И чудный видится узор, отредакт
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.
Чувашская национальная вышивка отличается богатством, красотой и лаконичностью узора, сложностью и филигранностью его исполнения. Она создается по счету нитей, по клеткам. Почти все швы в вышивке - двусторонние и обратная сторона вышитого изделия смотрится очень аккуратно.
В Чебоксарах есть Музей чувашской вышивки, который открылся в 2015 году. В залах музея представлены элементы гардероба и быта древних чуваш, которые знакомят посетителей с историей развития национального костюма и мировоззрением предков чувашского народа. Хочется рассматривать отдельно каждый этнический орнамент и узор на старинной вышивке, которые могут многое рассказать о ее бывших владельцах. Узоры, созданные руками древних мастериц - это своеобразное послание, знаковое письмо, которое хранит в себе каждый вышитый ею мотив. Это особенно ценно, поскольку письменности в старину не было. Каждый узор и его детали имеют свое значение. Не правда ли, интересно?
В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.
У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.
По преданию, верхний мир имеет три этажа, столько же этажей располагается в подземном мире. Небесный мир (рай) населяли благоприятные для человека силы - боги и добрые духи. Рай представлял собой цветущий сад, полный таинственного блаженства. В мифологии Верхний мир был обителью верховного божества - Тура и находился на высокой горе, там же пребывали души праведников. Он обозначался голубым цветом. Небо было мифическим персонажем,и представлялось в образе супруга богини-земли.В мировоззрении чуваш небесная твердь была грозным, мужским началом и рисовалась черным контуром.
Посередине лежала земная поверхность.На земле жили люди и все живое. Нижний мир - это потусторонний мир, царство злых духов (ад), возглавляемое Шуйттаном.
Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо, воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.
В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали узорами, которые назывались "свод неба" на плечах женских рубашек и мужских халатах.
В древности стихии природы обожествлялись. Основу чувашской мифологии составляют сюжеты о браке неба и земли. В чувашском фольклоре земля - это богиня, - олицетворение стихии плодородия.Мать-прародительницу землю вышивали красным цветом.
Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.
В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты. Так, например, земля изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические вышитые линии, напоминающие гребни волн.
Цвета в вышивке преобладают красные и белые. Красный - цвет жизнеутверждающий, радостный, торжественный. Белый цвет - цвет чистоты. Он служил фоном для всей композиции. Остальные цвета лишь дополняли вышивку.
Желтый цвет - цвет солнца, благополучия. По верованиям чуваш солнечное светило было живым. С солнцем связано смысловое значение нагрудных нашивок на женских рубашках - "кеске". Орнамент кеске; выполнялся зеркально-симметрично. Считалось, что солнце оберегает женскую грудь от разных невзгод.
В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.
И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.
Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.
Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке... Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор...
Примечания: *юман - в переводе с чувашского - дуб.
В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.
Космогонические сюжеты - мифическое представление о сотворении мира, это мифы о происхождении космоса и модели мира.
Лит: Г.Б.Матвеев ("Чувашская мифология: этнографический справочник", Чувашское книгоиздательство ISBN 978-5-7670-2750-7). Книга напечатана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук.
А.А.Трофимов (1976,1979).
P.S. Прежнее произведение-в памяти сайта, простите великодушно. Почти не остается время на сон.
Свидетельство о публикации №120102501033