действительно, плоды рябины заметны издали, яркими крапинками, украшая лес. Всего насчитывается свыше 100 видов рябины, из них около трети произрастает на территории России и сопредельных стран. Рябина широко распространена по всей Европе, по всей Азии и в Северной Америке. Обладает рекордной морозоусточивостью, неприхотливостью к почве, растет на участках с близким расположением грунтовых вод. Наиболее известна рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia), которая растёт в изобилии в садах и лесах европейской части России без всякого ухода. Невежинская рябина (название происходит от деревни Невежино ныне Юрьев-Польского района Владимирской области) - не отдельный вид, а особая форма рябины обыкновенной. Из разновидностей рябины можно назвать «жёлтоплодную», с довольно крупными ягодами.
Применение. Рябина обыкновенная, вследствие большой её распространённости и невысокого качества её плодов, принадлежит к числу малоценных плодовых деревьев. Рябина часто разводится как декоративное дерево; плоды её идут в пищу, а тяжёлая, упругая, прочная древесина - для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Рябиновый сок используется в ликёро-водочном производстве. Порошок, приготовленный из сушёных плодов, идёт на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как противоцинготное, кровоостанавливающее, мочегонное, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли; в научной медицине рябина не используется. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению горького гликозида сорбиновой кислоты, и горечь исчезает. Плоды самой знаменитой разновидности рябины (невежинской), содержащие до 9 % сахара, имеют сладкий вкус и до морозов.
О рябине или, как говорится в народе ласково, рябинушке огромное количество легенд и поверий.
1.Происхождение названия рябины поморская легенда объясняет так. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, была злой, завистливой и имя ей дали неласковое - Восьмуха. А младший, сынок,  был добрым, приветливым, родители звали его Романушкой и души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить его совсем. Выросло на том месте приветливое  кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябинкой.
2.Другая старинная легенда рассказывает, что рябина  появилась от большой любви.  В нее превратилась жена, у ног которой погиб ее любимый супруг. Злые люди хотели их разлучить, но  ни с помощью золота, ни с помощью власти они  этого не добились. Тогда  убили мужа, но даже смерть не разлучила их.  Жена, поцеловав его в последний раз,  взмолилась  Богу, чтобы он не разлучал ее с любимым. В тот же миг она превратилась в рябину  на его могиле. С той поры и колышется она на ветру, и пламенеют осенью гроздья ее ягод красных, как кровь, пролитая во имя верной и негасимой любви.
3.А  согласно белорусским  преданиям, рябину создал сатана на месте пролившихся слез изгнанной из рая Евы -  в знак своей победы над человеком. Однако Господь, увидев, что листья на дереве напоминают по форме крест, забрал рябину из дьявольского сада. Потеряв власть над деревом, в отместку дьявол, чтобы нанести людям вред, сделал их горькими.
4.Одно из  башкирских племен, живших на берегах Яика (р.Урал) - усергены храбро сражались с налетевшими саранчой монгольскими ордами. Получив отпор, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули в другую сторону. Люди  других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что родовым деревом  их племени была рябина, и  кровь у них была рябиновая.
5.Так, в одной  чувашской легенде рассказывается, что злые духи решили погубить Бога, мол, он не дает им творить  злые дела. Окружили они Бога и начали спорить, как убить его. Бог в это время убежал от них, залез на рябину и спрятался в ее кроне. Так рябина спасла Бога. Поэтому, считают чуваши, ее сила способна защитить человека от  любой напасти.
6.У вепсов (финно-угорский народ, живут в основном в Карелии) был обычай - обращаться к рябине, чтоб защитила от пожара.  Считалось, что ее яркие ягоды смогут остановить красные языки пламени. А на  Руси с той же целью сажали  рябину вокруг  избы, а в сенях висели  ее гроздья  на случай угара от печей.
Самая, пожалуй, известная  народная примета -  обильный урожай рябины предвещает холодную зиму.
7.Об этом есть красивая древняя индейская легенда. Однажды, много лет назад наступила холодная зима. Охотники  бродили по лесу в поисках пищи, с трудом пробираясь сквозь огромные сугробы. Чем больше они ходили, тем больше страх сковывал их души: лес был буквально усеян погибшими от холода птицами и мелкими животными. Племена объединились и вознесли свои молитвы к Великому Маниту с просьбой  помочь им.   Великий Дух ответил: “Возьмите по капле крови от каждой мертвой птицы и животного и смажьте ею дерево”. Индейцы выполнили приказ. На следующее утро на всех деревьях, которые они смазали кровью, появились гроздья красных ягод, а на ветвях сидели птицы и мелкие зверьки и с радостью их поедали.  Счастливые индейцы танцевали до поздней ночи, восхваляя Великого Маниту, который пообещал им, что всякий раз, когда будет приближаться холодная зима, на рябине будет много ягод.

Неравенство по жизни беспричинно,
Но может стать оно препятствием в Любви.
Жила в одном селе богато, очень чинно
Одна красавица, все звали Натали…

И полюбила паренька она простого,
Но не богат тот был – не тех он был кровей.
Но всё ж Любовь не скрыть, в душе всегда тревога,
А звали парня очень просто, он – Матвей.

И вроде всё у них про совести и чести,
Но зависть жжён сельчан, и, стало, быть, беде. 
Отец Натальи был купец известный,
Его богаче просто не было в селе.

Узнав, и слышать не хотел о парне бедном:
«Забудь о нём, другого я тебе сыщу!
Чтоб ровней был во всём он нам, конкретно!
А с этим свадьбы я тебе не допущу!»

И чтоб семью свою избавить от позора,
Решил пойти в «поклоны» к волхву-колдуну,
Который только волхвовал «в продленье рода»,
И звали люди Живородом* на духу.

Тот жил далече, за селом, у самой речки,
Не ходит пеший, конный там, древа мертвы…
«Проклятым» люди за глаза кляли местечко,
И все боялись колдуна, его волхвы!..

Тут дождь пошел, туман над речкой заклубился,
Такой густой, что скрыл и речку он и чёлн…
Но делать нечего Купец на всё решился,
И к Живороду он за помощью пошёл.

Сверкали молнии, и росчерками небо
Напополам пытались разделить, разнять…
И вот жилище колдуна, что на потребу
Купец сумел в тумане мерзком отыскать…

«Что хочешь, смертный! Ты зачем ко мне явился?!
Тебя не звал я, для чего, ответь, пришёл?»
Купец с поклоном: «Живород! Мне сон приснился,
Что ты от рода моего беду отвёл!»

«А в чём беда твоя, Купец, скажи, греховник,
Со мной нельзя причинно говорить, играть»
Купец же молвил: «Я богат, и только ровню
Могу за дочь свою, в её мужья принять!»

«Ну, Хорошо! Я помогу тебе, но помни
Ты сам просил о том во славу лебеде…
Три дня у капища свободно, неуёмно
Прославишь имя Живорода в дань Судьбе!»

В глухом лесу три дня у капища святого
просил и славил Живорода наш купец,
И опосля вернулся сразу в кровли дома,
Стал ждать свершения молитв своих, венец.

А Натали, случайно выведав об этом,
бежать, решилась, нет уж сил её сдержать…
Дождливой тёмной ночью с лунным полусветом
На место встречи, где любимый должен ждать.

Но тем, же часом (когда всё иль спит, иль дремлет)
Из дома вышел Живород, тот, что колдун
Матвей, его завидев, понял – дело скверно,
решает всё сейчас мгновенье в пять секунд…

Бурлит река, вздымая пеной говорливой,
Дождь откровенно по рукам бьёт на отбой… 
Чтоб увести опасность от своей любимой,
он в реку бросился, поплыл на брег другой.

Колдун дождался, как Матвей взошёл на берег,
Взмахнул он посохом, сказав: «Стой, как прируб**!»
Раздался гром, сверкнула молния… в Матвея,
И превратила парня в величавый ДУБ.

А Натали всё, что случилось, увидала,
Но дождь и ветер её устроили пургу.
Она на встречу лишь немного опоздала,
Но так осталась на другом стоять брегу.   

Дождь лил нещадно, замешав горь слёз девичьих,
И тонкий стан её стволом РЯБИНЫ стал,
А руки-ветви проявив души обличье,
Тянулись к милому: «Любимый!», вслух шептав… 

Весной (как водится) наряд наденет белый,
Невестой станет для него она подчас,
Глаза потупит: «Для тебя цвету несмело…»,
и так до осени цветёт не на показ.

А лишь ветра задуют, всё обеспокоют,
И дождь омоет слёзки девичьи, стечёт…
Она уронит в реку слёзы с краснотою,
Печаль свою на брег другой ему несёт.

«Ох, широка река, но нам не перешАгнуть,
И глубока река, но нам не утонуть.
Я без тебя, любимый, вечно буду зябнуть,
И не согреть меня, ни руку протянуть».   

Народ в сказаньях говорит о том так любо,
Но горечь есть (не стала девушка женой):
«Нельзя РЯБИНЕ перебраться видно к ДУБУ,
Так век качаться на брегу ей лишь одной…»

Любовь не может быть никак наполовину,
Она не может жить в неволе, впопыхах…
Река два сердца, две судьбины разделила.
Так и стоят они на разных берегах…

*)ЖИВОРОД - др.славянский колдун, живущий ради своего рода.
**)прируб - а,м. прост. бревенчатая пристройка


Рецензии
Ну зачем? Зачем???

Валентина Киселева 2   16.04.2021 23:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 59 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.