Моцарт таинственный...

     “Растревожил сердца и настроил на счастья волну.”
(Есения Волковинская)

Сонет

Растревожил сердца и настроил на счастья волну
За века своей музыкой Моцарт таинственный…
Красотою мелодий своих вызвал в душах весну,
Человечеству дав к Небесам путь единственный.

Это путь Красоты – от неё волшебство состояний,
Много чувств небывалых, тончайших.
Моцарт был с Красотой пред Творцом в предстоянии,
Подарив миру столько творений редчайших!

Растревожил, настроил на счастья волну нам сердца
За века своей музыкой Моцарт таинственный…
И теперь вместе с ним с Красотой до конца –
С Красотой, что нам путь открывает единственный!

Красоты дал нам путь – путь единственный –
Своей музыкой Моцарт таинственный!

+++
Отклик на стих Есении Волковинской "Ночные танцы"
http://stihi.ru/2019/10/12/7116


Рецензии
Добрый день,Владимир!Ты знаешь,красивый и очень познавательный сонет.Моей
старшей дочери очень нравится серьёзная музыка,она у себя часто посещает разные
концерты.Я,несмотря на тонкость своей души,не очень понимаю классическую музыку,
хотя немало слышал.Не приучили,не моё,не люблю оперу и балет.Пробовал не раз
смотреть,но не моё.Зато драмтеатр,а особенно оперетту ну просто обожаю.Я,конечно,
как человек начитанный,немало знал раньше о великих музыкантах.Но сегодня и всегда
больше всего слушаю русскую песню,советскую и зарубежную эстраду! В этом сонете
ты очень хорошо показал тот путь красоты,что являет нам музыка Моцарта.Мне это
пришлось по душе!
С уважением,Владимир.

Владимир Ильич Басалаев   23.10.2020 13:00     Заявить о нарушении
Владимир Ильич, Ваш комментарий вызвал во мне и чувство благодарности за продолжающийся диалог и за понимание Вами смысла моих стихов. Но диалог - это не только обмен мнениями, но и открытие каждой стороной чего-то нового и полезного. Вот Вы сказали, что "не любите балет и оперу". Мне вспомнилось, как я всегда в Барабинске на лекциях для старших классов средних школ по приглашению начинал всегда с одного и того же вопроса...: "ребята, кто из вас любит оперу?" Весь класс замер и никто не отвечает. Тогда оживляю аудиторию - лекторский приём - : "Кто из вас не любит оперу?" И весь класс ожил - поднял руку весь класс. Выбираю лицо поумнее и спрашиваю: "Какие именно оперы вы не любите?" - и во всех школах один и тот же ответ: "Все!" И я в шутливом изумлении подхожу поближе к этому ученику и поздравляю его: "Я пел в школе 10 лет, пел также 5 лет в опере в ВУЗе, изучал разные оперы, получил музыкальное образование в музучилище после ВУЗа,но до сих пор к моим 45 годам не прослушал ВСЕХ опер, а вы - выпускник школы - в таком юном возрасте уже ВСЕ оперы прослушали!!!!" Весь класс улыбается моей шутке! И вот я им излагаю простую историю из моей действительной истории в Барабинске. Заходя в магазин, где продавали эстраду и немного классики на виниловых пластинках, я спрашивал, а откуда поступают пластинки, в частности - классика. Мне отвечали - из Торга. Не поленился и на велосипеде приехал в Торг. Нашёл отдел пластинок и спросил, есть ли классика и что они с ней делают. Они отвечают, что она лежит годами, а затем уценяется почти до нуля, и лишь немногие пластинки поступают в магазин... Я полез по стремянке к одной полочке с коробками, другой - битый час все эти сокровища осматривал. И Сказал, что готов помочь в считанные дн продать эти пластинки, раз каждая стоит уже 10 коп. Они обрадовались. И пока я ехал в школу, они уже погрузили всё на прицеп , и трактор готов был тронуться в путь. Тогда я им сказал, что ехать надо в музучилище, где я тоже несколько месяцев преподавал музлитературу по совместительству. И пока я возился в школе по своим директорским делам, мне звонят уже из музучилища и говорят, что студенты ведомых мною групп уже составили список, кто и какие пластинки берёт и собрали даже уже деньги. Когда я приехал в музучилище, то добрая половина пластинок была уже продана без продавца! Но среди них осталась коробка с одним необычным произведением... Это история о двух возлюбленных... Школьники оживились... А я им начинаю рассказывать историю "Юноны и Авось". Был вечер, уроки уже закончились, у кого-то животы урчали, за окном морозище, а весь класс внимательно слушает и ждёт, чем же закончится этот рассказ. Когда я закончил, то сказал, что о двух возлюбленных написал современный композитор музыку. И стал ставить фрагмент за фрагментом. Никто не уходил из класса, хотя урок давно закончился. Меня попросили прийти на следующий вечер и докончить рассказ уже с музыкальной стороны дела. Школа №47 находилась рядом с домом , где я тогда жил. И я пришёл снова к последнему уроку. И , ставя музыку на понравившийся сюжет, пояснял то или иное. Закончив лекцию, напомнил, что у всех 11-ти-классников уже пора первой влюблённости, и что кто-то из юношей мечтает уже о любви. И вот девушка стучится к нему в дверь, он спрашивает, кто это...и услышав девичий голос, отвечает: "Уходи, ты мне не нравишься, я тебя не люблю." - ...ещё не открыв дверь! А может это была мечта, так быстр сбывшаяся! И тут же поясняю: "Нельзя не любить то, чего ты не познал, к чему ты даже не прикоснулся ещё, чему не открыл дверь в своей душе!" И спрашиваю: "Ребята, а Вам понравилось произведение "Юнона и Авось" Все живо ответили утвердительно. А знаете, как оно называется полностью? Это РОК-ОПЕРА РЫБНИКОВА "ЮНОНА И АВОСЬ"!!!! Теперь хотя бы одну оперу вы точно любите! Так мой педагогический приём достиг цели. Любить можно, только познав любовь к предмету любви, испытав тепло, нежность и все тонкие чувства. А это труд. порою даже многолетний!

Переходя к Вам, скажу. Начните с опер Верди "Риголетто", "Травиата", "Трубадур", Дж.Россини "Севильский цирюльник". Обогатите себя сначала сюжетом, проникнитесь им. Затем включите музыку и постарайтесь понять, как музыка передаёт сюжет. Конечно же, нужны самые лучшие исполнения, от которых тоже многое зависит. И я готов Вам их предоставить! Эстрада не может настолько развить наш дух, как опера или симфония. Надо всё время идти дальше и дальше, или, как поётся в песне советской: "Всё выше, и выше, и выше"

Владимир Черченко   23.10.2020 13:45   Заявить о нарушении
Добавьте сюда оперы: Ж.Бизе "Кармен", П.И.Чайковский "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта" , Римский-Корсаков "Снегурочка", "Царская невеста", Моцарт "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", К.В.Глюк "Орфей" (с Иваном Козловским в роли Орфея)

Владимир Черченко   23.10.2020 13:53   Заявить о нарушении
Касательно Моцарта - он для меня лично самый таинственный. несмотря на то, что я его музыки много переслушал, он воздействует на меня магически. И до сих пор не могу сказать, что я его ЗНАЮ! Покупаю все книги о нём, что попадутся. Скоро будет вся его музыка в записях, буду изучать досконально от А до Я. И уже сейчас могу сказать -слушайте его фортепианные концерты. Особенно медленные части. Постарайтесь даже где-то напеть, запомнить, что именно понравилось. И какая часть. Мне нравятся его медленные части , они в такую глубину погружают! Но и быстрые части тоже интересны и захватывают. а чтобы Моцарт стал ближе, вот ссылки на несколько лекций Михаила Казиника:

http://www.youtube.com/watch?v=5DOwAUPlNdk&t=2s Эффект Моцарта
http://www.youtube.com/watch?v=JJuY7PYbK5k&t=27s
М.С.Казиник.Моцарт и Сальери, ч.1 (2008-09-01)

http://www.youtube.com/watch?v=7EJ5tuk_Jik&t=6s
М.С.Казиник.Моцарт и Сальери, ч.2 (2008-09-02)

http://www.youtube.com/watch?v=C0qIMqZTBdo&t=198s
М.С.Казиник.Моцарт и Сальери, ч.3 (2008-09-03)

http://www.youtube.com/watch?v=fCLHpyNCJcw&t=34s

М.С.Казиник.Моцарт и дьявол (2008-10-29)
http://www.youtube.com/watch?v=LRMzVC5spwI
М.С.Казиник.Ранний Моцарт
http://www.youtube.com/watch?v=YJ-lzp3vX_A
М.С.Казиник.Восприятие музыки (Моцарт)

http://www.youtube.com/watch?v=4FKHGg3a1_E
М.С.Казиник.Восприятие музыки (Моцарт) ч.2

http://www.youtube.com/watch?v=nrYT92CsYkw
М.С.Казиник.Моцарт.Фантазия до-минор ч.1

http://www.youtube.com/watch?v=XtEEZePCCF4
М.С.Казиник.Моцарт.Фантазия до-минор ч.2

http://www.youtube.com/watch?v=CO5e_DW1rUU
М.С.Казиник.Моцарт.До-минорная фантазия ч3

http://www.youtube.com/watch?v=LKupVp3OdGE
Моцарт.Соната для скрипки фортепиано Соль Мажор.Михаил Казиник.Анна Ковынева

http://www.youtube.com/watch?v=-R_g2yOWVAA
Михаил Казиник. 32. Медленная музыка Моцарта. Спор мелодий, часть 5.

Владимир Черченко   23.10.2020 14:03   Заявить о нарушении
Благодарю,Владимир,за интересную историю из барабинской практики.В отличие
от учащихся,я не только знал хорошо сюжеты опер и балетов,потому что ннемало
еще в юности читал о великих композиторах,музыкантах,их произведениях.Мало того,
уже работая,я не раз специально посещал театр оперы и балета в том же самом
Новосибирске,смотрел различные спектакли.Но не прикипел!"Юнону и Авось" видел
в кинотеатре имени В.Маяковского,мне недавно попалась рок-опера Н.Рыбникова
"Звезда и смерть Хоакино Мурьеты".Непременнно послушаю эти пластинки!Но не мои
это музыкальные жанры и жизнь это доказала! Так бывает,Владимир!А моя старшая
дочь это всё обожает,а младшая любит петь,но ко всему этому тоже пвнодушна!
Жизнь такова и ничего не поделаещь!
С уважением,Владимир.

Владимир Ильич Басалаев   23.10.2020 14:08   Заявить о нарушении
Именно Ваша фраза: "Жизнь такова и ничего не поделаешь!" является препятствием для осознания ценности оперы именно для Вас. Это клише. И когда мы его убираем, то и опера, и симфония, и инструментальный концерт, и даже непонятные названием фуги Баха раскрывают нам свои сокровища.

Владимир Черченко   23.10.2020 14:18   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир!Отвечу так:поздно,товарищ,поздно и не на кого пенять,
На всё это у меня уже нет здоровья!Спасибо!
С теплом,Владимир.

Владимир Ильич Басалаев   23.10.2020 14:43   Заявить о нарушении
Поздно? У меня на фэйсбуке несколько лет назад была одна корреспондентка, которая с восторгом отзывалась о моих стихах. На каком-то этапе я попросил её прислать фото для удобства общения. Она ответила: "Ага...Вам хорошо спрашивать меня на 99 году жизни!" Переписка продолжилась, она даже написала, что её однокурсник живёт в Канаде (ему , стало быть , тоже было 99 лет!) И она всё время благодарила судьбу, что меня встретила и сожалела, что раньше этого не случилось. Написала, что получила от меня такие духовные знания, о которых только догадывалась, и что её теперь не страшно умирать и т.п. Переписка длилась около года, пока мне её дочь не сообщила. что она умерла... Представьте, какая жажда знаний и даже пересмотра жизни на 99-м году!!!! Телесный возраст ни при чём вообще - человек бессмертен по своей природе! И движется из жизни в жизнь! И совершенствоваться может, стало быть, всю жизнь.

Владимир Черченко   23.10.2020 21:03   Заявить о нарушении