Память ходит назад без следов

Зима намедни мягкотела,
Нет снега, не метут метели.
Под бледным солнцем оголтело
Бегут никчёмные недели.

Во сне приходят в очертаньях
Эскизы ведомой тревоги,
Отверженных надежд рыданья,
Взахлёб ревущих мифологий.

В рутине ничего не срочно,
Я отпустил давно поводья.
Минута новая воочью
Мне кажется, что не сегодня.

Я верю в пламя близнецово,
Начало разных патологий,
Где сумасшествие – основа
Божественной любви немногих.

Весьма некстати озаренье,
Слова без мимики летальны.
Кидаю горечи в сомненье
И попадаю в мир буквальный.

                * * *

Память ходит назад без следов,
Невозможно любовь обмануть.
Среди сотен чужих голосов
Дай послушать судьбу пять минут.


Рецензии
Эти строки написаны нашим современником, но для меня это прекрасный стилистический образец поэзии того периода, который мы называем «серебряным веком»!
Здесь поэт, вольно или невольно, собрал воедино его главные направления - декаденство, символизм и импрессионизм.

Сколь пронзительно звучит разочарование и постылость taedium vitae:
«Под бледным солнцем оголтело
Бегут никчёмные недели»…
Невозможно не согласиться с аксиомой поэта - «В рутине ничего не срочно». И действительно, «отверженных надежд рыдания», наполняют этот «мир буквальный», в котором «слова без мимики летальны».
Все эти прекрасные метафоры поэта, и это очевидно, очень точно передают общее настроение сегодняшних дней.
Они как «эскизы ведомой тревоги».
Как ещё можно назвать все эти строки и метафоры, как не слиянием декаданса с символизмом?

А уйти от всего этого, да ещё и от «взахлёб ревущих мифологий» можно лишь туда:
«Где сумасшествие – основа
Божественной любви немногих».
Эти чувственные и впечатляющие строки - великолепный образец символизма в единстве с поэтическим импрессионизмом.

А в итоге поэт полностью погружает читателя в то, что Константин Бальмонт называл «психологической лирикой». И в этом поэт Михаил Гуцериев сегодня непревзойдённый мастер!

Очень интересен эпилог произведения:
«Память ходит назад без следов,
Невозможно любовь обмануть.
Среди сотен чужих голосов
Дай послушать судьбу пять минут»
На первый взгляд, он написан в отрыве от остальных строф, тем более, что и размер и ритм полностью отличаются.
Это четверостишье звучит как притча, коей по сути и является. И это ещё одна грань таланта поэта.
Безусловно, эту строфу можно считать даже отдельным произведением. Но она, позволяя оглянуться и подвести черту, не устанавливает границ, а лишь даёт ещё один шанс услышать подсказку судьбы…

Мне понравились видео этого произведения http://youtu.be/ro6ss8N-QW0. Очень хорошая, оригинальная работа!

Спасибо!

Сергей Ростовъ   10.07.2023 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Сравнение с Серебряным веком приятно и лестно. Хоть К. Бальмонт и говорил о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, но диапазон Серебряного века значительно шире: акмеизм, футуризм, имажинизм, новокрестьянская поэзия… И всё интересно, самобытно, смело. Этот период в искусстве выделяется многогранностью, энергией поиска, смелостью эксперимента.
Хочу поблагодарить также за то, что отметили в рецензии фильм, снятый на эти стихи: прекрасная постановка Михаила Левитина мл. и талантливое исполнение актера Сергея Загребнева дали произведению новую жизнь, наполнили его особыми смысловыми и эмоциональными оттенками.

С уважением, Михаил Гуцериев

Михаил Гуцериев   05.10.2023 14:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.