Акростих - антиномия

Акростих  - АНТИНОМИЯ *

Апория** сама себе противоречит.               
Нам лжец вдруг заявляет:  «Я - лжец»,      
Тогда  он правду говорит?               
И вновь противоречие, ведь он же лжец!
Не может  он нам правду говорить!            
От этого ведь можно помешаться!               
Мне кажется, что выход  есть,               
И  это  то, что может совместиться,               
Я – лжеца  и  правдолюба здесь!               

Справка из Википедии
* Антиномия (др.-греч. «противоречие в законе» или «противоречие закона <самому себе>» от - «против» + «закон») — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между признаваемыми одинаково верными положениями, или, другими словами, противоречие нескольких законов. Термин «антиномия» был предложен Гоклениусом.
 В простейшем варианте «Лжеца» (Евбулид из Милета),  человек произносит: «Я лгу», или «То, что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский, отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдёт решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.
**Апория (греч.«безысходность, безвыходное положение») — это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. Апоретическое (апорийное) суждение фиксирует несоответствие эмпирического факта и описывающей его теории. Апории известны со времён Сократа.


Рецензии