Залы Петербурга. 11. Зал Вознесения!

   Величественный зал Екатерининского дворца церкви Вознесения господня.
Это - архитектурный шедевр, созданный по проекту Франческо Растрелли, шедевр XVIII века.
 Масштабная реставрация – первая за полтора века –
велась четыре года и завершилась в апреле 19 года XХI века.
   Церковь, поражала великолепием и красотой.
освящена была в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году.
Стены церкви были выкрашены в цвет берлинской лазури,
установленный Елизаветой Петровной в 1749 году.
   Колонны были обвиты резными гирляндами, десятки фигур ангелов наполняли храм,
очаровывая собой дивные земные убранства.
Три монументальных живописных плафона создавали ощущение бесконечности пространства.
    Во время Великой Отечественной войны интерьер серьезно пострадал от разрушений и разграблений.
В 1950-х были проведены первоочередные консервационные работы.
К началу XXI столетия церкви требовалась реставрация,
А это - талантливых мастеров  труды и заботы.
    Исторический интерьер возрождали  опытные редкие специалисты –
позолотчики, лепщики, резчики, живописцы.
   Назначение здания определило символику декоративной скульптуры —
фигур ангелов, головок херувимов, зал одухотворения.
При этом по общей архитектуре здание сохраняет характер светского сооружения.
     Помещение церкви архитектурно разделено на четыре части:
алтарь, неф, хоры и места под хорами, куда всех певцов и дирижёра можно провести.
Хоры и помещение под ними отделены от самой церкви параллельной иконостасу стеной,
имеющей три пролёта внизу и три окна наверху – проект был именно такой.
    На хоры можно попасть через двери, соединяющие их с одной стороны с остальным дворцом
(через них входили императоры и двор),
с другой - с Лицеем (через коридор, соединяющий с дворцом).
   До разрушения храма для него были написаны
114 икон, вставленных в ниши, обрамлённые золочёными рамами, каждый образ был нов.
Иконы были написаны, по распоряжению Елизаветы Петровны,
«наиболее искусными живописцами от помещиков и из монастырей», среди которых –И.П. Аргунов.
   В алтаре располагалась золочёная резная надпрестольная сень на восьми колоннах.
Иконостас шестиярусный столярной работы с 45 образами,
украшенный золочёными колоннами и пилястрами.
    В алтаре находился живописный плафон «Слава Святого Духа»,
написанный в 1822 году Д. И. Антонелли,
а после пожара 1863 года воссозданный А. Ф. Беллоли;
плафон на хорах с изображением святых Веры, Надежды, Любови и Софии
был начат в 1823 году Отто Игнациусом,
а закончен потом Густавом Гиппиусом.
   К апрелю 2019 года  восполнено архитектурное и частично скульптурное убранство храма,
восстановлены почти все образа иконостаса, отреставрирован плафон в алтарной части храма.
Мастера воссоздали величие красоты великолепного зала храма!


Рецензии