У самовара я и моя Майсе

Майсе и маасе, а также: Натан мудрый, а солдаты дураки. Не будем, однако, уподобляться изгнаннику по имени Бенедикт (Барух) Спиноза, который в такой же завуалированной форме отрицал авторство Моисея. Приходилось шифроваться, а что делать: не ровён час убьют благочестивые соплеменники, это и херем покажется благословением курице. Что это за?.. А это вот что: "Благословен Ты... Который даровал от мудрости Своей курице". Пародия на благословение, которое рекомендуется произносить при виде мудреца-нееврея. Еврейский фольклор, анекдоты о раввине Иойсефе Локше ("Локш" значит "лапша").
Но по порядку. Колумнист еженедельника "Собеседник" Дмитрий Быков откликнулся на убийство учителя во Франции. Был ли убийца религиозным фанатиком? Сразу берёт быка за рога. Нет, "потому что религиозный человек не станет жить среди неверных, да ещё и по доброй воле", пишет Дмитрий Быков, не дают ему покоя лавры хелемского раввина. Ещё и красным подчеркнули. Редактор выделяет ошибки подобным же образом, – забавно, не правда ли...
Тут мы сделаем вольт: в начале было... и т. д., так вернёмся к началу. Есть одно слово, оно читается по-разному в сефардской (отсюда современный иврит) и в ашкеназской (идиш) традиции: маасе и майсе соответственно. Слово это многозначное: дело, работа; рассказ, сказка, анекдот; событие. Многозначность вообще свойство многих слов в разных языках. Так, сирийское mhaimen может означать как "верующий", так и "евнух". Вот и пойми. Для нас представляет интерес то, что еврейское маасе-майсе означает одновременно и само событие, и повествование о нём, причём не обязательно строгое: рассказ – но и сказка, анекдот...
Подмена события повествованием (желательно эмоционально окрашенным, как бы "живым", "фром зе харт"), лежит в основе такого гешефт-мэйкинга, который я назову "способом Натана". Что это, скоро станет ясно и без моих, натурально перегруженных деталями, рассуждений (ну не Спиноза я, не Барух).
Итак, "религиозный человек не станет жить среди неверных, да ещё и по доброй воле" (Дм. Быков). Есть подтверждения тому? Есть. Одно. Оставим его на сладкое. Начнём от противного. "...Идите, научите все народы..." (Мф. 28-19) Прозелитизм невозможен вне "неверных". Христианские миссионеры "по доброй воле" шли к "неверным" и терпели от "язычников" чудеса. Жития написаны слезами и кровью. "Многие притеснения, побои и раны претерпел я от этих зверообразных людей. Не однажды они били меня и прогоняли с острова, даже сожгли мою хижину" (Лазарь, строитель Муромского монастыря. "Повесть о Муромском острове". Олонецкий сборник, Петрозаводск, 1886 г.). Это лишь один из примеров, близкий мне, так сказать, территориально.
Соль бросают в пищу. Мы не видим в городах и сёлах "православных" кварталов, районов, улиц и даже домов. Но есть религии, прозелитизм отрицающие. Это как в Тегеране: чтобы попасть на ту сторону улицы, нужно там родиться... Поэтому мы видим в городах (некоторых, а ещё наши деды-прадеды видели во многих), места компактного расселения приверженцев, например, веры Авраамовой. И это не всегда их сгоняли в гетто безбожные власти. Это им самим так было удобнее и спокойнее – компактно... И соблюдать запреты, и обходить их, когда возникала такая надобность. "Эрув" – один из примеров обхода. Еврейский квартал или целый город (были чисто еврейские города, небольшие, в Польше, например) обносили символической оградой (скажем, проволокой), и территория получала статус общего владения, на которой уже действуют не все "субботние" законы, а выборочно. Проделать такую штуку в условиях дисперсного, рассеянного житья-бытья не получится. Поэтому – "мы вместе".
Хочу подчеркнуть: я здесь не сравниваю, не противопоставляю. Сравнивать и противопоставлять, "выводить" – это дело повествования (майсе, маасе тож). Я привожу факты (маасе, майсе тож). Как отличить событие от нарратива, майсе от маасе? Когда по большому счёту это всё одно, всё изображение, а не сам образ?
Проверить на "метод Натана". Что это за один? А это уж вы сами узнайте у Ярослава Гашека ("Похождения...", эпизод с покупкой коровы для продовольствия воинства).
Проблема нашего "свободного времени" заключается в невозможности выйти на событие, минуя повествование, минуя "хелемского раввина". Везде, блин, он! Хлебнув из копытца, порочит Алёнушку; дербалызнул – и промахиваясь мимо стана, винит станового... Хасид притворился миснагедом, а заритритишь себя, по примеру Фомы-имитатора, в угол, с книгой – и там он...
Продана корова. Нет коровы у нас. Продаём-перепродаём майсе. Прибыток невелик, но протянуть – можно...


26 октября 2020 г.


Рецензии