И чудный видится узор, отредакт

Друзья мои, наверное, нет человека, которого бы не оставило равнодушным искусство вышивки. Даже если вы не интересуетесь  рукоделием, то скорее всего,  не раз  восхищались искусными работами мастеров, создающих на своих полотнах красочные картины, богато расшитые цветными нитками или бисером.

   Сегодня я хотела бы поговорить с вами о чувашской национальной вышивке.

   Чувашская национальная вышивка отличается богатством, красотой и лаконичностью узора, сложностью и филигранностью его исполнения. Она создается по счету нитей, по клеткам. Почти все швы в вышивке - двусторонние и обратная сторона вышитого изделия смотрится очень  аккуратно.

  В Чебоксарах есть Музей чувашской вышивки, который открылся в 2015 году. В залах музея  представлены элементы гардероба и быта древних чуваш, которые  знакомят посетителей с историей развития национального костюма и мировоззрением предков чувашского народа. Хочется рассматривать отдельно каждый этнический орнамент и  узор на старинной вышивке, которые могут  многое рассказать о ее бывших владельцах.  Узоры, созданные руками   древних мастериц -  это  своеобразное послание, знаковое письмо, которое хранит в себе каждый вышитый ею мотив. Это особенно ценно, поскольку письменности в старину не было. Каждый узор и его детали  имеют свое  значение.  Не правда ли, интересно?

   В орнаментальном искусстве вышивки воплощалась жизненная философия древних чуваш.

   У каждого народа были свои представления о мироздании, о природе и ее явлениях. По верованиям чуваш природа обожествлялась. Традиционные представления о сотворении мира у древних  болгаро-чуваш нашли свое отражение в узорах вышивки. Вышивка иллюстрировала своеобразную модель мира, состоящего из семи этажей.

   По преданию, верхний мир имеет три этажа, столько же этажей располагается в подземном мире. Небесный мир (рай) населяли благоприятные для человека силы - боги и добрые духи. Рай представлял собой цветущий сад, полный таинственного блаженства. В мифологии Верхний мир был  обителью верховного божества - Тура и находился на высокой горе,  там же пребывали души праведников. Он обозначался голубым цветом. Небо было мифическим персонажем,и представлялось в образе супруга богини-земли.В мировоззрении чуваш небесная твердь была грозным, мужским началом и рисовалась черным контуром.

  Посередине лежала земная поверхность.На земле жили люди и все живое. Нижний мир - это потусторонний мир, царство  злых духов (ад), возглавляемое Шуйттаном.

    Верхний, средний и нижний миры соединяло Мировое древо,  воплощением которого чаще всего выступал дуб юман*. Мастерицы вышивали его на спине рубашки. Будучи подобием Вселенной, фигуру человека чуваши также отождествляли с Мировым древом. Древний человек считал дерево живым, похожим на себя и держащим на своих плечах небосвод.

         В узорах чувашской вышивки можно увидеть сюжет о богатыре Улыпе, который поддерживает на своих плечах небо. Этот сюжет вышивали  узорами, которые назывались "свод неба" на плечах  женских рубашек и мужских халатах.

   В древности стихии природы обожествлялись.  Основу чувашской мифологии составляют сюжеты о браке неба и земли. В чувашском фольклоре земля - это богиня, - олицетворение стихии плодородия.Мать-прародительницу землю вышивали красным цветом.
 
     Вне пространства и времени находился хаос, который вышивальщицы воплощали в сложных космогонических* сюжетах. Например, тема всемирного водяного хаоса отражена на женском головном уборе масмак.

   В основном в орнаментах преобладают геометрические формы, квадраты.  Так, например, земля  изображалась в виде квадрата. Интересно, а почему? Такой себе землю представляли древние чуваши. В воззрениях болгаро-чуваш земля была четырехугольной или восьмиугольной. Также в качестве мотивов изображались разные деревья, птицы, животные, небесные светила и другие явления природы, выраженные в различных символах. Например, воду означали геометрические  вышитые линии, напоминающие гребни волн.
 
     Цвета в вышивке преобладают красные и белые. Красный - цвет  жизнеутверждающий, радостный, торжественный. Белый цвет - цвет чистоты. Он служил фоном для всей композиции. Остальные цвета лишь дополняли вышивку.

     Желтый цвет - цвет солнца, благополучия. По верованиям чуваш солнечное светило было живым. С солнцем связано смысловое значение нагрудных нашивок на женских рубашках - "кеске".  Орнамент кеске; выполнялся зеркально-симметрично. Считалось, что солнце оберегает женскую грудь от разных невзгод.

      В древности вышивали все чувашские девушки и умению мастерицы искусно вышивать придавали огромное значение. По красоте и изяществу вышивки судили о характере мастерицы, ее умению вести домашнее хозяйство. Считалось, что если вышивка была красивая и аккуратная, то девушка будет хорошей хозяйкой и женой. Но если девушка не умела вышивать, это считалось позором и такую девушку могли не взять замуж.

   И в наше время вышивка с национальным колоритом не потеряла своей актуальности. Салфетки, скатерти и другие вещи традиционно пользуются спросом у гостей и жителей нашей республики. Эти вещи необыкновенно красивы.

   Я совершенно искренне восхищаюсь неповторимой красотой узоров, созданной умелыми руками мастеров.

    Рукоделие у нас очень любят. Я сама люблю вышивать и рука, бывает, так и тянется в тихие зимние вечера к ниткам и иголке...  Эх, бывало, сядешь отдохнуть за пяльцами: и чудный видится узор...


 Примечания: *юман - в переводе с чувашского - дуб.

     В некоторых мифах верхний мир и земля имеют семь ярусов.

    Космогонические сюжеты -  мифическое представление  о сотворении мира, это мифы о происхождении космоса и модели мира.


Лит: Г.Б.Матвеев ("Чувашская мифология: этнографический справочник",  Чувашское книгоиздательство ISBN 978-5-7670-2750-7). Книга напечатана по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук.
   А.А.Трофимов (1976,1979).

P.S. Прежнее произведение-в памяти сайта, простите великодушно. Почти не остается время на сон.


Рецензии