Вновь я посетил

Вновь я посетил родную Третьяковку.
Устав от похорон подруги институтской Бэлы,
Отдав её потомкам посвященье,
И внемля уговорам Нины,
На следующий день,
Отправились с утра мы в Третьяковку.
Что б отдохнуть, проветриться,
Одухотворенье поймать,
И в восхищеньи созерцать
Большую, представительную выставку,
Художника природы, бытия,
Поленова Василия – художника-поэта.
.

Пришли к открытию,
Что бы в толкучке не пропасть.
Нам повезло, мы свободно, без помех,
Успели пробежать и просмотреть
То, что нам хотелось, и подновить
Познания и впечатленья,
До того, как собралась топа,
И разбрелась, рассыпалась,
По всем представленным разделам.

Про московский дворик помолчу –
- Многотираж. Хоть хорошо, но надоело.
Своё же отношение к прекрасному художнику
Я, в общем, сохранил.
Оценку, осмысленную дать могу.
И, кое что сказать,
Что в моих силах.

Оценка, быть может,
Со мнением других,
Не будет совпадать.
Но, тем не менее,
Мне интересно, её опубликовать,
Чтобы услышать критику, понять,
Где я прав, или неправ,
И, может поменять мои сужденья.

Сначала, чем я восхищён.
Пейзажи хороши, там, где спокойная вода.
Где отражение в воде деревьев, неба
И других пейзажа элементов.
Там, где нет воды они тусклей,
Он, это понимал. Поэтому их мало,
Их, почти не видно.

Ещё удачно и профессионально
Он видит и рисует перспективу.
Не только в пейзажЕ, но и
В больших полотнах и картинах.

Конечно, это объяснимо:
Поленов архитектор от природы,
Он с перспективой заодно,
Он ею овладел, она с ним воедино.

Большие же полотна, пожалуй, схематичны.
Но колорит в них есть,
Художник управляет светотенью.
Особенно наглядно это видно,
На двух, отдельно представленных картинах:
«Больная».
Одна, поменьше,
Скорей всего подготовительна к большой,
С прекрасной прорисовкой и перспективой.
Но, слишком, как чертёж,
Проста и схематична.
Другая, что значительно побольше,
Почти что, копия её.
Но, обладает всему присущему Поленову,
Глубокому искусству светотени.
Смотреть их обе, переводя поочерёдно взор,
Ошеломляет, блестящее владенье светотенью.
Их рассмотренью я посвятил,
Времени, наверно, половину.

Большие полотна мне показались малоинтересны.
Понятно, что художник в них вложил
И душу, и академическое мастерство.
Но они не оставляют глубокого и
Проникновенного вниманья, впечатленья.
В этом он явно не Крамской иль Репин.
Не Репин он и в образе, в портрете.
На мой взгляд, он там сухой академист.
И не оставил удовлетворенья.

Мне, кажется, удачно
Составлены и размещены
Все справки, поясненья,
Разъясненья.
Развеска, расположение разделов,
Продуманы, понятны.
Всё это позволяет пожелать,
Продолжить экспозировать
Других прекрасных живописцев.
Крамского, например, иль Врубеля.
Успех мероприятия, опять,
Будет однозначно близким.


Рецензии