37. Тетради - отклики

     "Желание хочет всего, но само является чем-то, пока исходит от меня.
Мы — бочки без дна, пока не поняли, что у нас есть дно".

     С. Вейль. Тетради.


      Человеческое по сути - событийное - одно на двоих или два в одном, иначе не возникает человека, его души и его разума. Но материально рождаемся мы как единичные отдельные существа. Поэтому сущее есть один человек(один среди множества других). А Бытие есть единый человек (когда нас много, но мы едины). Разумеется в вопросе о Бытии речь не идёт о стадности, в которую мы легко сбиваемся; стадность - не Бытие, а попытка освободиться от тяжести единичности.
Бытийно наше дно уходит в бесконечность нашей возможности и способности быть, оно в принципе неисчерпаемо, но сущностно, отдельно мы кажем совсем иную природу - ту, которая ограничивает любые наши полёты. И в этом вопросе, как и в любых других, мы - распяты "между -между", мы такие создания, которые несут Крест, и у этих созданий недаром появился Христос, который этот Крест исполнил. Христос - это символически выраженная наша собственная природа.
     Таким образом мы можем желать всё, как существа хоть в какой-то мере понимающие всё (мы можем желать многого потому что многое нам доступно) и всё же наше желание остается желанием вот этого единичного существа и отсюда всегда является чем-то наряду со всем остальным в мире. Так что будучи лишь наряду со всем остальным оно имеет очень мало шансов на успех, в то время как питается широчайшими возможностями своего зарождения.
     Я хочу сказать, что мир распахивается перед нами как огромная чаша, переполненная самыми разнообразными предметами и действиями, он зазывает или приглашает (в зависимости от уровне на котором мы сами), и он даже обещает казалось бы крайне многое, но исполнить это крайне многое редко когда бывает в наших силах.

    Бытие это "нельзя хлопнуть в одну ладонь" - по Симоне Вейль.
Но зато когда можно хлопнуть в две ладони - получается громкий наполненный звук, выделенный из всего остального.


     "Беспредельное есть ИСПЫТАНИЕ единицы. Время — вечного. Возможное — необходимого. Перемена — неизменной величины".

     С. Вейль. Тетради.


     Испытание и пытание (пытка), в пытке можно маяться и кричать от боли; мы маемся во времени и кричим от боли. Испытание можно проходить, поэтому мы желаем перемен, желаем новых возможностей - желаем их в надежде на... прохождение испытания.
    Итак, мы желаем испытания, но не проходя через него, ощущаем вокруг себя одну лишь пытку.

   Допытываться у человека "что он есть такое?" может лишь одно беспредельное, которое подступает к нам всё ближе и ближе, стараясь нас рассмотреть без предубеждения, словно сама Вселенная склоняется над нами и вопрос "кто мы?" сменяется для нас звучащим в ушах вопросом "кто вы?", "зачем вы здесь?".

   Время испытывает нас в вечности, в самом себе оно испытывает нас лишь походя и прошедшие лишь чисто временное испытание - тщеславны.
Возможность испытывает нас в необходимости, а в самой себе, опять же, возможность - лишь пустой звук и несерьёзная игра.
Перемена испытывает наше постоянство.
   И времени, и возможностям и переменам, мы должны показать "одно в другом", чтобы нас - "пропустили дальше" - как в компьютерной игре на иной уровень. Но когда мы принимаем их за "никчемные побрякушки" мы проваливаемся.

   Конечно, в нашем размягчённом мозгу всё это предстаёт как "игра на выживание", но это неправильное имя, потому что это не "игра на выживание", а "игра на настоящее" или "настоящая игра".

   Собственно, чтобы вступить в "настоящую игру" нужно принять вызов. Если ты не принял вызов, то ты и не играешь.
   А вот чтобы победить в этой игре нужно что-то совсем иное. ЧТО? - вот это и есть наш главный вопрос.

   Если мы дойдём до такой позиции, что мы играем в "настоящую игру" - это уже будет хорошо. Потому что тогда - всё только начинается...


     "Интерес к науке. Он возможен лишь в трех видах:
1) техническо-прикладное использование; 2) игра в шахматы; 3) путь к Богу. (Игра в шахматы приукрашена соревнованием, призами и медалями.)"

     С. Вейль. Тетради.


     Мы преуспели в первых двух, причём "игра в шахматы" предоставляет нам "красотулечку" науки - науку как красотулечку (заманчивы не правда ли невозможные миры?), а технически прикладное использование под её маркой скрыто нас ест - сьедает наше нутро и внутренности.
     Путь к Богу надёжно забыт...
   Мы даже не знаем в какой стороне он лежит, кого вспоминать надо, а кого надёжно забыть, мы смутно представляем себе в какой именно точке мы потерялись. И опять же - где чудовищное и катастрофическое осознание того, что мы вообще потерялись? - его ещё нет.


     "Нам хотелось бы, чтобы всё, имеющее ценность, было вечным. Но всё, что имеет ценность, происходит от некой встречи (в первую очередь я сама: ведь лишь случай однажды устроил встречу моих отца и матери!., и все, кого я люблю, и все люди, и всё то, что сделано людьми), длится благодаря встрече и перестает быть, когда то, что встретилось, разделяется. В этом центральная мысль буддизма (гераклитовская мысль). Она ведет напрямую к Богу".

     С. Вейль. Тетради.


     Но если я длю встречу и живу встречей, то и она живёт, это не противоречит Симоне Вейль, потому что главное это встреча. Наверное, это и есть то, что называет длением (а за ней и длительностью) - продолжающаяся встреча. Вещь длится потому что она продолжает свою встречу с Богом, мы длимся потому что в нас продолжаются наши встречи. А всё, что не это - обрыв, пустота, пародия, имитация.
     И главное различение, помимо всех отдельных, частных, бесконечных различений - отличать встречу-дление от всего безразличного.


     "Посредство случая, который дал моему отцу встретить мою мать, еще более спасительно, чем <посредство> смерти.
Есть ли во мне хоть что-то, что не происходило бы от этой встречи? Только Бог. Но и моя мысль о Боге происходит от этой встречи".

     С. Вейль. Тетради.


     Но может быть, моя мать и мой отец ( хотя я их так не называю, а называю мама и папа) встретились не так уж и случайно? Может быть они встретились не только по статистике, а исходя из совершенно иных вещей? Например, из тех, в соответствии с которыми, я вдруг неожиданно и близко вспоминаю какого-то давно забытого человека, теперь уже никакого отношения ко мне не имеющего, а затем спустя пару дней "случайно" встречаю его на улице? Помимо "наших" законов.
Я бы и сама мечтала о встречах помимо "наших" законов, потому что "наши" законы таковы, что их не назовёшь ни справедливыми, ни благими. Всё, что в них не попадает называется случайностью - с какой стати? Моя встреча мне обеспечена тем, что я есть, кто я есть... Никакой случайности, только выглядит всё так - случайно (потому что нужна "завеса" для "настоящей игры").


Рецензии