И полнится летопись дней...

Публикую сейчас одно из любимых своих стихотворений, написанное после посещения мной в памятный последний день апреля 2012 года Plaza de Toros, то есть, арены боя быков, в Севилье.
"Севилья-меравилья", то бишь, "прекрасная Севилья" зовут её издавна андалузийцы.

Возможно, что и написано оно в одной из излюбленных мной стихотворных метрик. "Мой любимый размер" - как сказал когда-то ослик Иа...
Написано тогда же в начале мая по следам ещё свежих и ярких впечатлений,
хотя, признаться, и сегодня ещё эти картины празднично-ритуальных закланий шести великолепных смоляных быков во всей полноте возникают перед глазами.

Привожу вслед за стихами и довольно интересный,
на мой взгляд, отклик на них, появившийся при публикации в том же году на одном из поэтических сайтов.


---------------


Plaza de Toros


Гумилёв конквистАдором конкистадора нарёк -
не для жеста, пожалуй, для вольнолюбивого спора.
Так и ты бы - в крещендо быков андалузских облёк:
не в грамматику - "торо", а в полногремучее "торро"!
Вот он, бык смоляной, вылетает из красных ворот,
словно чёрт из коробки с пружиною, Зорро-задира,
и ноздрями раздутыми воздух предгибельный пьёт -
майский воздух Севильи, любовницы Гвадалквивира.

Вот он роет копытом песок, чёрный Авель, литой
из бойцовой, не помнящей братова имени, плоти...
Верхний ярус арены чадит ядовитой махрой,
и оркестр многотрубный в бравурной сливается ноте
чуть правее тебя, но всё в том же, доступном, ряду,
где курцы табака апплодируют бурно мулете,
в 3-ем тысячелетье, в 12-ом кряду году, -
реконкисты и Каина жертволюбивые дети.

И закланье - изысканно, и позумент золотой
облегает в обтяжку плечо и бедро матадора.
Между алой мулетой и мутно-зелёной водой
к небесам отлетает душа терминатора-торо.
И в бодрящем и праздничном рвенье квадрига коней -
благородные головы в бело-багряных султанах -
мигом тушу увозит... И трубы поют всё пьяней
над весенней Севильей. И полнится летопись дней
Андалузии - в кодах-загадках, желанно и странно...

-------------------------------------


Оставить комментарий


Тема: : Между алой мулетой и мутно-зелёной водой... Сергей Шелковый
Автор Иван Котельников
Дата: 19-05-2012 | 10:52:41

Сергей, здравствуйте!

Пятистопный анапест для русской поэзии - явление редкое. Ведь интонация требует соответствующего дыхания, а здесь, в пятистопном анапесте, метафизика жизни вплетается в ткань бытия, а лиричность как бы приглушается, стихает, может статься, даже мужает...

Одно из лучших стихотворений, созданных пятистопным анапестом, на мой вкус, это стихи Бродского "На смерть друга". Помните, "Имяреку, тебе, - потому что не станет за труд..."?

Любопытно вот что.
Тематическое совпадение: смерть; жертвенность; принцип каталога (когда идёт перечисление признаков явления, создающих его портрет); некая публичность происходящего; отстранённость автора...
Надо полагать, таким образом сам 5-стопный анапест воздействует на стихотворца.

И ещё вот что хотел бы добавить.
Полнота бытия - вот то определение, которое я применил бы по отношению к Вашим стихам.
И его, бытия, гармоничность, которую даже описание страшно-праздничных жертвенных закланий не способно разрушить.
Ибо оно - такая же необходимая часть.
С новым успехом!

P. S.   Вспомнил: старик Хэм был категорическим противником "гуманизации" корриды...


Рецензии